Российская медицина уверенно движется вперед. Новые, намного более эффективные, препараты, современные методы диагностики, возможность получения онлайн-консультаций выводят систему здравоохранения на новый уровень. Но остается незыблемым одно – все, даже самые прогрессивные технологии, не заменят труд врачей. Именно на их плечах, профессионалов своего дела, лежит забота о нашем здоровье. В преддверии Дня медицинского работника, который ежегодно отмечается в третье воскресенье июня, мы побеседовали с детским неврологом, заслуженным врачом РФ и почетным гражданином города Евгением Трубом.
Хороший невролог – и терапевт, и психиатр
Еще в начале интервью Евгений Маркович подчеркнул – главным он считает сказать о людях, которые помогли ему в становлении как врача, с кем трудился и сейчас трудится бок о бок. Каждый из них, по мнению доктора Труба, внес огромный вклад в его нынешний профессиональный опыт. Мы, конечно же, учли пожелание Евгения Марковича и, поскольку факты из жизни не обойдешь, важно было понять, почему в свое время он выбрал медицину, и именно неврологию, какие вехи проходил на трудовом пути, постарались назвать всех врачей, асов своего дела, о которых шла речь, а заодно поговорить о современной системе здравоохранения.
Итак, родился и вырос будущий врач в столице химии. Учился в 10-й школе, и уже тогда, в пору взросления, был человеком активным и деятельным. Только уроков и мальчишеских забав ему казалось мало. В детской комнате милиции помогали ребята из оперативного комсомольского отряда им. Дзержинского. Они присматривали за хулиганами. Проводили с ними беседы, интересовались, чем те занимаются, опекали их. Угадайте, кто был в первых рядах этих комсомольцев? Разумеется, Евгений Труб.
Позже, когда после школы поступил в Горьковский медицинский институт, он вновь оказался среди активистов – стал секретарем комсомольской организации педиатрического факультета, в стройотряде был комиссаром, принимал активное участие в работе агитбригады. Словом, жизнь била ключом.
Но почему медицина, и именно неврология? Ответ простой. Профессия врача – одна из самых уважаемых: так было тогда, так есть и сейчас. Поступил Евгений Труб на факультет педиатрии потому, что туда было проще пройти, чем на лечебный, куда рвались все выпускники. А неврология всегда его манила – прежде всего, сложностью – чтобы быть хорошим неврологом, надо знать и терапию, и психиатрию, и психологию.
«Согласитесь, каждому свое. Многих мужчин влечет хирургия, но я еще в институте понял, что делать операции, резать людей не смогу. Зато диагностика и лечебное дело мне по душе», – объясняет Евгений Маркович.
Своевременный диагноз прежде всего
При этом, по его абсолютному убеждению, именно своевременная постановка правильного диагноза – залог успеха. Забегая вперед, расскажем об одном случае. Пару лет назад на прием к Евгению Марковичу привели пятилетнего мальчика – у него отказали обе ноги после вирусной инфекции. Доктор Труб внимательно осмотрел больного и сказал свой вердикт – инсульт. Первая реакция родителей, да и всех, кто услышит подобный диагноз, поставленный ребенку, конечно, – шок. Вот и попытались его опровергнуть, нижегородские врачи говорили, что у мальчика энцефалит. Но был пройден ряд серьезных обследований, проведены консультации московских специалистов – и диагноз «инсульт» подтвердился! Сейчас ребенок проходит лечение.
Однако вернемся во времена учебы и первых шагов на трудовом поприще. После окончания института молодого специалиста распределили в Сибирь. Евгений Труб оказался в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области, где проработал три года педиатром. Была возможность остаться там – перспективному врачу предложили работу на базе Кемеровского института. Но Евгений Маркович отказался, вернулся в родной Дзержинск. Здесь сначала устроился подростковым врачом в первую поликлинику, затем стал заведующим подростковым кабинетом, подрабатывал на полставки терапевтом в БСМП.
За опыт – спасибо коллегам!
Как-то раз в разговоре с главным педиатром города Маргаритой Игнатьевной Гоцеридзе сказал, что хотел бы стать детским неврологом. За чем дело стало? Маргарита Игнатьевна пригласила Евгения Труба на желаемую должность в больницу № 8. Здесь 20 лет он проработал детским неврологом, из них 13 лет был главным внештатным детским неврологом Управления здравоохранения. За это время удалось создать неврологическое общество, в которое входили неврологи и психиатры. Также в 1992 году по инициативе Евгения Марковича и родителей в Дзержинске появился реабилитационный неврологический комплекс по реабилитации детей с церебральным параличом. Вместе с Лидией Сергеевной Лариошкиной организовали работу детского сада для лечения малышей с нарушениями центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата и трех детских садиков для лечения детей с минимальными мозговыми дисфункциями.
«В первые годы работы в 8-й больнице большой вклад в становление меня как врача внесла заместитель главврача по лечебной части Рябинина Антонина Андреевна. Она очень серьезно подходила к обучению молодых специалистов, приглашала нас, еще неопытных докторов, на консилиумы по обсуждению сложнейших больных. После осмотра каждому нужно было высказать свое мнение. Антонина Андреевна особое внимание обращала на наши рассуждения и умозаключения, которые, к слову, часто оказывались ошибочными, предстояло как следует поразмышлять. Так потихоньку рождался опыт, за что я ей очень благодарен», – отмечает Евгений Труб.
Первичную специализацию по детской неврологии Евгений Маркович получил в Минске, учился у главного невролога Белоруссии Г.Г. Шанько. В последующем получал дополнительное образование уже на базе московского института у Е.С. Бондаренко. На книгах этих выдающихся специалистов, по собственному признанию, он до сих пор учится, черпая для себя что-то новое.
