В минувшие выходные дни в Дзержинском театре драмы было шумно и многолюдно – здесь открыли 72-й сезон. Публика, соскучившаяся за лето по спектаклям, ждала премьеры «Много шума из ничего» по известной шекспировской пьесе с особыми трепетом и нетерпением. Ожидания оправдались. Новая постановка наделала много шума в рядах зрителей в самом хорошем смысле.
Замахнулись на Шекспира
Начнем с того, что открытие театрального сезона в этом году действительно отличалось от предыдущих. Народ в театр шел заранее, и зрителей в этот раз, казалось, было больше, чем обычно. Людей, как можно было понять из случайных разговоров, манил не только роскошный репертуар – в театре поставили яркую и искрометную комедию Шекспира, заявленную по жанру как безудержная тарантелла, но и новый облик зрительного зала.
Обновленный лаковый паркет и новые кресла, красивые и удобные, пришлись по вкусу дзержинским театралам. Многие места были проданы даже на балконе, где обычно, во всяком случае на нескольких последних премьерах, гости рассаживались свободно. Несколько зрителей почему-то не смогли найти своих мест, указанных в билетах. Побродив в нерешительности по балкону, они, по всей видимости, притулились на случайных свободных местах.
Впрочем, суматоха в зале улеглась мгновенно, как только на сцене поднялся занавес и начался спектакль. С первых минут действо захватило зрителей настолько, что люди замерли от удовольствия и наверняка забыли все житейские неурядицы. Постановка получилась динамичная, яркая, веселая и очень правдоподобная. И хотя в нашем театре драмы замахивались на Шекспира и раньше, «Много шума из ничего» вышло очень достойным. Кстати, поставила спектакль молодая актриса и режиссер драмтеатра Мария Шиманская.
Безудержные страсти
Спектакль достоин самых высоких похвал. Он был хорош ну абсолютно всем. На сцене в этот вечер блистали почти все актеры труппы. На них были красивые наряды, передающие живость сцен и реалистичность средневековой Испании, которую описал англичанин Уильям Шекспир. Удачным было и музыкальное сопровождение, над ним постарались актер Павел Кузубов и Артем Герасимов, сыгравшие в спектакле Конрада и Бальтазара. Танцы тоже смотрелись и оригинально, и зрелищно, и правдиво. За это спасибо хореографу Евгению Алехину. Но главное, конечно, сюжет. Почти шекспировский, – дзержинцы лишь немного отступили от сценария, – рассказ о любви, клевете, разлуке и раскаянии покорил публику, как уже говорилось, с первого взгляда. Массовые сцены, например, бала в доме наместника Мессины – сицилийского городка – Леонато, напоминали настоящий испанский карнавал.
Сцены спектакля менялись порой так же динамично, как настроение темпераментных испанцев. Только-только перед зрителями веселились приближенные девушки Геро в честь ее помолвки со знатным флорентийцем Клавдио. Одно вращение сцены – и уже идет дружная пирушка с участием самого Клавдио и его друзей. И в это же самое время – «измена» Геро на балконе, разделявшем две части сцены, которую видят принц арагонский Дон Педро (Вячеслав Рещиков), его брат Дон Жуан (в оригинале Дон Хуан) в исполнении Дениса Мартынова и Клавдио, его сыграл Алексей Кузнецов.
Итак, свадьба расстроена, Геро «умерла», не выдержав ложных обвинений в измене.
И посмеялись, и погрустили
Самыми забавными, пожалуй, получились сцены с участием Бенедикта – второго товарища Дона Петро и Беатриче – племянницы Леонато. Исполнившие эти роли Иван Никулин и Анастасия Чимичакова остроумно ссорятся, задирают друг друга, а в итоге оказываются влюбленной парой. Не без помощи «сватов» – принца, Клавдио и Леонато. Как бы невзначай в присутствии спрятавшегося Бенедикта они передают слухи, что Беатриче в него влюблена. А свита Геро, наоборот, при Беатриче, которую якобы никто не заметил, на все лады расхваливают «влюбленного» в нее Бенедикта. Эти сцены словами не передать – нужно видеть, но поставлены и сыграны они великолепно.
«Много шума из ничего» – комедия, но мы бы все-таки называли ее нейтрально – пьеса. В произведении Шекспира много комичного, и заканчиваются все сюжетные линии в итоге счастливо, но есть сцены, которые не позволяют определить это литературное создание только лишь комедийным статусом, они поистине драматичны и даже трагичны. Геро (Екатерина Максименко) страдает от клеветы любимого так сильно, что считает свою прежнюю беззаботную жизнь оконченной. Былой Геро больше нет на свете. Глубокий обморок дочери Леонато помогает поверить в ее смерть остальным героям, кроме самых близких – отца, матери, сестры, Бенедикта. Но как по сценарию оживить Геро для всех, когда правда об ее невиновности вдруг раскрывается?
Она «оживает» прямо в собственном склепе на импровизированном кладбище, покрытая легким тюлем в дымке, затемнившей сцену. Столь ловкий ход на сцене театра сродни «киношному», только придумать и реализовать его было, вероятно, намного сложнее, ведь в отличие от экранных героев, театральные не могут воскреснуть через обычную смену кадра.
Браво, театр драмы!
Помимо главных героев, которые, как уже говорилось, были безупречны и правдивы, стоит отметить игру актеров так называемого второго плана.
Блеснул на сцене главный режиссер театра Андрей Подскребкин, сыгравший Леонато. Ему удалось превратить роль отца Геро, вроде бы не главную, на наш взгляд, в запоминающуюся и весьма глубокую. Как всегда, были на высоте Татьяна Орлова (Антония, жена Леонато и мать Геро) и Артем Баранов (слуга Дона Жуана Борачио). Еще раз хочется отметить игру Ивана Никулина и Анастасии Чимичаковой. Как только они появлялись на сцене, зал, казалось, заранее предвкушал удовольствие от их общения друг с другом и монологов. Очень хорошо вжились в сценарий «нешекспировские» забавные персонажи Клюква и Кисель. Их исполнили директор театра Юрий Кислинский и актер Андрей Крайнюков.
Спектакль смотрелся на одном дыхании. И в этот раз, как никогда, антракт для многих зрителей, по их собственным уверениям, тянулся мучительно долго. Многим хотелось как можно скорее вернуться к сюжету, разыгранному на сцене.
А по завершению постановки зал аплодировал стоя, настойчиво вызывая актеров на сцену вновь и вновь. От всей дзержинской публики, которую «Много шума из ничего» оставило в полном восторге, скажем, как принято в театре: «Браво!». Браво, Мария Шиманская! Браво, актеры, воплотившие шекспировскую пьесу столь удачно в жизнь.
Елена Родионова
Фото Владимира Хруполина