Дзержинское время

 

Надо признать, что несовершеннолетние ребятишки ведут себя порой осознаннее, чем взрослые. И все-таки дети есть дети и ко многим опасностям они еще не готовы, чаще всего из-за недостаточных знаний о мире. Поэтому недавно в нашем городе был создан новый, очень полезный проект – «Безопасность детям 2.0», который реализуется совместными силами дзержинского филиала отряда «Волонтер», студентами РАНХиГС и членами молодежной администрации и молодежного парламента.

Правила – в игровой форме

Основная задача проекта – научить детей безопасному поведению в самых разных ситуациях, а значит, помочь избежать их в дальнейшем. Речь идет буквально обо всем: и что делать, если потерялся, – не обязательно в лесу, а даже в торговом центре, и как быть при нападении собаки, и что предпринять во время пожара. Волонтеры проекта объясняют ребятам, к кому нужно обратиться за помощью, а каких людей лучше избегать. Информацию школьникам дают в игровой форме, чтобы им было проще принять активное участие в беседе и запомнить материал.
Пока проект реализуется только у нас в городе, но уже есть запланированные занятия в Нижнем Новгороде, а в дальнейшем добровольцы планируют растиражировать свой опыт по всей области.
«Идея проводить уроки безопасности для детей существует ровно столько же, сколько и отряд «Волонтер», но либо не было желающих этим заниматься, либо не хватало времени.
В ноябре прошлого года Арина Бурмистрова и Илья Власенков вплотную занялись этим делом. У Ильи уже есть проект по безопасности – «Безопасность детям» (косметический ремонт детских и молодежных площадок), поэтому школа безопасности получила название «Безопасность детям версия 2.0», – рассказала руководитель дзержинского филиала ПСО «Волонтер» Надежда Ступницкая.
Первые уроки безопасности прошли в феврале. После этого команда проекта начала стремительно развиваться и расти, и сейчас в нее входят больше 20 человек, некоторые из них прошли программы обучения по детской психологии и педагогике. Зимой уроки проводились только в помещении, с наступлением тепла появилась возможность проводить игровые занятия на свежем воздухе.

Сразу – и теория, и практика

Руководитель проекта Илья Власенков рассказал о его реализации.
«На мой взгляд, мы попали на самый гребень волны актуальности данной проблемы в связи с участившимися случаями попадания детей в потенциально опасные ситуации и малом информировании, как же все-таки себя в них вести и предупреждать трагедии. У членов проекта есть несколько ролей, основные из которых: волонтеры (помощь в организации площадок на фестивалях и форумах), администраторы (организационная деятельность проекта, проведение уроков, участие в различных конкурсах и форумах городского, областного и всероссийского масштаба) и руководители (освещение работы проекта, поиск потенциальных партнеров, обеспечение систематизации работы проекта и многое другое)», – поясняет Илья.
На сегодняшний день добровольцы регулярно проводят в школах курс занятий, в который входят не только теоретические, но и практические. Сейчас заканчивается разработка квестов с созданием «реальных» ситуаций, из которых детям и кураторам-педагогам предстоит найти выход, используя простые, но необходимые в повседневной жизни правила.
По словам волонтеров, ребята принимают такие занятия на «ура», засыпают вопросами ведущих. Вот лишь немногое из того, что их интересует: «А вот когда не было родителей, ко мне домой стучали и говорили: «Откройте! Это милиция!», а я говорил, что нет взрослых дома. Они все равно стучали и просили открыть. Что мне нужно было сделать, чтобы они ушли?»; «Мы с братом моим, старшим, прыгали по гаражам, он упал и сломал себе ногу. Почему нельзя прыгать по гаражам?»; «А я дома сам на плите готовлю (говорит ребенок 6 лет), мне мама разрешает огонь разжигать, говорит, что я уже взрослый», и прочее, и прочее. Волонтеры обязательно отвечают на все вопросы, и, что примечательно: бывает и такое, что порой самые легкие и на первый взгляд всем знакомые правила вызывают недоумение даже у взрослых, которые поражаются тому, какие навыки можно применять в тех или иных опасных ситуациях, чтобы не впадать в панику.
Родителям также важно проигрывать с детьми различные ситуации, например, как быть, если подходит незнакомец. У ребенка должна сформироваться устойчивая модель поведения с незнакомыми людьми: отвечать отказом на любое предложение. Помимо этого дети должны знать наизусть имена и телефоны своих родителей. Положите записку с этими сведениями ребенку в карман.

Сайт, площадки и учения

Планов у волонтеров немало. Полным ходом идет создание онлайн-приложения с возможностью занесения на карту потенциально опасных объектов (открытые люки, сломанные детские площадки и др.) с дальнейшим их устранением. Сейчас добровольцы дорабатывают сайт с таким же функционалом. Кроме того, площадка проекта будет представлена на крупных городских мероприятиях в День города и День молодежи.
А совсем скоро – 19 мая – пройдут очередные полевые учения ПСО «Волонтер», принять участие в которых могут все желающие. Как подчеркивают добровольцы, на них можно и нужно приходить с детьми. Даже самые маленькие ребятишки в этот день почувствуют себя поисковиками. Для них пройдет костюмированный квест на тему поисков и безопасности, его как раз проведут волонтеры проекта «Безопасность детям 2.0». Каждый участник получит небольшой приз. Напомним, место сбора – лес в конце пр. Циолковского. Начало мероприятия в 10.00.

Справка

Проект «Безопасность детям 2.0» призван, в том числе, объяснить детям, что делать, если потерялся. С начала года было 6 заявок о пропаже детей, среди них: подростки 15 и 16 лет, девочка 8 лет, мальчик 5 лет и двое детей 12 и 14 лет. Последних дзержинские волонтеры совместно с полицией нашли буквально за два часа. Сейчас продолжается поиск пропавших Маши Ложкаревой и Маши Люлиной. За сведения об обеих девочках назначена награда.
Ксения Князева