Дзержинское время

Под занавес февраля во Дворце детского творчества подвели итоги ежегодного конкурса «Искусство быть в профессии». Блеснули талантами и продемонстрировали преподавательские навыки 45 педагогов из городских образовательных организаций. После долгой и серьезной подготовки, продуманных до мелочей, ярких, познавательных выступлений жюри определило победителей. «Учителем года» стал молодой преподаватель из 71-й школы Андрей Вотчель.

Из Казахстана – в Россию

Наш разговор с Андреем (для учеников, разумеется, Андреем Вячеславовичем) по традиции начался с вопросов о семье. Оказалось, отец молодого учителя – поволжский немец, отсюда необычная для русского слуха фамилия Вотчель, мама – казашка. Дружная семья жила в Казахстане и, возможно, осталась бы там, если бы не политические события начала 90-х. В государстве начались гонения на всех, кто по национальности – не казах. Добавьте еще религиозный аспект – глава семейства – католик и русское имя ребенка – Андрей. Даже родня по линии матери относилась к этому негативно. В 1995 году пришлось в срочном порядке покидать дом и бежать в другую страну. Предлагали вариант – осесть в Германии, но семья не знала немецкого языка. Так выбор пал на Россию.
«На новом месте все складывалось непросто. Сначала мы остановились в Нижнем Новгороде, но через несколько лет были вынуждены уехать в село Кременки Дивеевского района. Здесь, можно сказать, и прошла большая часть моего детства и юности. До 9 класса проучился в местной школе, 10-й и 11-й заканчивал в Дивеевской средней школе», – рассказывает Андрей.

Учителем быть не планировал

Предмет, который теперь преподает, – историю нынешний «учитель года» полюбил с 6 класса. Однако становиться преподавателем отнюдь не собирался.
В семье учителей не было или, как с улыбкой отмечает Андрей, он о них не знает. Зато среди родни есть настоятель мечети. Собственно, церковное дело и манило юношу.
В 1999 году Андрей Вотчель вместе с мамой принял православие, отец предпочел остаться католиком.
С 9 лет мальчик начал служить при церкви. Что интересно: это было собственное желание, не по-детски обдуманное, взвешенное. И, казалось бы, вот она – будущая стезя. Но вышло иначе.
«Я мечтал вырваться из деревни в большой город и уверенно шел навстречу цели. Так как Дивеево – православный духовный центр России, мне дали направление в московский Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Приехал в столицу и понял, что…это не мое. Прямо-таки чувствовал, как снисходительно смотрят на меня – провинциала. Расставаться с фантазиями было нелегко, а потому возвращался домой в поезде в расстроенных чувствах, – вспоминает Андрей. – По пути познакомился с профессором из Санкт-Петербурга. Тот удивился – а почему я не хочу поступать в Нижнем Новгороде? И правда – почему?.. Решил попробовать. В ННГУ им. Н.И. Лобачевского предложили пойти на иностранное отделение, но это был не мой вариант. Наконец, свое «образовательное пристанище» обрел на историческом факультете педагогического университета имени К. Минина. Здесь выучился, закончил аспирантуру, обрел профессию.» 
Студентом Андрей оказался активным. Живя в общежитии, занимался усердно, успевал по всем предметам, участвовал в культурной жизни университета, посещал различные конференции. Но и этого ему казалось мало. На 4-м курсе увидел объявление: в дзержинскую 71-ю школу требуются преподаватели – и сразу решил – надо устроиться. Друзья смеялись и отговаривали: «Все в Нижний из Дзержинска рвутся, а ты наоборот!», но Андрей слушать никого не стал, поехал на собеседование. Его приняли, учебу пришлось совмещать еще и с работой. Конечно, было непросто, особенно с учетом дороги из нашего города в столицу Приволжья. Но молодость есть молодость, сил много, желания еще больше. К тому же вскоре именно в Дзержинске повстречалась любовь. Ради будущей жены Юли Андрей сначала научился водить и купил машину – чтобы ездить было проще, а затем совсем перебрался в город химии.

