А.С. Попов. 1886 г. 

Выдающемуся ученому, изобретателю радио Александру Степановичу Попову судьба отмерила короткую жизнь в 46 лет. Десять из них ученый каждое лето (с 1889 по 1898 год) с семьей проводил в Черноречье, снимая дачу в доме Петрова, затем – Цыбина в выселках села Черного. Статский советник, профессор, кавалер орденов Святой Анны 2-й и 3-й степеней, Святого Станислава 2-й степени, знаток нескольких иностранных языков, человек, получивший всемирное признание, остался в памяти современников-чернореченцев интеллигентным, внимательным и общительным человеком. 

 

Грозоотметчик и радиотелеграмма


В 1889 году Александр Степанович начал работать заведующим станции электрического освещения на Нижегородской ярмарке. К тому времени он имел опыт в электротехнике. Именно в Нижнем Попов собрал свой знаменитый грозоотметчик, а в 1896-м получил за него диплом Всероссийской художественной и промышленной выставки. 

7 мая 1895 года он выступил с публичным докладом «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям». Во время выступления ученый продемонстрировал «прибор для обнаруживания и регистрирования электрических колебаний», предложил оригинальную схему соединения когерера (чувствительный индикатор) и регистрирующего аппарата, впервые применив антенну. Первым ассистентом Александра Степановича в его опытах по осуществлению радиосвязи выступала сама природа – разряды молний. Первый «грозоотметчик» Попова мог обнаруживать очень дальние грозы. 
 
Приемник А.С. Попова.
 
В 1896 году ученый присоединил телеграфный аппарат Морзе и вывел запись на ленту, получив первую в мире радиотелеграмму из двух слов «Генрих Герц». Попов был не только ученым-физиком, но и инженером-практиком, хорошо понимал, как важен этот тип связи для военного флота России. В 1898 году Попов добился радиосвязи на 11 кило-метров, заинтересовав своим опытом морское министерство.

Открытие мирового значения


Александру Степановичу пришлось разорвать контракт с ярмаркой и полностью переключиться на проекты по вооружению флота средствами связи, в том числе первого российского ледокола, способного форсировать тяжелые льды 2-метровой толщины. На этом судне впервые в мире изобретение Попова – радиотелеграф – нашло широкое применение. Благодаря радиосвязи ледоколу удалось оперативно провести не одну спасательную операцию. Вице-адмирал русского флота С.О. Макаров и гениальный изобретатель по этому поводу обменялись телеграммами. «От имени всех кронштадтских моряков сердечно приветствую вас с блестящим успехом вашего изобретения!» – телеграфировал Макаров. «Благодаря «Ермаку» и беспроволочному телеграфу было спасено несколько жизней – это является лучшей наградой за все мои труды», – ответил Попов. Ученый переживал Цусимское поражение русского флота Японией остро, как свою личную беду.
 
В 1905 году Александра Степановича избрали директором Санкт-Петербургского электротехнического института имени Александра III. И это способствовало тому, что его душевная травма усилилась тревогой по поводу происходивших в институте студенческих волнений. Градоначальник требовал от директора согласия на допуск в аудитории тайных агентов охранки, силового подавления студенческих волнений. Однако Попов ответил резким отказом. В числе других преподавателей института он подписал решение институтского совета: «Всякое насильственное вторжение властей в жизнь Института не может дать успокоение, а только ухудшит положение дела». 

На даче в Черноречье


Пока Александр Степанович работал на ярмарке в Нижнем Новгороде, его семья отдыхала в выселках села Черного. С 1870 года «Нижегородская Ялта», как окрестили выселки за целебный сосновый воздух, стала излюбленным местом отдыха интеллигенции не только из губернского города. Вот и Поповы обосновались в выселках села Черного надолго – с 1889 по 1898 год, отдыхая здесь каждое лето. В будние дни Александр Степанович пропадал в Нижнем на электростанции. И хотя поразительную одержимость в работе отмечали все, кто близко знал ученого, все же Александр Степанович иногда позволял себе отвлечься от дел и провести время с семьей на даче в Черноречье, а в выходной «расслабиться» – порыбачить на Оке. Как подшучивали его близкие, это единственное «ненаучное» увлечение Попова. Между тем в выселках дачная жизнь шла своим чередом. Дом Поповых, по воспоминаниям современников, «теплый» и гостеприимный.
 
Попов с семьей. 1896 г. 

Супруга Александра Степановича – Раиса Алексеевна слыла рачительной хозяйкой, несмотря на то, что на ее руках находились малолетние дети: Степан, Александр, Раиса (родилась в выселках с. Черного), Екатерина. Гостям непременно подавали на обед разные вкусности. А вот над фирменным чаем, настоянным на травах из пойменных лугов Оки, колдовал сам хозяин: он особым способом заливал в стакан густую заварку и кипяток с резкой границей между ними. В выходные дни ученый с удовольствием проводил время с детьми.
 
Дом Цибиных в г. Дзержинске (ныне ул. Попова). Снимок А.С. Попова. 1894 г. 
 
Они его не просто любили – боготворили. Попов много фотографировал, сохраняя снимки на стеклянных негативах. Лето 1898 года стало последним, проведенным А.С. Поповым в Нижнем Новгороде и на даче в выселках села Черного. 

Неожиданная кончина


В канун нового, 1906 года, 31 декабря Александр Степанович вернулся домой морально надломленным, а поздним вечером того же дня ученый скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг. Однако по Петербургу поползли упорные слухи, будто бы истинная причина смерти была вовсе не в этом. Еще в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, где ученому вручали большую золотую медаль за изобретение радио, он встретился с супругами Кюри, которые подарили ему кусочек радия. Попов сам якобы попросил их об этом, чтобы изучить и понять, нет ли общего между радиоволнами и радиацией. Этот «излучатель» радиации он носил в левом кармане пиджака, чем, возможно, навредил здоровью, ослабив сердечную мышцу. Ранний уход из жизни помешал Попову стать лауреатом Нобелевской премии, которую комитет по премиям решил присуждать в 1909 году за выдающиеся работы в области радиотехники. Это престижное звание получили тогда итальянец Г. Маркони и немецкий ученый К. Браун. За рубежом давно пытаются оспорить первенство изобретения Попова, хотя Маркони свой приемник продемонстрировал уже после опытов русского изобретателя. 

В Дзержинске в память о выдающемся ученом его имя носит одна из улиц, где до 1974 года стоял дом-дача Попова. Во время застройки улицы дом был сломан. В Петербургском электротехническом университете, что на улице Профессора Попова, действует мемориальный музей, в котором с 1948 го-
да демонстрируется лаборатория с приборами: аппаратура, беспроволочный телеграф ученого. В мемориальной квартире – личные вещи профессора, подлинные документы, фотоматериалы с видами Черноречья, дома семьи Попова в выселках. 

Минуло более века со времени изобретения Александром Степановичем радио и его пребывания на даче в Черноречье. Верится, что когда-нибудь в будущем на благоустроенной Окской набережной появится памятник в честь знаменитого дачника. 
 
Станислав Шальнов