Правила стиля от дзержинского дизайнера

Дзержинское время

Вот уже 10 лет житель нашего города дизайнер Рустам Адюков создает коллекции обуви, сродни арт-объектам – своеобразным произведениям искусства. Его коллекция не так давно была признана лучшей на парижском конкурсе дизайнеров «Хрустальный башмачок» в номинации «Креативное творчество и искусство».

altВ его мастерской расположились вещи непривычные: голенище сапога, выкроенного из шерстяного полотна со скандинавским рисунком и две крохотные колодки туфелек, похожих на изящные скульптурки. На мониторе компьютера красуется фото выставочной причудливой обуви.

На первый взгляд, 31-летний Рустам напомнил мне монаха-отшельника: черная одежда, борода, богатые, свободно льющиеся волосы и недоверчивый, строгий, задумчивый взгляд, устремленный как бы вглубь себя. Но этот образ рассеялся в самом начале нашей беседы, когда Рустам весьма непринужденно уселся на край стола, за которым я и сидела.

Суть творчества любого человека – он сам, как в песне у Булата Окуджавы: «каждый пишет, как он дышит, как он дышит, так и пишет, не желая угодить». Рустаму с детства нравилось эпатировать окружающих. Его, тринадцатилетнего подростка с фиолетовыми волосами, в ярко-желтой куртке трижды побили ровесники за то, что он посмел быть не как все.

Он не знает, когда точно пришло осознание своего призвания, но ему кажется, что оно было всегда. Рустам помнит своего отца, любившего обшивать и себя самого, и своих близких. Кто ж не хочет в детстве быть похожим на своих родителей? Будущий кутюрье еще в начальной школе малевал себе рубашки-штанишки, воображая, как будет в них щеголять. Не по душе ему были ширпотребовские кеды, которые как солдатская форма делали безликими всех школяров. Рустаму тогда уже хотелось уйти от стереотипа.

После Чеченской войны, где близость смерти для восемнадцатилетнего Рустама и таких же, как он, мальчишек стала реальным ощущением, как жажда в летний зной, служение Мамоне показалось ему лишенным всякого смысла, а вот созидать, оставить после себя что-то на земле захотелось очень. Желание в общем-то понятное многим, но не все с таким сосредоточенным упорством, как Рустам Адюков, отдают ему все свои душевные силы. alt

Проучившись некоторое время в институте легкой промышленности, он понял, что «усадки, присадки, температурное воздействие на ткани» – это не его стихия. Он хотел стать креативным дизайнером, а не промышленным. Остаться в высшем учебном заведении для него означало сознательно обречь себя на стереотипность мышления, подчинившись правилам и нормам. Так и случилось, что основой его мастерства стало художественное образование, полученное еще в художественной школе. И постоянное самообразование: история, этнография, да мало ли какие знания могут потребоваться дизайнеру!

Рустам хотел стать новатором в дизайне обуви, оживить старинные ремесла в новых технологиях. Но от фантазии до ее воплощения, известное дело, огромная пропасть. У молодого дарования не было ни знакомых мастеров, готовых осуществлять его неординарные идеи, ни денег, чтобы оплачивать их труд. Он сам в ту пору работал дворником. Однако его горячее желание достичь цели магнитом притянуло и людей, и возможности.

Однажды начинающий дизайнер встретился с директором обувной фабрики «Элегант» и бесплатно предложил свои дизайнерские услуги, лишь бы работать с мастером, который помог бы создать коллекцию выставочной обуви. Но журавль в небе директора не прельстил. Руководимое им предприятие стабильно работало по заказам Министерства обороны и производило востребованные жизнью балетные тапочки.

Да и по-обывательски директора можно понять, фактически Рустам предложил поверить в алые паруса. Известно, что высокая мода – это всего лишь парад идей, которые, может быть, когда-нибудь и кем-нибудь будут адаптированы для повседневной одежды или обуви. Выставки моделей, выполненных по фантастическим идеям, служат для создания брендов и не дают прибыли.