Прежде – друг, затем – наставник 

Как ни странно, но первые шаги на трудовом поприще вспоминаются смутно, признается учитель. Другое дело – практика на третьем курсе университета. Андрей проходил ее в школе № 123 Ленинского района, здесь он когда-то пошел в первый класс. Будущего педагога сразу узнала первый классный руководитель – Козлова Марина Вениаминовна. Практика прошла удачно и познавательно. Именно тогда, подчеркивает Андрей, он и понял, что пойдет дальше по специальности, что находится на своем месте.
«С детьми мне работается очень легко. Особых секретов тут нет, просто за восемь лет преподавания я усвоил одно – лучше все-таки быть им другом, нежели строгим наставником. Конечно, дисциплину никто не отменял, иначе подростки сядут на шею и ножки свесят. Особенно в этом плане бывает тяжеловато с шестыми и седьмыми классами. Я никогда не кричу на них, как правило, хватает взгляда или замечания. Родителей в школу вызываю тоже крайне редко, это надо очень «постараться». И принципиально не ставлю двойки, так как считаю, что двойка ученику – это двойка учителю. Значит, ты не смог хорошо объяснить, не справился со своей задачей.
Есть, безусловно, и ребята, которые совершенно не заинтересованы в учебе и норовят ничего не делать. Но я даю им какие-то задания, чтобы они все равно постарались, подумали и смогли получить хотя бы заслуженную оценку. Все это пришло с опытом, далеко не сразу. И я понимаю, что мне самому еще учиться и учиться, познавая азы преподавательского дела. В нашей школе есть педагоги, всю жизнь посвятившие работе. А я, можно сказать, только в начале пути», – скромно замечает Андрей, добавляя, что в наше время труд преподавателям усложняет разве что невероятное количество бумажной волокиты.
Учитель уверен: дети бывают куда умнее взрослых во многих вопросах, проявляя порой больше мудрости. Они быстрее признают свои ошибки и не стесняются этого, могут натолкнуть на простое решение, казалось бы, сложной задачи. В исследовательской деятельности школьники опять же в чем-то впереди взрослых, потому что еще многого не знают, а оттого подходят к изучению с огромным энтузиазмом. Свой предмет сам Андрей очень любит, но при этом с пониманием относится к тому, что ребятам не всегда может быть интересна та или иная тема. В этом и задача педагога – привлечь внимание.

История – с юмором

«Вначале я доносил информацию по старинке – зачитывал лекцию, многое давал под запись. Но вскоре понял – так неинтересно изучать предмет даже мне самому, выходит сплошной бубнеж.
И я вспомнил слова своего преподавателя из университета – Гражданинова Игоря Рафаэльевича: «Каждый учитель – это, прежде всего, артист», – рассказывает Андрей. – Разумеется, не стоит принимать данную фразу слишком буквально, устраивая в классе балаган. Просто нужно давать информацию с юмором, вызывая ребят на диалог. Когда тема – одна из моих любимых: история Европы 16-17 вв., татаро-монгольское иго, война 1812 года, Великая Отечественная война – это проще простого. Сложнее, когда сам понимаешь – тема не шибко интересная.
Например, проходим мы с ними вроде бы абсолютно скучную информацию – промышленный переворот в Англии. Смотрю, ребята отвлекаются, не слушают. Начинаю задавать им вопросы, не имеющие отношения к нашей теме: «Что за страна Англия? Какие интересные моменты из ее истории вам известны? А что мы сейчас про нее знаем?» И так не спеша, играючи, приходим к промышленному перевороту. А в конце урока надо обязательно поговорить о том, что ребята усвоили, что больше всего запомнилось. Вопросы для домашнего задания стараюсь брать не из учебника – там они очень простые, а мне хочется, чтобы школьники учились размышлять, прикладывали усилия, чтобы найти информацию.»

