Р.Ю. Удрис 

С нашим городом связана судьба ученого-химика Рудольфа Юрьевича Удриса (1899-1949). Военный инженер 1 ранга, член ВКП(б) с 1919, начальник 1-го отдела Научно-исследовательского химического института РККА был арестован в 1937 году по надуманному делу о шпионаже. В условиях исправительно-трудового лагеря он сделал выдающееся открытие и был направлен на завод «Рулон» для налаживания разработанного технологического процесса. Однако обострившаяся болезнь оборвала жизнь ученого. Он был похоронен в Дзержинске, память о нем увековечена в названии улицы города.

 

Впервые в мире


В 1942 году советский инженер-химик открыл реакцию расщепления гидроперекиси – ту самую, что потом вошла во все учебники органической химии. Перед советской промышленностью появился новый путь одновременного производства фенола и ацетона – двух важнейших продуктов химической промышленности. Достоинство нового метода было столь внушительно, что специалисты охарактеризовали его как «открытие века» в области органической технологии. 

Метод совместного получения фенола и ацетона по праву занимает одно из первых мест среди оригинальных химических процессов, появившихся в мировой промышленности органического синтеза. Под названием «кумольный метод» он впервые в мире был открыт, разработан и реализован в промышленном масштабе в СССР. Ранее ацетон получали из зерна способом сбраживания. По подсчетам специалистов, это изобретение высвобождало два миллиона тонн пшеницы в год! Реакции окисления изопропилбензола воздухом в гидроперекись и разложения ее на фенол и ацетон открыл 
Р.Ю. Удрис в 1942 году в лаборатории, которой руководил профессор П.Г. Сергеев. В течение последующих пяти лет они разработали технологический процесс и выполнили проект промышленной установки, построенной и пущенной в эксплуатацию в 1949 г. в Дзержинске. Авторы технологического процесса – П.Г. Сергеев, Р.Ю. Удрис, Б.Д. Кружалов и М.С. Немцов. 

 

Арест и работа в «шарашке»


Трагически сложилась судьба ученого. Удрис родился 17 февраля 1899 г. в семье лесника имения Балтпамуше, недалеко от города Бауски. Уже с ранних лет Рудольф начал трудовую жизнь, помогал отцу в сельских работах, а после окончания Бауского торгового училища работал счетоводом в имении Балтпамуше (ныне Литва). 

В 1918-1919 гг. он стал одним из наиболее активных организаторов Советской власти в Бауском уезде (волости Панемуне), затем сражался на фронтах Гражданской войны, а после остался политработником Западного военного округа. 

В 1925 г. коммуниста Удриса направили в Москву для изучения военной химии – сначала в военное отделение при Плехановском институте, затем – в Московское высшее техническое училище. После окончания вуза в 1930 году Р.Ю. Удрис занимал высокие руководящие должности в Военно-химическом управлении РККА, был начальником синтетического отдела Военно-химического института, руководил рядом особо важных химических исследований. Он часто бывал в командировках за границей. В 1938 году ученого с группой его коллег арестовали по нелепому обвинению в шпионаже в пользу иностранных разведок и осудили на 10 лет. Специалистов-химиков поместили не в обычные лагеря, а в спецлаборатории, так называемые «шарашки». В одну из них на шоссе Энтузиастов в Москве попали бывшие председатель НТК ВОХИМУ, а затем начальник спецкафедры Академии химической защиты (так в 1937 г. была переименована ВХА РККА) профессор П. Сергеев и начальник 1-го отдела НИХИ Р. Удрис. Несмотря на условия несвободы, талантливые ученики академика Чичибабина полностью отдавались любимому делу. Именно в заключении они изобрели кумольный метод, с помощью которого в нашей стране стали получать около 96% фенола и не менее 90% в других странах. Затем срок он отбывал в лагере НКВД города Ярославля. 
Однажды вечером в лаборатории лагеря, где работали заключенные-химики, добавив к гидроперекиси кумола немного серной кислоты, Удрис почувствовал запах фенола. Так в конце 1942 года ученый открыл реакцию расщепления гидроперекиси.

Не бросил свое детище


За величайшее открытие 26 октября 1946 года Удриса «условно-досрочно» освободили из тюремного заключения, и он смог встретиться со своей семьей. Однако досрочное освобождение и вручение ему авторского свидетельства не принесли облегчения. По сокращению штатов его неожиданно уволили из Института синтетических спиртов, куда были перенесены работы по кумольному методу. Вдобавок к прочим несчастьям во время опытов взорвался сосуд с гидроперекисью и Рудольфу Юрьевичу осколок стекла частично повредил зрение. По свидетельству профессора М.С. Немцова, ученый периодически впадал в депрессию. За время его длительного отсутствия жене Нине Абрамовне, дочерям Анне, Регине пришлось многое пережить. Семью выселили из квартиры в центре Москвы, конфисковали имущество. Удрисы ютились на окраине города, снимая частное жилье.
 
