Дзержинское время

В Доме трудолюбия еще многое требуется построить и достроить

Рядом с Дальним Константиново, на берегу реки Печеть, есть небольшая деревня – Борцово. Жители в основном пожилые, да их и не особо много. Здесь всего одна улица – Озерная. Дома на ней похожие, простые, большей частью небогатые. Но один из них, совсем неприметный, за невысоким деревянным забором, отличается от остальных. Он хорошо известен волонтерам нашей области и тем, кто ищет временное пристанище. Это Дом трудолюбия «Форпост», действующий при храме, расположенном в поселке Петряевка. В любое время дня и ночи здесь готовы принять нуждающихся, тех, до кого не всегда есть дело чиновникам, а порой и родным. 

Александр говорит, что, наконец, ему хорошо и спокойно
Именно сюда дзержинские волонтеры привезли этой весной бывшего бездомного Александра Никанорова, больше известного горожанам по прозвищу Никанор. Историю мужчины, которого сначала спасли из колодца под мостом, а затем выходили в больнице, мы уже рассказывали читателям («Шанс на спасение», «ДВ» № 9 от 1 марта 2018 года), не переставая интересоваться у волонтеров дальнейшей его судьбой. Добровольцы говорили, что устроился он хорошо, не бедствует, но сам Дом трудолюбия нуждается в помощи неравнодушных людей. И тогда мы решили, что нужно увидеть все своими глазами…

Не просто накормить, а дать кров

На крыльце нас встретил Александр. Одетый по-простому (а перед кем в деревне красоваться?), но гладко выбритый и чистый. Точь-в-точь как в марте, когда мы виделись с ним в больнице. Мужчина приветливо улыбнулся и позвал нас в дом, где за столом уже ждал Игорь Леонидович Зайцев – руководитель Дома трудолюбия. Нам сразу предложили чай, и завязалась беседа…
Игорь Леонидович Зайцев
Вначале выяснили, как возник «Форпост». Еще в 19 веке на месте Нижегородской земледельческой исправительной колонии для малолетних преступников была возведена Княже-Михайловская церковь. За долгую историю своего существования она пережила немало тяжелых исторических событий и перемен. Закрытая в июне 1918 года во время революции, церковь возобновила службу в 1920 году, а вскоре был организован новый Приход: Петряевка, Юрьевец, Игумново, Бабино. Через пару лет Княже-Михайловская церковь была перенесена в деревню Петряевка. В военные годы в здании храма открыли клуб. Только в 1999 году на месте разрушенного алтаря установили крест, было получено благословение Преосвященного Епископа Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) на постройку часовни.
В 2000 году храм вновь отстроили после разрушения, а в 2001-м возобновились богослужения. Настоятель – протоиерей Георгий Бакшаев. За 2014 – 2017 годы был построен новый деревянный храм. При нем действуют Воскресная школа и уже известный нам Дом трудолюбия в Борцове.
Дом трудолюбия «Форпост» был построен в начале 2000 годов.  Общим советом общины прихода за образец приняли «проект дома трудолюбия святого праведного Иоанна Кронштадтского». Основная задача – не просто накормить и одеть нуждающихся, но дать им кров, помочь прекратить иждивенческое существование. Прихожане храма купили в деревне Борцово несколько земельных участков, чтобы в случае, если у кого-то из бездомных или малоимущих возникнет желание построить свой дом, у них была земля.

Жизнь в труде и уважении

Руководителем «Форпоста» с самого начала является Игорь Зайцев, человек неординарный, с сильным характером. При разговоре выяснилось, что Игорь Леонидович – москвич, в 90-х имел успешный бизнес, но жизнь свою поменял одним днем, решив, что его истинное призвание – служить при церкви. В столице живут жена и дети, которые его выбор поняли и приняли. Супруга, как говорит сам Игорь Зайцев, замечательная женщина, каких мало. Она не ушла, не осудила и не стала крутить пальцем у виска, просто смирилась.
«Пути Господни неисповедимы, у каждого своя судьба. Но я искренне рад, что уехал из шумной столицы в деревню. Бывает, люди незнающие пытаются осуждать, заявляя, что я наверняка наживаюсь на бездомных, тратя деньги, что им передают, на себя. Но это не так. Более того, в финансах мы действительно нуждаемся, но, как правило, волонтеры присылают нам помощь продуктами.
И хорошо, деньги – искус. Живу я тут же, в одном доме со всеми, поскольку уверен, что помочь этим людям можно только постоянно находясь рядом с ними, приглядывая, подсказывая. Моя цель – постараться наставить их на путь исправления, показать им, каким должен быть мужчина-хозяин. А то, знаете, некоторые из них даже розетку поменять не могут. Ну где это видано? Мужчина должен уметь все», – поясняет Игорь Леонидович. Интересуюсь, как быть с тем, что «Форпост» – подворье храма, а среди людей без определенного места жительства могут быть и неверующие. Заставляют ли их молиться, ходить в церковь?
«Нет, никто никого ни к чему не принуждает. Конечно, я рассказываю им о вере, объясняю, чем отличаются различные религии. Но не более, – подчеркивает глава «Форпоста». – В нашем доме правил всего два: не употреблять спиртное и уважать друг друга. Какое-то время, скажем, полгода-год, я могу подождать, даже если человек будет злоупотреблять, при условии, что не обижает остальных. Но если завязывать он не намерен или задирается – пусть уходит. Всегда говорю, что наши двери открыты, есть как вход, так и выход. Многие ведь не собираются исправляться, а значит, рано или поздно их вновь затягивает в прежнее болото.»

