В прошлом номере «ДВ» мы сообщили о том, что Минрегион разработал и внес в правительство новые правила предоставления услуг ЖКХ, которые заставляют граждан добровольно обзавестись приборами учета воды и газа: для тех, у кого этих счетчиков нет, цены на услуги с 1 января 2011 года вырастут вдвое, а с 2012 года – в четыре раза. Это не единственная поправка в «Правила…», но, пожалуй, самая затратная и спорная. Интересно, что о новых правилах игры в ЖКХ стало известно почти две недели назад, однако аналитических статей и комментариев экспертов на эту безусловно важную тему пока не последовало. Как нет и полной информации о том, насколько готовы регионы и граждане к установке счетчиков, как быть обладателям квартир, где она по техническим причинам невозможна, сколько приборов учета должно поставить в общежитии или коммунальной квартире, чтобы они не превратились в «воронью слободку». И это когда до часа «Х» остается всего пять месяцев! «При разработке правил учитывались все замечания и поправки ведомств, чтобы смягчить воздействие изменений на потребителей, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на департамент ЖКХ Минрегиона. Новые правила отражают намерение Минрегиона добиться от граждан повсеместной установки индивидуальных приборов учета… ведомство намерено и поощрять обладателей приборов учета: избыточные средства, которые будут аккумулироваться у исполнителей услуг за счет таких завышенных тарифов, можно будет направить только на субсидирование – частичную оплату коммунальных счетов «модернизированных» квартир». Скидки должны предоставляться одновременно всем таким потребителям не реже раза в квартал и распределяться пропорционально площади жилья. Малоимущим советуют участвовать в региональных программах по энергосбережению для льготной установки счетчиков». Вот, пожалуй, и вся информация, которая имеется в распоряжении на данный момент. Но на бескрайних просторах делового Интернета «несогласные» с инициативой Минрегиона все-таки нашлись. «Получается какая-то почти ненормальная с любой точки зрения картина – тарифы признаются завышенными, но это – некая «данность» и «священная корова», которую трогать нет возможностей и сил, а потому приходится вводить то, что будет гасить, компенсировать эти тарифы, – говорит деловой газете «Взгляд» директор столичной аудиторской компании Олег Ростовцев. – За долгие годы бесконтрольного использования этих самых завышенных тарифов все мы переплачивали за услуги поставщиков воды, газа и электричества, причем, очень много. Уследить, упредить и остановить эти коррумпированные «цепочки», видимо, нет возможностей. Тогда откуда уверенность, что нам помогут счетчики, которые будут фиксировать расход, но он все равно будет соответствовать этим же завышенным тарифам». «Нововведение может вылиться в компанию по установке приборов каким-нибудь одним поставщиком, который сможет убедить всех в том, что его продукция – самая «лучшая», – комментирует тому же изданию старший юрист компании «Аудит. Контроль. Качество» Егор Колыванов. – Подобные «преференции» – не редкость во всем мире. А о том, как у нас научились ловко проводить конкурсы и тендеры по госзакупкам, не знает только не умеющий читать». Разумеется, говорить о завышенности тарифов необходимо, и, если разговоры принесут пользу, не обрадуются этому разве что монополисты-поставщики услуг. Но! Инициативу сверху претворять в жизнь как обычно будут низы, а в провинции в какой-либо пересмотр тарифов давно не верят, и «преференциями» вряд ли интересуются. Рядовых граждан волнует совершенно иное. Представим, что, в случае утверждения «Правил…», гражданам за три месяца сообщат о грядущем двукратном увеличении тарифов на газ и воду. Те, кто имеет материальную возможность обзавестись прибором учета, совершенно естественно захотят это сделать. Насколько готовы продавцы, установщики и поверяющие организации к ажиотажу, который возникнет вокруг счетчиков? И кто даст гарантию, что повышенный спрос на товар не приведет к резкому скачку его стоимости, как произошло, например, этим летом с кондиционерами и вентиляторами, а образовавшаяся очередь на установку не вынудит граждан платить по завышенным тарифам в ожидании оной? Немногим проще, а то и сложнее, придется малоимущим: во-первых, уровень своего дохода еще нужно документально подтвердить, и если он будет разниться с законодательно установленным хотя бы на мизерную, ничего не значащую сумму, с мечтой о льготах придется распрощаться; во-вторых, участия в региональных программах по энергосбережению можно ждать как обещанного. О контроле «на местах» в «Правилах…», увы, ничего не сказано, да и не должно быть – не для того они писаны. Глобальные планы энергосбережения не учитывают «досадных мелочей» вроде возможного не целевого расходования средств, обогащения недобросовестных предпринимателей и монополистов, тем паче что забота о пополнении кошельков последних ляжет на плечи граждан. А если предположить, что о контроле не говорится потому, что он попросту… не понадобится? Поднявшаяся шумиха вокруг двух- и четырехкратного повышения тарифа заставит-таки некоторую часть граждан установить приборы учета, а введение «драконовских мер» в любой момент можно отложить на пару лет. Этакая шоковая терапия, которая будет принята на ура и даже с благодарностью от осчастливленных отсрочкой граждан… Будем следить за развитием ситуации. Вдогонку Новые «Правила…» усиливают и контроль за должниками. Поэтому Минрегион намерен сохранить для исполнителей возможность прекращать или ограничивать подачу должникам горячей воды, электроэнергии и газа «через один месяц после письменного предупреждения собственника о неполной оплате», сократив период накопления задолженности. Под «неполной оплатой» теперь понимается долг, превышающий стоимость «любой предоставляемой исполнителем услуги» за три месяца (ранее – шесть ежемесячных размеров платы). Судиться с потребителями коммунальщики не хотят, ожидая, что последние «будут всевозможными способами затягивать судебные процессы, что, в свою очередь, приведет к увеличению задолженностей и невозможности выполнения организациями ЖКХ текущих обязательств перед потребителями», заявили в Минрегионе газете «Коммерсантъ». Чем лишний раз показали, насколько далеки от народа – «затянуть» судебный процесс, по крайней мере, в нашем городе, неимоверно сложно, поскольку должник зачастую вовсе не знает о нем. Среди прочих новаций можно отметить и порядок внесения платы за коммунальные услуги при проживании временных жильцов – их количество теперь можно зафиксировать актом, после чего начинать начисление дополнительной платы. Права потребителей также подверглись уточнению: предоставление некачественной услуги по-прежнему освобождает потребителя от необходимости платить за нее, но четче регламентирован процесс фиксации “брака” (оформления акта, на основании которого производится перерасчет) и условия участия в нем экспертов. Так что новые правила получились весьма разносторонним документом, вот только будут ли они работать и какими последствиями грозит их принятие? А о том, как установить приборы учета и в какую тугую копеечку это обойдется, читайте в следующем номере «ДВ».
Елена Лазарева