Дзержинское время

Интересуетесь ли вы творчеством художников? Разбираетесь в живописи? Знаете имена всех известных импрессионистов? Даже если на эти вопросы вы ответите: «Нет», мы скажем: «Приходите в Дом книги на Мультимедийный вернисаж и вы наверняка станете поклонником живописи». Такие вернисажи вот уже год устраиваются в рамках проекта «Умные воскресенья» и традиционно пользуются большой популярностью у горожан. 14 октября прошла очередная встреча, тема – «Илья Репин».

Популярность – не сразу

Мы пришли посмотреть вернисаж в пятницу, 12 октября, – шел пробный показ. Плюсы ожидаемы – народу меньше, обстановка спокойнее. Такая пробная презентация устраивается не каждый раз – только в преддверии премьеры. Зато в воскресенье здесь более оживленно, да и в рамках проекта уже не только проводят вернисаж, но и представляют выставки, устраивают встречи с интересными людьми, праздники книги. Организаторы говорят, что сложно выделить по популярности одну тему – все интересны по-своему, но особенно много людей, пожалуй, собирают русские передвижники.
На большом экране одна за другой проходят фотографии художника, проплывают его полотна. При свете настольных ламп, в уютной, почти домашней, обстановке зрителям рассказывают о жизни творца, его становлении как искусного мастера, известных картинах, семье живописца.
Илья Репин… Имя, известное каждому, даже далекому от живописи человеку. Но не все знают, что прославленный художник в юности работал иконописцем, занимался в Рисовальной школе под руководством И.Н. Крамского, продолжил обучение в Петербургской Академии художеств, куда поступил со второго раза, зато потом вернулся туда преподавателем. Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Илья Ефимович стал одной из ключевых фигур русского реализма. Он не сразу получил признание, но впоследствии написание своих портретов ему доверяли представители аристократии и даже сам император Александр III.

Русский реализм во всей красе

Рассказ о знаменитом художнике организаторы вернисажа начали с его блистательных картин, поведав не только историю каждой, но и разные «изюминки», без которых не обходилось создание полотен.
Взять хотя бы картину «Бурлаки на Волге». Как-то раз Репин с сокурсниками отправился на этюды в Усть-Ижору, поселок близ Петербурга. По набережной прогуливалась публика. Внезапно художник заметил бурлаков. В грязных, оборванных рубахах, с угрюмыми лицами шли они рядком.
Молодой художник сделал эскиз. Сюжет картины строился на контрасте бурлаков и дачников. Но друг Репина Федор Васильев композицию раскритиковал, назвав ее искусственной и рассудочной, и посоветовал отправиться на берег Волги, а заодно помог деньгами. Репин на все лето поселился в Самарской области, общался с жителями. Рассказы бурлаков о своей жизни не слишком увлекали художника, его внимание занимал сам образ этих наемных рабочих. Так постепенно рождалась картина… На речном берегу, впряженные, тянут судно бурлаки. Они похожи на нищих оборванцев, которые на жизнь могут заработать только тяжким трудом. А на горизонте виднеется символ прогресса – буксир, который мог бы заменить участь несчастных. Во главе колонны «шишка» – бригадир бурлаков – поп-расстрига Канин. Рядом его ближайшие помощники – подшишельные, слева – Илька-моряк. За спинами подшишельных – кабальные, среди них – запоминающийся старик с трубкой. Далее кашевар и сокольный староста. Потом самый молодой – юноша Ларька. Следом идут нерадивые, как, например, человек с кисетом. Затем, напротив, самые добросовестные бурлаки. Замыкает шествие косный, следивший за тем, чтобы бечева не цеплялась за камни или кусты на берегу.
Нельзя сказать, что художник придерживался достоверных фактов. Бурлаки были далеко не так нищи, как показал Репин. Работали они артелями и денег за летний сезон зарабатывали столько, что в зимнее время могли ничего не делать. Однако, несмотря на историческую неточность, картина пользовалась успехом. Ее приобрел для личной коллекции великий князь Владимир Александрович.
А совсем недавно – в сентябре 2014 года – к 170-летию со дня рождения художника на набережной в Самаре, на берегу Волги, была установлена скульптура по полотну «Бурлаки на Волге».
Илья Репин прославился многими своими картинами, как на исторические, так и на сказочные темы. Среди полотен ряд портретов его друзей и известных людей, много работ посвящено второй жене художника Надежде Нордман и детям живописца. Впрочем, обо всем не расскажешь, хотя на вернисаже организаторы постарались максимально раскрыть личность художника, поведав немало интересных деталей из его биографии.

На очереди «Малые голландцы»

На сегодняшний день прошло уже восемь Мультимедийных вернисажей: «Французские импрессионисты», «Русские импрессионисты», «Русский авангард XX века», «Товарищество передвижных выставок», «Пейзаж в творчестве передвижников», «Исторические полотна Василия Сурикова», «Девять портретов последнего императора» (портреты Николая II), «Илья Репин». На очереди – «Малые голландцы», презентацию по ним вы сможете посмотреть 11 ноября.
Каждый из вернисажей организаторы готовы повторить в удобное для посетителей и себя время. В этот раз гостям предлагалось отметить на бланке, какую презентацию из уже прошедших они хотели бы увидеть и послушать еще раз. Потом организаторы подсчитают голоса, определятся с темой, и 25 ноября – добро пожаловать.
 Ксения Князева