Взаимовыручка в непростых условиях

К слову, сейчас в доме всего двое постояльцев – наш Александр и еще один мужчина – Владимир, не считая Игоря Леонидовича. Так, конечно, бывает не всегда. «Форпост» вмещает до 15 человек, причем как мужчин, так и женщин. Здесь принимают не только бездомных, но и беженцев, людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Скажем, скоро в Дом трудолюбия должна приехать мать-одиночка с двумя детьми. Вышло так, что женщине трудно устроиться на работу, долгов за квартиру накопилось столько, что тянуть уже невыносимо, есть риск, что ее ребятишек заберут. Единственная надежда – хотя бы на время поселиться в «Форпосте».
К приезду этой семьи здесь готовятся с большой ответственностью. Александр проводил нас в отдельный маленький домик с одной комнаткой, где готовы поселить маму с детишками. Честное слово, там очень уютно. Конечно, обстановка скромная, но есть все необходимое: кровати, шкаф для одежды, раковина, холодильник. Холодно только, но Саша пояснил, что печку установить рискованно, все-таки дети маленькие, поэтому здесь будут стоять два обогревателя. Пожалуй, это лучшее жилище из имеющихся. Но в Доме трудолюбия так принято – наиболее комфортные условия – для семей.
Остальные могут поютиться в предбаннике, где тоже несколько коек.
Игорь Зайцев старается наставить бывших бездомных на путь исправления
В целом обстановка в «Форпосте», безусловно, спартанская. Для многих из нас, городских жителей, условия там могут показаться тяжелыми. Ближайший  храм, школа, детсад, почта, аптека  и магазины в селе Богоявление, пешком в гору вдоль трассы 1,5 км. Дома с печным отоплением, кровати железные двухъярусные армейские, газ баллонный привозной, вода из общей колонки в деревне,  носить воду в баню нужно ведрами, туалет на улице. И все-таки это уютное, теплое жилье, а не подвал или колодец.
«Привыкать к жизни здесь было сложно, – признается Александр. – Когда только приехал, не знал, как дрова колоть и печку топить. К тому же весной народу тут было побольше, среди них, как говорится, люди мне «близкие» (намек на пьющий контингент). Сказать честно, я и к Игорю Леонидовичу не сразу привык. Живешь себе, живешь по своим правилам, а тут кто-то тебя учит жизни, делает замечания. Бывает, по-тихому его обсуждали между собой. Тянуло к прошлому, что уж скрывать. Но постепенно люди отсеивались, не желая меняться. А я для себя понял: если сейчас на все плюну и опять пойду пить да колобродить, то так и сгину. Нет уж, хватит, завязал я с этим.»
Теперь Александр – первый помощник Игоря Леонидовича. Вместе летом они укрепляли фундамент основного дома – он, можно сказать, древний, постройки еще конца 19 века, так что сыплется буквально на глазах. Еще многое здесь требует усовершенствования и достройки: гуманитарный склад, мастерские, гостевой дом. Рабочих рук не хватает, средств и продуктов тоже. В теплое время постояльцы «Форпоста» могут хотя бы подработать, помогая при строительстве кому-нибудь из деревенских жителей, а так работы в Борцове нет. Да и текучка самих постояльцев не способствует быстрому усовершенствованию дома. Не только потому, что некоторые выпивают и рано или поздно сами уходят, но и потому, что есть много положительных примеров, когда люди здесь приходят в себя, встают на ноги и уезжают – кто жить при монастыре, кто приобретать собственное жилье и вести хозяйство.
Кстати, Александр, провожая нас, с легкой грустью просил передать привет родному городу – он скучает по Дзержинску. Но понимает, что пока не готов покинуть «Форпост» – еще не встал на ноги, может взяться за старое. Мы искренне пожелали ему разобраться в себе, уверенно пойти по пути исправления и вернуться к нам.

Помочь несложно

А пока просим всех неравнодушных граждан помочь этим людям, которые по разным причинам оказались на обочине жизни. Сами они говорят, что в первую очередь можно выразить свою поддержку просто помолившись за них. Расскажите об этом проекте знакомым или настоятелям храмов, если посещаете церковь.
Можете приобрести строительные материалы или, при желании, даже сами помочь в строительстве, привезти продукты, вещи. Адрес Дома трудолюбия «Форпост»: Россия, Нижегородская область, Дальнеконстантиновский р-н, д. Борцово, ул. Озерная, д. 188. Телефон Игоря Леонидовича Зайцева: +7(910)796-25-42, почта: fond.luka@mail.ru. 
Также вы можете поддержать работу Дома трудолюбия, посильно помогая оплачивать насущные расходы на покупку бензина, оплату электроэнергии, заправку газовых баллонов, закупку дров, хозяйственных товаров, продуктов питания, одежды, медикаментов, Интернета и мобильной связи. QIWI-кошелек: +79306758321; счет телефона Мегафон: +79306758321; банковская карта Mastercard: 5106 2160 2038 1319.
Ксения Жульнова