В те годы плечом к плечу с молодым неврологом работали настоящие асы своего дела – заведующая отделением младшего детства Парунова Дина Дмитриевна, заведующая лор-отделением Краснова Антонина Павловна, заведующий отделением детской хирургии и реанимации в БСМП Астахов Иван Андреевич. В тяжелых диагностических случаях помогали разобраться ведущие неврологи города: Выгоднер Любовь Борисовна, Носова Тамара Васильевна, Рубан Людмила Николаевна, Думчина Елена Григорьевна. В то же время дзержинские врачи тесно сотрудничали со специалистами из детской областной неврологической больницы, что позволяло достигать высоких результатов.
В 1996 году Евгений Труб был назначен главным врачом в больницу, которая тогда была еще госпиталем ветеранов войн. Через год госпиталь переехал в новое здание, а в прежнем – создан неврологический стационар, он же – больница № 3 Дзержинска.
«И опять рядом со мной работали люди, которые горели своим делом. А все потому, что медицина – это образ жизни, она требует от человека постоянной работы над собой, совершенствования навыков общения с пациентами. Есть целая наука – деонтология, которая учит работе с больными. Во-первых, врач в какой-то мере еще и актер. Пациент должен прийти к нему и сразу понять – этот человек мне поможет, в выздоровлении можно не сомневаться. Во-вторых, каждый врач в своей деятельности проходит определенную эволюцию. После окончания института первый этап – он еще неопытен, но старается, проверяет, правильное ли лечение назначает. Второй – отношение к больному как к своему знакомому. Третий этап – отношение к пациенту как к родственнику. Это очень сложно, кто-то останавливается на первом этапе, другие – на втором, но высший пилотаж – пройти все три, к этому надо стремиться», – уверен Евгений Маркович.
За годы работы в больнице № 3 удалось многое сделать – и здание в порядок привести, и даже открыть новые отделения – инсультное, реанимационное. По ходу профессиональной деятельности Евгений Труб общался с другими главными врачами города: Самариным Александром Михайловичем, Мурадяном Грачей Иосифовичем, Малышевым Алексеем Федоровичем, Шаминым Сергеем Алексеевичем, Лисиным Вадимом Владимировичем. Их деятельность осуществлялась под руководством начальника Управления здравоохранения Карпова Владимира Константиновича. «Один в поле не воин» – эта пословица очень верна, Евгений Маркович подчеркнул, что ценные советы коллег не раз помогали ему в сложных ситуациях.
На работу в больницу тогда пришло много молодежи, эти специалисты сейчас уже люди опытные, ведущие неврологи города. Среди них: И.Г. Клюева,
С.В. Пулочкина, Я.В. Максименко, Т.Г. Семенова, С.Б. Морозова, М.С. Бузычкина. Причем, как отмечает Евгений Маркович, он старался обучить каждого молодого врача дополнительным специальностям, поэтому, к примеру, Ирина Клюева получила еще одно образование в Москве, приобретя квалификацию паркинсолога, а также блестяще делает допплерографию сосудов мозга. Допплерографии обучилась и Тамара Семенова, а Мария Бузычкина – эпилептологии.
Меняются времена
К сожалению, сейчас, как признает Евгений Труб, молодых специалистов не хватает. Во многом причина тому – изменение мировоззрения. Мало кто готов работать за идею, как раньше.
А тут еще и сама система здравоохранения далеко не идеальна – с одной стороны прогрессирует, с другой – аннулирует медпункты по оказанию первичной помощи, та же оптимизация – характерный пример.
«Если в свое время помощь пациентам оказывалась с учетом заболеваемости жителей города – рассчитывался необходимый коечный фонд, продумывалась работа поликлиник, то сейчас все направлено на соблюдение всероссийских средних показателей. Отсюда и выделение средств. А ведь у каждого региона своя специфика. Я абсолютно убежден, что работа должна быть организована на местах, тогда и помощь будет оказана высококвалифицированная, своевременная и необходимая», – уверен Евгений Маркович.
Несколько лет назад ему пришлось уйти с должности главврача 3-й больницы – в министерстве здравоохранения вежливо сказали, мол, вы уже на пенсии, предложили несколько других вариантов. Евгений Труб выбрал свой – 4 года работал главным врачом Центра детской медицины, сейчас трудится там же – неврологом. По-прежнему деятельный, активный, внимательный к своим пациентам, Евгений Маркович и тут в первую очередь отмечает замечательный коллектив центра, специалистам которого удается помогать ребятишкам в сложнейших случаях. Больных детей много, как с тяжелыми диагнозами – например, аутизмом, так и с менее серьезными, но крайне неприятными и непростыми – задержкой речевого развития. Причем доктор Труб подчеркивает, что сейчас это распространено намного чаще, чем раньше.
«У нас же как бывает. Только ребенок начнет соображать, родители ему в руки сотовый телефон, планшет. Уж не говоря о том, как сажают перед телевизором смотреть мультики на час-два, пока занимаются своими делами. А так нельзя, ребенок не развивается, с ним заниматься надо, читать ему, а не отвлекать всякими гаджетами», – советует молодым мамам и папам Евгений Маркович.
И опять впереди всего – диагностика. Если поставить верный диагноз в первые месяцы после рождения ребенка – шанс выздоровления 80%, в год – в два раза меньше, в три года – процент минимальный. Разумеется, многое зависит от степени заболевания. Только комплексный подход в лечении ДЦП может быть результативным.
В преддверии праздника Евгений Маркович передает добрые пожелания коллегам: «Оптимизма, здоровья, удачи! И главное – не падать духом!»
Ксения Жульнова