Казалось бы, Рустам должен был успокоиться, слишком уж невероятной казалось задумка. Но он был непоколебим, верил, что у него все должно получиться именно потому, что он живет на Нижегородчине, где испокон веков были развиты народные ремесла. Он хотел возродить утраченные секреты обувного мастерства. Ведь в конце 19 – начале 20 веков русские сапожники считались одними из лучших в мире, наравне с итальянцами.

Первым наставником и помощником Рустама стал известный дзержинский художник, архитектор, резчик по дереву Геннадий Коряков. Он вселил уверенность в молодого человека.

В поисках обувщиков-единомышленников, способных отойти в своем ремесле от привычных стереотипов, Рустам объехал все обувные мастерские Нижнего Новгорода. У большинства мастеровой братии он, мягко говоря, понимания не нашел. Сапожники смотрели на него недоумевающе, точно он просил подковать блоху. Но умельцы все-таки нашлись. В Нижнем Новгороде оказалось всего три человека, унаследовавших технику старого классического пошива обуви, так сказать, последние из могикан. Двое из них готовы были воплощать грандиозные идеи. Известные нижегородские мастера Евгений Верхоглядов и Александр Кислов по сей день трудятся в мастерской Рустама.

В создании своих обувных шедевров Рустам задействовал много разных мастеровых людей: ювелиров, резчиков по дереву. Так, в работе над коллекцией, представленной на международном фестивале «Модный десант», трудились 6-7 человек. Работа над одной парой длилась от года до полутора лет. В его моделях применяются различные техники, в основе которых лежат традиционные народные ремесла: ростовская эмаль, вышивка гладью, федоскинские лаковые миниатюры, гобелен.

Рустам пробует себя и в области высоких технологий. Он получил патент на право изготавливать обувь из высокотехнологического материала oleda, на который, как на своеобразный монитор, с помощью мобильного телефона можно посылать сигналы, позволяющие менять графическое изображение и цвета на голенище сапога. Очевидно, что у обладателей такой обуви появится возможность читать смс-сообщения прямо на своей туфле или ботинке.

Сегодня мастерской Рустама помогают держаться на плаву доходы от индивидуального пошива обуви, кстати, востребованного у нижегородцев. Но этих доходов явно недостаточно для создания обувных арт-объектов. На помощь Рустаму пришли дзержинские спонсоры, бывшие участники афганской войны, близкие по духу «старшие братья», поверившие в его способности и целеустремленность.

Подтверждение своего таланта Рустам получал на различных выставках. Так, в 2002 году на московской выставке обуви Mosshoes занял первое место. Коллекция дзержинского дизайнера стала лучшей в номинации «Авангард». Еще одно серьезное признание – первое место на международной парижской выставке Midek. Профессионалов подкупили необычные идеи и неподражаемый стиль исполнения мастера. В своем мастерстве он превзошел коллег из Италии, Франции, Марокко и Нидерландов. И вот недавняя победа – в парижском конкурсе “Хрустальный башмачок”.

Высокие результаты показов не заставили себя долго ждать – с Рустамом заключила контракт известная французская фабрика “Charles Joudan». Обувь, сшитая французскими обувщиками по его эскизам, будет продаваться в столичных бутиках.

Казалось бы, самое время потерять голову от успехов. Но создание выставочных образцов – это всегда риск оказаться невостребованным, сопряженный с огромными трудовыми и материальными затратами. Именно риск и постоянно фонтанирующие идеи не дают почивать на лаврах.

Кстати, сегодня Рустам хочет заняться дизайном наручных часов. В нашей стране, к сожалению, их производство затухает. Так, в Санкт-Петербурге из двенадцати цехов, в которых производят часы, осталось только два. Если и эту мечту ему удастся осуществить, будет в нашей стране своя маленькая Швейцария – город Дзержинск.

Наталья МАРФИДИНА