Почти два месяца прошло с тех пор, как в нашем городе началась очередная горе-реформа в сфере ЖКХ. Речь идет о переходе от привычных абонентских книжек для оплаты за электроэнергию к счетам, выставляемым энергетиками. Несмотря на то что времени прошло довольно много, в нормальное русло ситуация так и входит – звонки пострадавших от реформы раздаются в редакции «Дзержинского времени» периодически.
Откровенно говоря, у вашего покорного слуги проблем с оплатой счетов нет – квитанция пришла вовремя, долг в ней не числится, по указанному в квитанции телефону абонентской службы я (ради интереса) дозвонилась быстро. Поэтому жалобы читателей на столпотворение в «Энергосбыте», на то, что квитанции им так и не пришли, на многотысячные несуществующие долги казались не то чтобы надуманными, но сильно преувеличенными. Столпотворение? Да просто отвыкли мы от очередей, поэтому пять человек уже производят впечатление толпы. Долги? А кто из нас не ошибается? Ну напутали в десятке квитанций, стоит ли переживать из-за этого? А если в пару квартир не пришли квитанции, то это тоже повод не для беспокойства, а для жалобы на почтовую службу в целом или почтальона в частности. Следовало проверить все на месте, и ваш корреспондент отправился в «Энергосбыт».
…Очередь в приемном помещении этой организации на момент нашего посещения состояла из 36 человек разной степени взвинченности. Причем за час, проведенный в офисе, она не укорачивалась, а лишь росла, несмотря на то, что прием вели пять-шесть специалистов абонентской службы. В конечном итоге часть посетителей вынуждена была ожидать приема на улице, так как в зале установилась неимоверная духота. Маленький нюанс: в зале имеются скамьи, что, согласитесь, неплохо.
Как бы то ни было, скопление раздраженных людей неминуемо должно было привести к скандалу, каковой не замедлил вспыхнуть. Престарелую женщину обвинили в том, что она уже целый час стоит у окошечка, ничего не понимает из многократных объяснений сотрудницы абонентского отдела и только задерживает других посетителей. Однако пожилая гражданка себя в обиду не дала и, обзывая присутствующих предпоследними словами, вновь и вновь задавала свой вопрос, упорно не покидая центра событий. Обиженные посетители угрожали вызвать милицию и «вкатать бабульке 15 суток». Но в склоку, к ее чести, вмешалась сотрудница абонентского отдела и вежливо, спокойно попросила не шуметь. Скандал потух, и, еще раз напоследок выразив возмущение общей обстановкой в стране и моральным обликом окружающих, пожилая дама удалилась.
Впрочем, не все работники «Энергосбыта», как оказалось, отличаются воспитанностью и вежливостью. Довелось вашему корреспонденту быть свидетелем и такого диалога:
– Скажите, а где посмотреть Постановление № 306, на которое вы ссылаетесь? – интересовалась посетительница.
– В библиотеке или в Интернете! – отмахнулась оператор.
– Неужели трудно в зале на стенде вывесить? Мы же все-таки вам деньги платим и имеем право знать… – но закончить быль о правах женщине не удалось.
– И мы вам деньги платим! На ваши пенсии из нашей зарплаты вычитают! – резанула юная дама за стойкой.
– Я это здание своими руками строила, – тихо проронила клиентка и ушла.
Я сознательно не стала выяснять имя операторши-хамки. Даже не потому, что у нас, к сожалению, нет права подвергать ее публичной обструкции за отсутствие моральных устоев. Просто подумалось, что у нее тоже есть мать…
Стол справок – это, как говорится, отдельная песня. Все читатели, звонившие нам, жаловались на то, что по телефону для справок, указанному в квитанции, невозможно дозвониться – он либо занят, либо не отвечает. Так вот в «Энергосбыте» на телефонные звонки отвечает один(!) оператор. ОДИН – на 250-тысячный город. При этом она умудряется еще и консультировать приходящих с вопросами граждан. Поэтому не удивительно, что номер постоянно занят – звонков поступает множество, или не отвечает – оператор в этот момент занят с посетителем. А посетители приходят с самыми разными вопросами: и по поводу неизвестно откуда взявшейся задолженности, и за консультацией по «льготному» законодательству, и за платежками, которые почему-то до сих пор многие так и не получили.
И все-таки… Несмотря на неприятный осадок, оставшийся после посещения «Энергосбыта», возмущаться работой консультантов бессмысленно. Если кому и надо «выдать по заслугам», так это руководству «Нижегородской сбытовой компании», затеявшему реформу и начисто провалившему подготовительный этап. Впрочем, как всегда бывает в таких случаях, лбами столкнули совершенно неповинных людей. Виноват ли диспетчер в том, что он один вынужден отвечать на звонки? А консультант в том, что потребителю пришла квитанция с неизвестно откуда взявшимся многотысячным долгом? Между тем именно их заставляют держать ответ обиженные горожане. Истинные же виновники происходящего, как обычно, держатся в тени. Из скромности, наверное…
Подглядывая за соседями
Приятно отметить, что в кои-то веки Дзержинск не стал городом-первопроходцем в части внедрения каких-либо новшеств, малопонятных, но для чего-то, видимо, нужных.
Так, в Краснодаре на счета-квитанции вместо абонентских книжек перешли с апреля прошлого года. Причем «тамошние» энергетики прямо заявляют: «Имеют место случаи занижения показаний приборов учета абонентами». Что ж, по крайней мере, честно – недоплачиваете вы, граждане, обманываете государство.
Кострома и область отказались от абонентских книжек еще раньше – в апреле 2004 года, когда ни о каком «Постановлении № 306», на которые ссылаются наши местные энергетики, еще и слыхом не слыхивали. И в качестве причины перехода опять-таки фигурирует «забывчивость» жителей, не вовремя оплачивающих счета, и «арифметические ошибки».
Других подобных примеров множество. Но есть интересный нюанс: ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге подобных экспериментов не проводилось. Вот и гадай, то ли на них постановления правительства не распространяются, то ли жители там сплошь честные математики.
Елена Лазарева