Печальная участь производства ФАД (ныне ОАО «Дзержинское оргстекло»). Современный снимок
 
Рудольф Юрьевич постоянно испытывал чувство вины перед женой и дочками, считая себя причиной их несчастий. Отказавшись пойти на другую работу, Удрис не бросил свое детище и в мае 1949 года уехал из Москвы на постоянную работу в Дзержинск, где заведовал контрольной лабораторией строившегося первого в мире промышленного производства фенола-ацетона (ФА) на заводе «Рулон» (ОАО «Дзержинское оргстекло»). Многие на заводе даже не подозревали, что этот странный, изможденный человек и есть автор процесса, который они внедряют. Он начал налаживать цеховую лабораторию, составлял технологический регламент, крепился, работал изо всех сил. Жил ученый в многолюдной комнате общежития молодых специалистов Аварийного поселка на ул. Коммунистической.  

Работа по строительству производства шла тяжело. Неполадки, срывы графика работ обострили болезнь ученого и привели к трагической развязке: 30 мая 1949 года Рудольфа Юрьевича Удриса не стало. Он добровольно ушел из жизни.

Печальная утрата


В те годы наш земляк А.И. Африн начинал работать на заводе «Рулон». О тех днях он вспоминал так: «Мне пришлось участвовать в похоронах ученого. Наш механик Алексей Иванович Рагулин послал меня и еще одного молодого рабочего на городское кладбище готовить могилу. Мы быстро выполнили поручение и долго ждали автомобиль. Наконец на грузовике подъехали сотрудники лаборатории, в которой трудился Удрис: Пугина, Виноградова, Мамакин, Красильникова. Среди собравшихся я узнал ученых Сергеева, Кружалова. Они сказали слова прощания, мы опустили гроб. Спустя несколько дней после похорон в Дзержинск приехала жена Рудольфа Юрьевича. На его могиле не было ни ограды, ни памятника, и Нина Абрамовна поручила своим дзержинским знакомым обозначить место захоронения мужа, оставив им деньги. Однако вскоре та семья из города выехала, забыв об обещании.
 
Место захоронения выдающегося ученого было надолго забыто. Вспомнили лишь в 1984 году, когда горсовет решил назвать именем Удриса новую улицу.
 
На торжественную церемонию в Дзержинск пригласили дочерей ученого. Незадолго до этого дня меня и других свидетелей тех давних похорон позвали помочь найти могилу на старом кладбище. Однако как мы ни старались, наши усилия оказались напрасными – место захоронения оказалось безвозвратно утрачено. Там вовсю шли работы по сооружению мемориального комплекса воинам, погибшим в госпиталях Дзержинска, открытого в 1985 году» . 

Память


После смерти Удриса осенью 1949 года состоялся торжественный пуск ФАДа (фенол-ацетон Дзержинска). Спустя два года большой группе создателей новой технологии была присуждена Государственная премия, но имени автора открытия мирового уровня в списке награжденных не оказалось. Ведь он считался «осужденным». Лишь в апреле 1956 года Военная Коллегия Верховного Суда Союза ССР пересмотрела дело Удриса, приговор Военной Коллегии от 30 мая 1940 года в отношении ученого «по вновь открывшимся обстоятельствам – за отсутствием состава преступления» отменен.
 
Памятная доска на ул.Удриса. (Утрачена)
 
Первый завод по кумольному методу за границей пустили лишь в 1958 году – в Канаде, почти на десять лет позже, чем в СССР, затем – в США, Франции, Японии, Западной Германии. В 1973 году на заводе «Оргстекло» была проведена полная автоматизация технологических процессов в цехах кумола и фенола. В рамках торжеств по случаю 50-летия производственного объединения «Оргстекло» в 1989 году на здании управления производства ФА была открыта мемориальная доска с надписью: «В октябре 1949 года в этом уникальном производстве впервые в мире был получен отечественный фенол и ацетон кумольным методом, разработанный советскими учеными Р.Ю. Удрисом (автор), Б.Д. Кружаловым под руководством профессора П.Г. Сергеева». Именем Удриса в 1984 году была названа улица в Дзержинске с установкой памятной доски на одном из домов.

Станислав Шальнов