Дзержинское время

Екатерина Бирюкова надеется, что сама сможет вырастить и воспитать своего ребенка

Бездомная женщина родила ребенка в полузаброшенном доме на Черняховского – эта история уже несколько недель вызывает большой интерес общественности. Екатерину Бирюкову с малюткой-дочкой и волонтера Анастасию, которая им помогает, буквально рвут на части областные и даже федеральные СМИ. Как вышло, что малышка появилась на свет в таких жутких условиях? Стоит ли помогать матери, которая не всегда способна контролировать себя? Ответы неоднозначные, но мы попытались разобраться в ситуации.

Помочь выжить

К нам в редакцию герои публикации пришли вместе – волонтер Настя Волкова и сама Екатерина с малышкой Сашей на руках.
К слову, перед этим они побывали в наркологии – Катю «закодировали» от алкогольной зависимости. Это внушило определенные надежды: значит, женщина готова меняться, хочет сама растить ребенка, строить новую жизнь.
Анастасия рассказала, что уже несколько лет занимается аутричем – уличной социальной работой. Эта деятельность направлена на проведение беседы с асоциальными людьми, оказание им реальной помощи. Женщина пояснила: государство, как правило, оказывает недостаточную поддержку людям, оказавшимся на обочине жизни. Им приходится рассчитывать на самих себя и фактически выживать в тяжелейших условиях. В свою очередь большинство волонтеров предпочитают заниматься помощью животным, иногда – детям, но никак не взрослым людям, вынужденным бомжевать. Это не упрек, говорит Настя, просто констатация факта. О добровольцах, кормящих бездомных в рамках проекта «Сева» (подробно о них – материал «ДВ» «На обочине жизни», № 7 от 15 февраля 2018 года), женщина слышала, в будущем планирует пообщаться с ними лично. Но объясняет, в чем их отличие от нее и от других людей, занимающихся аутричем. 
«Волонтеры из «Севы» – большие молодцы, но они только кормят бездомных, другого проект не предусматривает. Некоторым могут помочь более обширно, и все же это, скорее, исключение. Моя цель иная. Я уже пять лет кормлю людей без определенного места жительства, но заодно знакомлюсь с ними, чтобы оказать и другую помощь, например, в восстановлении документов, лечении, устройстве в реабилитационные центры. Так же, как у волонтеров из «Севы», у меня есть группа в соцсети «ВКонтакте», она называется «Миссия «Выбери жизнь». Здесь я выкладываю отчеты о проделанной работе, рассказываю истории бездомных людей. Кроме того, регулярно посещаю обучающие семинары, где добровольцам объясняют, как оказывать помощь бездомным, читаю литературу по данной теме», – рассказывает Анастасия.

