Мусорная реформа и ее последствия

Дзержинское время

Так называемая мусорная реформа стартовала в стране еще с начала нынешнего года, а население до сих пор не понимает, за что им все-таки приходится платить больше прежнего. На площадках все те же контейнеры, их опустошают все те же мусоровозы. И в чем тогда разница, кроме появления региональных операторов, отвечающих за сбор, вывоз и обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО)?

Разработав территориальную схему, власти поделили регион на 9 зон, для каждой из которых выбрали своего регоператора. Дзержинск, а вместе с ним Нижний Новгород (кроме Сормовского района) и Володарский район вошли в так называемую Новоигумновскую зону № 1. Право регионального оператора на этом участке 28 декабря 2017 года выиграло ООО «Нижэкология-НН». Недавно заместитель директора по связям с общественностью компании Марина Баширова побывала в редакции «ДВ», чтобы в прямом интернет-эфире ответить на вопросы наших читателей и зрителей сообщества «ВКонтакте» «ДзержинскОнлайн» (dzernn.ru) о мусорной реформе.

Вчерашний хаос

По замыслу властей, нововведения в мусорной отрасли призваны «обелить» рынок и повысить эффективность работы. Прежде здесь царил хаос, следствием которого стали утопающие в мусоре леса и поля. Вывозом и утилизацией отходов занимались десятки частных и муниципальных компаний при полном отсутствии всякой гарантии, что их техника отправляется на официальный полигон, а не сваливает мусор в лесу. Ну вот, например, куда, интересно, свозили ТКО организации с расценками 250 и даже 150 рублей за кубометр отходов, если стоимость их приема на официальном полигоне составляла 340 рублей? Отсюда, наверное, и нечему удивляться, что на Нижегородчине скопилось бессчетное количество несанкционированных свалок.
Регоператоры и их подрядчики вывозят отходы исключительно на легальные точки. Для «Нижэкологии-НН» местом складирования ТКО определен полигон «МАГ-1», расположенный на границе Дзержинска и Балахнинского района. По условиям мусорной реформы на регоператоров возложена ответственность и за ликвидацию несанкционированных свалок. Но не всех, а тех, что образовались после 1 января текущего года. А до этого времени оператор вместе с представителями министерства экологии и природных ресурсов региона и властями муниципальных образований обследовали территории, чтобы составить карту всех имеющихся мусорных залежей.
Благодаря этому можно разграничить свалки по возрасту, до и после мусорной реформы. Те, что образовались до 1 января сего года, предстоит разбирать властям за счет бюджетных средств. К слову, заместитель главы администрации Дзержинска по городскому хозяйству Денис Дергунов на одном из заседаний профильного комитета Гордумы заявил, что на ликвидацию всех несанкционированных свалок на территории городского округа понадобится 154 млн рублей.
Очевидно, что работа по очистке захламленных лесов, учитывая скудность местного бюджета, растянется на несколько лет, а может, и на десятилетие. Ответственность за нелегальные свалки, появившиеся после 1 января текущего года, возьмет на себя регоператор. Процедура тут такая. Оператор вначале должен установить собственника земли, где образовались залежи, выдать ему уведомление о необходимости вывоза всего найденного добра. Если в течение 30 дней требование не будет исполнено добровольно, то оператор за свой счет соберет и вывезет отходы, а затем выставит соответствующий счет на компенсацию затрат собственнику участка. Если тот не исполнит финансовое требование, деньги будут взысканы по суду.

