Уж, кажется, и полицейские, и наш брат – журналист языки стерли, предупреждая пожилых людей не покупаться на предложения подъездных ходоков с товарами и услугами. Но людей обманывают все равно. И, кстати, не всегда самых наивных и доверчивых. Корень зла в том, что ушлые дельцы, понимая, что утюги, чайники, ножи как они есть с рук запросто не сбыть, то и дело «совершенствуют» методы «продаж». В ход идет спекуляция на самом святом – здоровье. На удочку обмана недавно попалась 83-летняя жительница Дзержинска Галина Сергеевна З* (данные изменены).

 

Матрас от государства


Галина Сергеевна, несмотря на приличный возраст, женщина довольно бодрая и здравомыслящая: «Не раз с фильтрами от квартиры гоняла!». А тут снизошла до разговора в подъезде с незнакомкой, уж больно та была вежливая и радетельная.

А дело было так. Пенсионерка поднималась в свою квартиру после того, как вынесла мусорное ведро. На лестничной площадке ее окликнула женщина: «Вы не из 42-й квартиры?». Бабушка подтвердила: из 42-й. Собеседница тут же назвала ее по имени и ведро взялась помочь доставить до жилья. Сообщила, что ее прислали из поликлиники от участкового врача. Номер медучреждения и имя терапевта совпали с настоящими. 

А дальше дама сладко запела, что изболелась душой за таких вот бабуль, как Галина Сергеевна. Ведь от государства пожилым бесплатно положены приборы – тонометр, глюкометр, а также ортопедический матрас. 

А в городской медицине такой бардак, что эти обязательства не соблюдаются. Правда, есть один способ немного исправить ситуацию. А именно – предложить старикам все эти вещи хотя бы за полцены. Вот ортопедический матрас, например, стоит 20 тыс. рублей, а представитель лечебницы предлагает купить в два раза дешевле – «всего» за 9990. 

З* задумалась – скидка действительно хорошая и матрас ей не помешает: спина-то вон как каждый вечер ноет, а тут, глядишь, и попройдет. Не зря же государством всем пожилым положено такой матрас дома иметь.

Распишитесь три раза


Пока Галина Сергеевна ходила за деньгами, женщина достала увесистую упаковку – с «матрасом» и кучу бумаг. Здесь была и инструкция, и копия сертификата на продукцию, и кассовый чек, и купон, в котором нужно было расписаться аж три раза. Со зрением у пожилой горожанки проблема, поэтому визировала бумагу она наобум, куда пальцем показали. После сделки «медик» будто испарилась из подъезда, а Галина Сергеевна пошла рассматривать матрас. И вот беда: вместо него в упаковке оказались электрогрелка и электропростыня – комплект «Уютное решение». Пенсионерка расстроилась: должно быть, посланница из поликлиники перепутала свертки. Стала звонить дочери Татьяне, чтобы разобраться.

В пять раз дороже


Татьяна быстро поняла, что к чему. В том самом купоне, где ее мама ставила подписи, говорится, что сбывала продавец именно электротовары – тот самый комплект «Уютное решение». Бабушка же письменно подтвердила, что добровольно приобретает товар, который, как электробытовой прибор, возврату не подлежит, а также то, что представитель продавца довела до нее факт своей непринадлежности к пенсионному фонду, органам соцзащиты населения и медицинским(!) учреждениям. Когда и в поликлинике подтвердили, что никого не посылали по квартирам граждан с матрасами и грелками, стало окончательно ясно, что продавец была самозванкой. 