Сбежала от ругани и драк

Именно благодаря тесному общению с «подопечными» волонтер и узнала о Екатерине Бирюковой. Ей рассказали, что в полузаброшенном доме на
ул. Черняховского бездомная женщина родила ребенка. Анастасии не сразу удалось застать роженицу в том самом помещении. Но позже она разыскала Катю и забрала ее из «бомжатника» в свою комнату в коммунальной квартире на Матросова, стала помогать в восстановлении документов. Екатерина поведала свою непростую историю.
Родом многодетная мать (у женщины двое старших ребятишек – сын и дочь) из Кировской области. Родители неплохие и непьющие – мать живет с отчимом. Отца своего Екатерина не помнит. С самого начала отношения с отчимом не задались, девочка рвалась из дома. Лет в 14 познакомилась с юношей из соседних домов – Сергеем, он был старше на четыре года. Начала с ним гулять, мать выгнала из дома. Как говорит Екатерина, променяла дочь на мужика. Какое-то время девушка жила в сарае, фактически на улице, а затем съехалась с возлюбленным, стала в 15 лет во всех смыслах жить взрослой жизнью. От этого самого Сергея у нее трое детей. Сначала на свет появился сын, затем старшая дочь. Отношения у молодой пары складывались трудно.
«Сережа пил, регулярно бил меня, изменял, говорил, что дети не его, раз цвет волос не похож. Я терпела, потому что любила. Со временем сама стала прикладываться к бутылке. Во время очередной ссоры не выдержала – ударила его ножом. К счастью, Сергей выжил, а я получила три года колонии, – рассказывает женщина. – Вышла на свободу, и мы снова сошлись, попытались начать все сначала. Но опять не клеилось, он продолжал изменять. Тут я узнала, что беременна, Сережа заявил: – «не от меня». В конце концов, мне это надоело, и я сбежала из дома. Сначала у себя там бродила, потом на попутках добралась сюда. Водитель высадил на станции «Игумново», я дошла до Дзержинска. Знакомых и родни у меня здесь нет. На две недели прибилась к цыганам, но жить с ними трудно, ушла. Дело было летом, так что вопрос с жильем стоял не так остро. Однажды заметила мужчину, который разбирал железо. Попросила закурить, слово за слово – познакомились, я рассказала свою историю. Николай (так зовут этого мужчину) позвал к себе в угловую комнату в том самом доме на Черняховского. Так я и оказалась там…»
До самых родов женщина не обращалась к медикам, не стояла на учете по беременности, таскала железо, чтобы хоть немножко подзаработать. Ей повезло – родила легко, без осложнений, здоровую малышку. Роды начались ночью 28 октября. Приехавшая скорая только перерезала пуповину и проверила состояние матери и ребенка – обе оказались здоровы. Дальнейшее развитие событий уже известно: когда малютке, которую назвали Сашенькой, шла вторая неделя, новоиспеченную маму с дочкой забрала Анастасия. Об этой истории узнали не только дзержинцы, но и нижегородцы, многие начали приносить памперсы и одежду для девочки. Однако в Интернете разразились нешуточные страсти. Кто-то писал, что женщине нужно дать шанс на исправление, другие – что ребенка надо срочно изымать, потому что пьющие люди редко берутся за ум.
Мы не могли не поинтересоваться – а какова судьба старших детей Екатерины, где они вообще?.. Та ответила – сына с детства растит и воспитывает свекровь, он почти не знает мать, старшая дочка – под опекой какой-то доброй женщины, потому что свекровь сразу сказала – двоих не потянет. «Когда проходили съемки передачи по Первому каналу и в студию позвали сына, он сказал: «Ее нужно лишить родительских прав». Это было слышать больнее всего», – с горечью заявляет Екатерина. При этом женщина уверена – ее вины нет, это свекровь настраивает ребенка против нее.
Во время нашей беседы Катя уверяла, что ей надоела такая жизнь, она готова меняться, вот и «закодировалась» как раз, с помощью Насти оформила документы. Ей хочется самой растить Сашу, она готова работать и стараться ради дочери.
Анастасия Волкова уже пять лет помогает людям, лишившимся крова, начать новую жизнь
«Людям надо давать шанс, – в свою очередь сказала Анастасия. – Катя – не плохая, ей просто пришлось нелегко. Надо быть добрее и помнить, что бездомные такие же, как мы. Мало ли какие обстоятельства толкнули их к жизни на улице?.. Сейчас я поддерживаю Катю и Сашеньку и готова помогать дальше, но не могу вечно держать их в коммунальной комнате, к тому же соседи недовольны. А найти съемную квартиру не так просто. Горожане принесли много вещей для малышки, за что им спасибо огромное, но сейчас проблема больше именно в поиске приемлемого жилья».

На исправление – полгода

На наш вопрос, будет ли она в любом случае до конца защищать Екатерину, даже если та сорвется и запьет, Анастасия твердо ответила: «Нет. Моя помощь не «слепая». В данной ситуации я целиком на стороне ребенка и, если Катя возьмется за старое, тут же обращусь в опеку».
Когда готовился этот материал, мы даже не предполагали, что уже скоро Насте придется сдержать свое обещание. Выяснилось, что Екатерина опять «угостилась» спиртным, оставив малышку ночью одну дома. Сейчас мать и дочка находятся в городской детской больнице № 8 – девочка немного приболела, но скоро ее должны выписать. В понедельник утром Анастасия обратилась в местную опеку, речь идет о временном ограничении в родительских правах.
Как нам удалось узнать из достоверных источников, по делу Екатерины проведена проверка. Женщина сообщила, что находится в тяжелой жизненной ситуации, и ей предложили государственную помощь. Она добровольно написала заявление о временном отказе от ребенка. Малышка, при выписке из больницы, будет помещена в детский дом на срок до полугода. За это время Екатерине нужно, самое главное, завязать с алкоголем, найти жилье, оформить соцпособие. Спустя оговоренный срок девочку вернут матери, но за женщиной будут пристально наблюдать органы опеки. В случае, если она так и не встанет на путь исправления, служащие обратятся в суд, речь будет идти уже о лишении родительских прав.
Все мы – обычные люди, а не вершители судеб, потому осуждать Екатерину не вправе. Но и оправдывать ее полностью было бы, наверное, неправильно. Лучше придерживаться мнения Анастасии – каждому надо давать шанс, ведь на обочине жизни может оказаться любой человек. Остается надеяться, что Катя все-таки сделает свой выбор в пользу новорожденной дочери, и эта история будет со счастливым концом.
 Ксения Князева