Вашими трудами

Наряду с внедрением культуры цивилизованной утилизации отходов, мусорная реформа призвана и сократить количество захораниваемого на полигонах мусора. Для этого повсеместно в стране внедряется сортировка отходов для вычленения так называемых вторичных фракций, которые затем можно пустить на переработку для получения сырья для производства промтоваров. Именно для этих целей на территории «МАГ-1» построили сортировочный завод, как заметила Марина Баширова, самый современный в России – с оптическими манипуляторами, которые и выбирают из всего объема ТКО то, что можно пустить на переработку, – бумагу, пластик, металл, стекло.
Если мусорщики внедрили такие технологии, то получается, что можно обойтись и без раздельного сбора отходов. И население можно не беспокоить призывами о распределении банок, склянок и жестянок по разным пакетам и контейнерам. Не тут-то было. Раздельный сбор – также одна из задач мусорной реформы. Как выяснилось, региональный оператор ждет, когда власти разработают необходимую для этого нормативную базу. Марина Баширова сообщила, что правительство Нижегородской области подготовило проект по внедрению раздельного сбора отходов на территории региона, который сейчас находится в стадии обсуждений, консультаций и экспертизы.
После завершения процедуры согласований появится отдельный нормативный акт, по которому раздельный сбор мусора станет обязательным для населения и юрлиц. Внедрить такую систему планируется с 1 января 2020 года. Таким образом, на этапе, когда у потребителей есть право, но нет обязанности по сортировке ТКО, устанавливать повсеместно специальные контейнеры «Нижэкология-НН» считает нецелесообразным. Что касается наличия контейнеров в областном центре, то это преимущественно остатки пилотного проекта, который в свое время пыталась реализовать в Нижнем компания «Эко-реал».
«Нижэкология-НН» выкупила у «Эко-реала» эти контейнеры и осуществляет их обслуживание. Впрочем, и сейчас, в отсутствии нормативной базы, регоператор точечно, по заявкам управляющих компаний и ТСЖ, проводит установку контейнеров для раздельного сбора ТКО. Для населения это не стоит никаких денег, но заявителем, как подчеркнула Марина Баширова, должны выступать исключительно ответственные за содержание жилья организации, а не рядовые жители. Логика здесь в том, что УК и ТСЖ прежде, чем направить заявку, должны провести разъяснительную работу среди жильцов своих домов, объяснив правила сортировки мусора. Понятно, что установщик заинтересован, чтобы его контейнеры со вторсырьем заполнялись, а не стояли пустыми. Логику мусоровывозящей компании можно понять, для нее отсортированные ТКО – это деньги. 
А вот в чем логика населения, которое стремится побыстрее сортировать мусор? Ведь ни гражданам, ни управляющим организациям никто дополнительной копейки не заплатит за такие старания? Понятно, что это может быть проявлением заботы об экологии, но граждане наверняка бы обрадовались хоть мало-мальскому снижению тарифа на обращение с ТКО.
Пустые надежды! Больше того, прибыль, полученная региональным оператором от реализации полезных фракций, уже включена в тариф. Иными словами, если бы не сортировочный комплекс на «МАГ-1», то население могло бы платить не 5,5 рубля с квадратного метра, а гораздо больше.

