Дзержинское время

Общественная палата первого созыва завершает свою работу. В пятницу, 14 июня, общественники собрались на свое итоговое заседание. Ключевой вопрос повестки дня, который обозначил председатель палаты Виктор Сопин, – итоги деятельности за три года.

Первый раз общественники собрались вместе за одним столом 20 мая 2016 года. С этой даты палата провела 13 заседаний, на которых удалось разобрать 45 вопросов основной повестки. Помимо пленарных заседаний, регулярно собирался совет палаты, где, например, составлялись обращения в адрес органов власти разных уровней. Всего за три года дзержинская ОП отправила около сотни писем в администрации, правительства, силовые структуры по наиболее острым и всеобъемлющим проблемам. Например, палата сразу включилась в борьбу за восстановление трамвайного движения в городе, которое, как известно, местные власти ликвидировали в декабре 2015 года. Такое решение чиновники закрепили отдельным Постановлением администрации № 4128 от 10 декабря 2015 года. Решением от 9 июня 2016 года палата потребовала от бывшего градоначальника Виктора Нестерова отменить это постановление.
А 23 июня того же года палата направила письма по транспортной проблематике в федеральное и региональное правительства, общественные палаты страны и региона, полпреду президента в ПФО, местные думу и администрацию. Этим, конечно, общественники трамвай в город не вернули, но делали все от себя зависящее, следуя запросу гражданского общества. К слову, большинство дзержинцев негативно отнеслись к ликвидации трамвая. Это, в частности, показал опрос, проведенный с 24 по 27 мая 2016 года «Институтом политической психологии». Противников преждевременной «похоронки» на рельсовый транспорт набралось 51,8% опрошенных, и только 13,5% поддержали безоговорочный акт чиновников. 
Дальше общественники искали возможности реанимации трамвая в Дзержинске. Для этого 27 июня 2017 года они пригласили в Дзержинск гендиректора «Первой компании транспортной инфраструктуры» (ООО «ПКТИ», г. Москва) Андрея Шестопалова, который рассказал об условиях инвестиций в восстановление трамвайного сообщения. Общественники договорились с городским руководством о создании рабочей группы, которая бы проработала «дорожную карту» по возвращению трамвая, но в итоге, как отметил Виктор Сопин, сама же мэрия эти договоренности и проигнорировала. В ноябре 2017 года дзержинцы отправили воззвание о необходимости возвращения трамвая уже президенту страны и главе региона.
Помимо транспортной ситуации, общественники обнажили перед властью проблемы в сфере ЖКХ – монополизация рынка управления жилфондом, в градостроительстве – точечная застройка и уничтожение ОТОП, а также рассказали о невыполнении решения президиума Госсовета от 9 июня 2011 года о ликвидации объектов накопленного экологического ущерба – полигона ТБО «Игумново», «черной дыры» и «белого моря». На солидную аналитику из Дзержинска пришел трафаретный ответ за подписью и.о. замгубернатора области Романа Антонова: «Ваше мнение принято во внимание и будет учтено при практической работе». Из всего описанного в обзоре осени 2017 года с мертвой точки, как заметил Виктор Сопин, сдвинулась только одна проблема, связанная с ликвидацией старых свалок.
А вот еще одно грядущее бедствие в транспортной сфере – монополизацию рынка пассажирских перевозок с возможной последующей ликвидацией и троллейбусного сообщения – Общественной палате удалось предотвратить. Речь идет о топорной работе «Агентства дорожной информации «Радар» из Перми, которое наняла бывшая администрация, чтобы перекроить местный рынок в пользу аффилированных компаний. Пермские инженеры «на коленке» разработали проект новой маршрутной сети общественного транспорта, который получил негативную оценку экспертного сообщества. По запросу палаты «Ассоциация транспортных инженеров» из Питера и нижегородский «Институт транспортных систем» проанализировали труды «Радара», придя к выводу, что они опасны для практического применения. Под нажимом общественности местные власти все же отказались от внедрения новой транспортной схемы, хоть и оплатили бумажные расчеты пермских гастролеров.
В итоговом докладе Виктор Сопин вспомнил и об активном противоборстве вместе с общественным движением «Голос Дзержинска» застройке центрального городского парка, а также об усилиях по сохранению дендропарка имени Ильяшевича и сосновых лесов вдоль Решетихинского шоссе.
А накануне летней кампании 2017 года по трудоустройству подростков в Дзержинске возникли проблемы с финансированием. После отдельного обращения палаты к городским властям деньги на оплату временной занятости школьников быстро нашлись.
Общественники прорабатывали и возможность создания муниципального тома предельно допустимых выбросов (ПДВ), наличие которого позволило бы усилить контроль за состоянием окружающей среды. Правда, к рекомендации палаты по формированию тома ПДВ местные власти остались глухи.
Первый созыв палаты стоял на передовой борьбы за сохранение исторического герба Дзержинска, который осенью 2016 года местные власти пытались изменить. Весьма убедительную «Аналитическую записку» об истории вопроса подготовил эксперт палаты, доцент истфака ННГУ им. Лобачевского Федор Дорофеев. В итоге герб удалось сохранить в его нынешнем виде как исторический символ города.
На заседаниях палаты в течение последних трех лет также рассматривались вопросы о муниципальном жилищном контроле, о концепции развития центрального городского парка, о создании лесопаркового зеленого пояса вокруг Дзержинска, о правотворческой инициативе граждан, о стратегии развития региона-2035, о процессе формирования стратегии социально-экономического развития Дзержинска, о дополнительных мерах соцзащиты многодетных семей.
Под занавес общественники опробовали процедуру проверки муниципальных предприятий и бюджетных учреждений, что позволяет законодательство об общественном контроле. Результаты проверки МУП «Комбинат питания города Дзержинска» и МКУ «Специалист» во главе с теперь уже отставленными директорами Людмилой Кемайкиной и Сергеем Пресновым общественники направили в адрес главы города Ивана Носкова.
Вадим Щуренков