Виктор Романов: Заключение договора о реструктуризации – шаг ответственный


Обсуждение проблемы должно быть двусторонним. А потому, продолжая разговор на тему реструктуризации долгов и получения субсидий, мы обратились за комментариями к директору ООО «Единый расчетно-кассовый центр» Виктору Романову.

 

– Каковы сегодня условия заключения договора реструктуризации?

– Стандартный срок заключения договора реструктуризации – не более 12 месяцев, в особых случаях – до 18-ти. Единовременная выплата при этом должна составить от 20 до 30 процентов долга, и зависит она от суммы долга. К тому же, мы требуем наличия поручителя, который возьмет на себя обязательства по выплатам, если должник не выполнит условия договора или сорвет график платежей. Если у человека нет возможности выполнить эти условия, то он приглашается на комиссию, которая проходит с привлечением представителей поставщиков услуг и управления социальной защиты. Здесь мы и пытаемся найти компромиссные варианты решения проблемы.

Почти со всеми людьми, которые приходят к нам и просят о реструктуризации, мы в конечном итоге находим общий язык. Не удается договориться лишь с теми, кто выдвигает свои условия погашения задолженности, отличные от тех, которые установлены поставщиками услуг – компаниями НКС, «Управдом» и так далее. Ведь ЕРКЦ выполняет агентские функции, мы считаем чужие деньги и не можем самостоятельно определять условия реструктуризации долгов.

 

– Наша газета уже приводила ряд историй реальных людей, которые так и не смогли договориться с членами вашей комиссии о рассрочке… Что делать тем людям, у которых нет даже 10 процентов от суммы долга на оплату первоначального взноса?

– Если все упирается в эти 20 процентов, то комиссия идет навстречу людям. В этом случае человек просто должен определить для себя тот уровень средств, которые он ежемесячно сможет отдавать на погашение долга, и строго соблюдать график платежей. Его нарушение приведет к прекращению выплаты субсидии. Кстати, предыстория подобной строгости в вопросе реструктуризации долгов проста. В 2008 году мы заключали соглашения легко, без каких-либо дополнительных условий. Этот подход привел к тому, что многие не только не гасили свои старые долги, но и текущие платежи от них не поступали. При этом они получали субсидию и тратили деньги по своему усмотрению. Так что уже в 2009 году в ЕРКЦ была создана специальная служба по работе с дебиторской задолженностью, которая и занялась (в том числе) отслеживанием исполнения договоров реструктуризации и их заключением. В итоге, наряду с теми условиями, которые выдвигают сами поставщики, было введено и другое – наличие поручителя. И эти меры, надо сказать, дали результат. У нас резко повысился процент добросовестных плательщиков. Видимо, люди начали понимать, что они берут обязательства не только на себя, но могут подставить и тех, кто за них поручился.

– Но поручители тоже могут найтись не у каждого?

– Этот вопрос для отдельного обсуждения на комиссии. Мы можем сделать исключение и обойти этот пункт договора.

– И все же, несмотря на то, что вы говорите об исключениях из правил, отказы в заключении договоров реструктуризации были…

Конечно, но они случались только тогда, когда человек отказывался от условий, которые были выработаны комиссией. Вот, например, ситуация. В квартире живет женщина-инвалид. Она накопила долги, и это понятно, так как она находится не в самом хорошем положении. Но в то же время в ее квартире прописан вполне здоровый сын. Помогать матери он не собирается. И что нам делать в этом случае? ЕРКЦ должно помочь и простить долги, а поставщики не получить денег, которые им нужны для выполнения производственной программы?

Все разговоры о тяжелом материальном положении должников заканчиваются обычно тем, что от нас требуют снять с них обязательства по коммунальным платежам. Это нереально, потому что в этом случае пострадают добросовестные плательщики.

Арсений Лапин