Лучше по факту

Вообще тарифообразование в мусорной отрасли с самого начала мусорной реформы вызывает много вопросов. У дзержинцев особенно. Ведь тарифы на вывоз мусора в Дзержинске скакнули почти в два раза, с 2,94 руб. за кв. м общей площади жилых помещений до 5,5 руб. Марина Баширова, не зная всех особенностей тарифного роста в Дзержинске, сообщила, что, например, в Нижнем Новгороде вывоз и утилизация мусора подорожали незначительно, буквально на 50 копеек, до тех же 5,5 руб. В числе причин, объясняющих такое подорожание, представитель «Нижэкологии-НН» назвала повышение планки с 18 до 20% налога на добавленную стоимость (НДС), который оплачивает региональный оператор. Одновременно с этим с 1 января текущего года на физических лиц возложена плата за негативное воздействие на окружающую среду, которую также, видимо, чтобы не собирать отдельно из-за трудностей администрирования, включили в мусорные тарифы.
Еще одна несправедливость, с которой до сих пор не может смириться население и гражданские активисты, это разность в подходах по оплате услуги «обращение с ТКО» для многоквартирных домов (МКД) и частного сектора.
В МКД плата начисляется с квадратных метров, а в частном секторе за вывоз мусора берут с количества зарегистрированных в жилье человек. Марина Баширова заметила на это, что тарифы утверждались не регоператором, а региональной службой по тарифам (РСТ), а нормативы накопления отходов устанавливало региональное правительство. Представитель «Нижэкологии-НН» полагает, что форма начисления для МКД исходя из квадратных метров была принята по аналогии с той, что работала еще до мусорной реформы.
До 1 января обитатели многоэтажек также платили за вывоз ТКО с квадратных метров, несмотря на то, что мусор «образует» человек. Хотя, надо признать, что федеральное законодательство допускает вариативность в выборе формы начисления платежей за услугу, отдавая решение этого вопроса на откуп регионам. При этом необходимо заметить, что в обоих случаях власти должны на чем-то основываться, чтобы установить ту или иную форму и нормативы начисления платежей за услугу, ну хотя бы провести какие-то замеры того, какое сейчас количество мусора накапливают граждане в своих квартирах и домах.
По всей видимости, в нашем регионе такой глубины исследований не проводилось. По крайней мере, федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже поручила правительству Нижегородской области проверить обоснованность тарифов на вывоз ТКО. Предметом проверки, в частности, должен стать расчет РСТ, установившей тарифы для мусорных полигонов в кубометрах вместо тонн, как указано в Постановлении Правительства РФ. Антимонопольщиков разобраться с нижегородскими мусорными тарифами попросила общественная организация «Стопкартель».
В своей жалобе общественники требуют отменить норматив накопления мусора для жителей МКД и считать его с количества жильцов квартиры, а не с квадратного метра площади. Поводом для такого обращения в ФАС стало решение Кировского областного суда, признавшего незаконным распоряжение областного правительства, которым плата за вывоз ТКО для жителей МКД установлена с квадратного метра, а для частного сектора – с человека. Таким образом, жалобщики считают, что аналогичный расчет, применяемый в Нижегородской области в соответствии с распоряжением правительства региона от 26 декабря 2018 года, противоречит российскому законодательству. Однако Марина Баширова, внимательно изучившая решение Кировского областного суда, заявила нам, что оно не совсем о споре «человек или квадратные метры».
Суд отменил распоряжение облправительства на основании того, что чиновники посчитали нормативы накопления ТКО по старым замерам, проведенным еще в 2015 году, а новых не провели. Если следовать этой версии, то получается, что никакого пересмотра формы начисления платы за вывоз ТКО в многоквартирном жилфонде не произойдет.
Сама Марина Баширова считает вполне справедливым взимание платы с квадратных метров. Тот, кто имеет большую жилплощадь, тот и должен больше платить за вывоз мусора. «Квартиры большей площади, как правило, у более состоятельных людей, они и потребляют больше, как показывает практика», – считает заместитель директора регоператора. Правда, бывают исключения из правил, когда в габаритной квартире проживают старики и не могут в силу возраста и многих других причин менять жилье на меньшее. Для одинокопроживающих пенсионеров и семей с невысокими доходами в Нижегородской области, как заметила Марина Баширова, действует льгота по 50-процентной оплате за вывоз ТКО. 
При идеальном варианте оплачивать мусор следовало бы по его фактическому накоплению. С такой идеей, как ни странно, солидарны и власти. Об этом, в частности, шла речь 11 апреля сего года на совещании президента Владимира Путина с членами правительства, в котором участвовал также и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Главной темой встречи стала реализация мер по формированию системы обращения с ТКО в регионах.
И вот по итогам этого совещания глава региона заявил, что важным направлением перехода на новую систему обращения с ТКО является раздельный сбор отходов, который в перспективе позволит постепенно переходить к оплате услуги по фактическому накоплению мусора. Здесь напрашивается только вопрос, долго ли нам останется ждать такой перспективы?
Вадим Щуренков