Сразу два громких события произошли в культурной жизни города на прошлой неделе. Во-первых, драмтеатр представил на суд зрителя очередную премьеру – спектакль «Вечер» по пьесе А. Дударева. А во-вторых, постановка стала последней работой на сцене Дзержинского театра драмы Амана Кулиева – сразу после спектакля заслуженный артист Карелии сообщил зрителям, что оставляет пост главного режиссера.
Пожалуй, для тех, кто пришел в выходные на премьеру, эта новость стала важнее самого спектакля. Четырнадцать лет Аман Кулиев руководил дзержинской труппой и тут вдруг такой сюрприз… Многие, конечно, предполагали, что он может «засобираться» вслед за ушедшей три месяца назад из театра Любовью Шведовой. Но что бы так скоро?..
Так или иначе, со вторника труппа дзержинской драмы начала новую жизнь – без Амана Кулиева.
«Вечер» стал его финальным аккордом. И надо сказать, аккордом не самым плохим. Спектакль по пьесе Алексея Дударева – едва ли не лучшее из того, что ставил у нас Аман Кулиев. Другой вопрос, как он был поставлен, как сыгран…
Но вначале о самом произведении. Действие пьесы происходит в Белоруссии. Живут в полузаброшенной деревне Вешки три старика: Василь, прозванный за свой чудной характер Мультиком, Ганна и Микита-Гастрит, как привыкли называть его в деревне. У каждого из них своя судьба, у каждого когда-то была семья. А теперь их объединяет одиночество…
«Вечер» – это история про одиночество и покаяние. История пронзительная. Это реквием по добрым людям, которые недолюбили, но остались тем, кем были всегда, и находят в этом радость.
Казалось бы, три десятилетия назад «Вечер» уже пережил свой первый успех. И вот новая постановка – культовая пьеса 1980-х в 2008 году. Зачем? Почему именно эта пьеса кажется сегодня актуальной? Той деревни, о которой писал драматург, сегодня уже нет. Но люди… Старики остались такими же – брошенными, ничейными, одинокими. Молодежь и сегодня забывает о своих стариках, а те и живут-то только воспоминаниями о детях, снами о них и постоянным ожиданием.
Алексей Дударев признанный мастер так называемых простых историй, от которых почему-то перехватывает дыхание. Вспомните хотя бы его «Белые Росы», которые стали поистине народной кинолентой… Произведения Дударева безыскусны. Как сказал один из критиков, пьесы Дударева – как стакан ключевой воды, и они так же жизненно необходимы, чтобы утолять нашу «пересохшую гортань». Вот и «Вечер». Долгий теплый свет оставляет он после себя. Эта такая редкость среди ежедневного ширпотреба. И такая радость…
Хотя пьеса совсем не радостная. Но именно благодаря грусти мы начинаем понимать, к чему пришли, что потеряли. Осмысление прожитой жизни, поиск истины, вопросы к самим себе – такова непременная черта характера персонажей пьес А. Дударева. Такими оказываются его Василь, Ганна и Микита из Вешек.
Через пожилых героев своей пьесы автор обращается к молодежи.
Он требует, чтобы мы поняли: дети, это не только продолжение рода человеческого, но и то духовное богатство, которое надо взрастить, сохранить. Надо сохранить вечную чистоту, непреходящие ценности. Правда, сохранить это можно, лишь самому оставаясь чистым. Или, по крайней мере, стремясь к этому – как это делает Мультик, к чему, в конце концов, приходит Гастрит.
Вообще, оценивать спектакли – дело неблагодарное. Смысла в этом практически никакого – на вкус и цвет, как известно, товарищей нет. И все-таки… Сама по себе дударевская пьеса безупречна. Но небрежность, нестыковки, допущенные актерами и режиссером, мешают полюбить спектакль.
Взять, например, одного из главных персонажей – Мультика. Ему, как он сам говорит, восемьдесят лет. Но в исполнении Валентина Морозова, старательно, кстати, загриммированного под старика, мужчина выглядит гораздо моложе. Уж больно прыткий. Кажется, о том, что ему должно быть восемьдесят, В. Морозов забыл сразу же после того, как появился на сцене – прошвыркал из своей избушки до колодца и … помолодел. Правда, по ходу спектакля он несколько раз вспоминал о своей больной спине. Но не надолго.
Иногда создавалось впечатление, что актер потерялся на сцене: то хватался ремонтировать забор, а он, между тем, так и остался дырявым; то точил инструмент, а потом клал его обратно в ящик… Складывал-перекладывал, что-то переставлял, разводил краску, а ничего, кроме как воды в дом принести, так, кажется, и не сделал. Ну, да ладно – в жизни мы тоже не всегда доводим до конца то, за что беремся.
Но главное, кажется, что не получилось из В. Морозова того праведника, светлого, открытого, какими бывают герои Дударева. Создавалось впечатление, что он кичится своей благочестивостью. Если не перед Ганной, то перед соседом Гастритом точно – дескать, ты плохой, я лучше тебя, и, как ни старайся, хорошим ты не станешь…
И несмотря на это Микита, или Гастрит, как называли его в деревне, полюбился зрителю больше. Николай Стяжкин сделал все для того, чтобы зритель поверил – его герой ищет покаяния. Он одинокий, беззащитный, просто не хочет в этом признаться, оттого и вредничает. Поэтому, когда перед Ганной (Зоя Морозова) встает вопрос: в чей дом идти жить, хочется, чтобы она отдала предпочтение не очень положительному герою Н. Стяжкина…
Хотя, кто знает, может, этого эффекта и добивался автор пьесы, а вместе с ним и дзержинский режиссер?
Елена БОГОМАЗОВА