Амбициозный и талантливый

В конкурсе «Искусство быть в профессии» Андрей Вотчель уже принимал участие в прошлом году. Тогда чуть-чуть не хватило до первого места. И вот новая попытка, на этот раз принесшая победу.
За его уверенным выступлением – недели кропотливой подготовки. Предстояло написать эссе на тему: «Я – педагог» и подготовить мастер-класс. Тема Андрея звучала так: «Игра как средство повышения мотивации на уроках истории с применением ЭФУ (электронной формы учебника)». О новых технологиях в образовательном процессе молодой педагог готов рассказывать увлеченно, долго и подробно. Он объяснил нам, что такое ЭФУ, простыми словами. Смысл в том, что ученикам выдаются планшеты, на которых установлены специальные приложения, дублирующие печатные учебники. Только при этом здесь можно использовать интерактивные элементы обучения – пазлы, кроссворды, ребусы, викторины и прочее. В век электронных технологий подобные приспособления, разумеется, пользуются огромной популярностью у подростков.
К слову, в 71-й школе есть порядка 50 таких планшетов. Они применяются на уроках истории, иностранных языков и МХК. Нынче даже интерактивными досками и ноутбуками в классах почти никого не удивишь, то ли дело – описанные Андреем ноу-хау. Впрочем, технический прогресс шагнул куда дальше.
«В мечтах я вижу в своем классе 3D-голограмму, выпущенную компанией Apple. Но эта штука стоит миллионы. А вот если бы были деньги, только представьте: проходим тему Средневековья и как будто находимся среди людей того времени, они ходят вокруг нас…Просто сказка», – с улыбкой говорит Андрей.
Огромный энтузиазм и знание современных технологий наверняка сыграли немалую роль в окончательном решении жюри и победе молодого педагога. Но учитель истории блеснул еще и творческим талантом. Оказалось, что Андрей пишет стихи, по собственным словам, редко, только когда найдет вдохновение. Здесь как раз оказался такой случай. Незадолго до финала он прочитал статью испанского писателя Себастьяна Родригеса «Европа умерла в Аушвице». А на итоговом выступлении ему предстояло выступить с докладом: «Формирование общечеловеческих ценностей». После финальной речи Андрей зачитал стихи собственного сочинения, при этом на экране под музыку шел подходящий видеоряд. Это и стало, так сказать, вишенкой на торте. Теперь дзержинский педагог будет представлять наш город на областном уровне. Времени мало – сейчас идет отборочный этап, который завершится 29 марта, работы много – нужно и материалы сдать, и подготовить свой сайт учителя, и записать урок в электронном виде. 
Но талантливого молодого преподавателя трудности не пугают. Напротив, он достаточно амбициозен, чтобы стремиться к большему, не останавливаясь на достигнутом. А искренняя любовь к школьникам и своему предмету этому только способствуют. Андрей уверен: главное в ремесле учителя – не разочаровываться ни в профессии, ни в детях и уметь находиться в гармонии с собой, не разрываясь между работой и личной жизнью. Уроки уроками, но дома его ждут супруга и маленький сынишка.
«Мы, педагоги, в первую очередь даже не учим, а воспитываем. Надо не довлеть над ребятами, а дружить и сотрудничать с ними. Тогда с тем, чему сегодня учитель обучает ученика, тот вскоре сможет легко справляться самостоятельно», – считает Андрей.
СПРАВКА
В этом году в конкурсе профессионального мастерства «Искусство быть в профессии» приняли участие 45 педагогов из 35 образовательных организаций Дзержинска. Победителями стали: в номинации «Воспитатель года» – воспитатель детского сада № 132 Елена Белова; в номинации «Специалист года» – музыкальный руководитель детского сада № 126 Ольга Якунина; в номинации «Учитель года» – учитель истории школы № 71 Андрей Вотчель.
Ксения Жульнова