Начали внимательно изучать документы. Выяснили, что услугу им предоставил ИП «Фокин А.Г.» из Нижнего Новгорода. Кстати, основным видом деятельности предпринимателя, как указано в общедоступных сведениях налоговых органов, является торговля аудио- и видеотехникой в специализированных магазинах. Также он может заниматься розничной торговлей вне магазинов, палаток, рынков. К самой процедуре продажи вроде бы не придерешься: все сопроводительные документы представитель продавца Киреева, как сказано в купоне, покупателю передала. Деньги З* отдала добровольно. То есть и уголовную статью «мошенничество» здесь не пришьешь: хоть Галину Сергеевну и ввели в заблуждение, но почти 10 тыс. рублей у нее никто не похищал – сама отдала и сознавала, что делает. Кстати, мать и дочь для интереса выяснили, что электропростыню и электрогрелку в магазинах медтехники можно купить менее чем за 2 тыс. рублей, то есть в пять раз дешевле. 

Хождение по инстанциям


Татьяна З* оказалась человеком, что называется, упертым. Ни письменный отказ вернуть деньги в офисе продавца, ни отсутствие фактов, достаточных для возбуждения уголовного дела, по мнению полиции, ее не смутили. Она стала «копать» дальше и нашла много чего интересного. Во-первых, по ее словам, Фокин «орудует» по всей области уже давно. В кстовской газете «Земляки» еще в 2016 году рассказывалось о пожилой семейной паре, которая у него же приобрела банальный электроприбор по баснословной цене. Во-вторых, в кассовом чеке, выданном Киреевой «из кармана», очень, к слову, изрядно потертом, значится время 14.20, а «матрас» бабушка покупала в 11.00. А значит, чек – ничто иное, как подделка, и факт купли-продажи происходил с нарушениями. Не поленилась Татьяна даже позвонить производителю «Уютного решения» – в некое питерское ООО, где ей сказали, что по заказу нижегородского общества с ограниченной ответственностью, адрес которого совпадает с адресом ИП Фокин, действительно, выпускали продукцию.
 
Только вот по описанию эта продукция не совпадает с той, что продали З*, то есть инструкция к товару тоже подложная. 

Мы не будем раскрывать всех несостыковок и нарушений, обнаруженных Татьяной, но только благодаря этим фактам дело, скорее всего, будет рассматриваться вновь. На этот раз на его исход может повлиять, в том числе, массовость заявителей. Татьяне уже известны как минимум двое пострадавших от рук представителей все того же продавца техники. 

Уж сколько раз твердили…


Чтобы помочь семье З* вернуть деньги, потерянные из-за обмана, а заодно и свои в том случае, если и вы (ваши знакомые) таким же образом купили что-то у Фокина А.Г. и сожалеете об этом, обращайтесь в городской отдел по защите прав потребителей. Сообщите свои координаты и в редакцию «Дзержинского времени», мы передадим их Татьяне. 

Лучше всего, конечно, изначально не попадать в такую ситуацию, в какой оказались Галина Сергеевна с Татьяной. Для этого нужно всего лишь не поддаваться на уговоры незнакомцев, если они кажутся вам подозрительными. Не слушайте, даже если вам твердят, что пришли из больницы или собеса. Никто и никогда из этих организаций по квартирам просто так не ходит! 

В крайнем случае, если вас все-таки терзают сомнения, не стесняйтесь сначала проверить информацию – звоните в названные учреждения и интересуйтесь, работает ли у них человек, который вам представился. Не забывайте также, прежде чем на что-то соглашаться, позвонить и спросить совета у детей, внуков. Ни в коем случае не подписывайте то, что вы не можете прочитать и понять. Уже давно известно, что база самых возрастных людей с адресами и семейным положением находится в свободном доступе и «нечистоплотные» «бизнесмены» легко ею пользуются. 

…Вернут ли мама и дочь большие деньги, что потеряли зря – вопрос. Мы обязательно расскажем о продолжении этой истории. 

А пока З* хотят предупредить земляков об обмане: никаких матрасов поликлиники не распространяют и государство тоже не гарантирует их бесплатную раздачу старикам. Кстати, ортопедические матрасы стоят от 2 до 8 тысяч рублей, а никак не 20 и даже не 10, как «посчастливилось» купить Галине Сергеевне З*. 

Елена Родионова