«Рулон» – «Оргстекло»: путь в 80 лет


Э.А. Кулев. 1963 г. 

Летом 1939 года список предприятий Наркомхимпрома СССР пополнился очередной новостройкой – в Дзержинске вступил в строй завод сложных красителей, позже переименованный в завод «Рулон», затем – химкомбинат «Оргстекло», ныне ОАО «Дзержинское оргстекло». За 80 лет его трудовой коллектив вписал немало ярких страниц в историю страны, родного города. У истоков рождения и взлета орденоносного предприятия стоял Э.А. Кулев. Он прошел путь от мастера до главного инженера и директора предприятия. 

 

«Дзержинские каракумы»


В июле 1938 года выпускником Ивановского химико-технологического института Эрос Александрович прибыл в Дзержинск. Картина простиравшихся на огромном пространстве гор песка, среди которых уныло стояли серые цеховые коробки завода, произвела на молодого специалиста удручающее впечатление. То и дело ветер поднимал вверх песчаные тучи и превращал все окружавшее пространство в серую завесу, отчего у молодого инженера глаза наполнялись слезами. И не столько от самого песка, сколько от чувства тоски и безысходности, вызванного сознанием необходимости жить в этих бескрайних «дзержинских каракумах».
 
Тогда начинающему специалисту даже в голову не приходило, что спустя короткое время этот затерянный в песках городок на его глазах превратится в современный красивейший город. Он не мог и подумать, что Дзержинск станет его «любимой цитаделью» почти на всю сознательную жизнь, и Эрос Александрович не сменит его ни на какие другие «райские» места, предложенные ему руководством Министерства химической промышленности СССР.

Первые шаги 


Завод построили. Однако потребность в продуктах, заложенных основным проектом, отпала. Сложилась тревожная ситуация: форсировался пуск большого химического завода, но его целевая продукция оказалась ненужной стране. Возникла необходимость в кратчайшие сроки ассимилировать новое предприятие на выпуск востребованной продукции. Завод надо спешно пускать, а вот что выпускать – никто не знал. Тогдашнее руководство завода – москвичи – директор Алексей Андреевич Грязнов, главный инженер Михаил Тимофеевич Куликов вместе с коллективом ИТР все же смогли решить наисложнейшую задачу. Готовые к выпуску мощности производства ацетона, синильной кислоты и ацетонциангидрина включили для выпуска новой, важной для страны продукции – органического стекла.
 
Вручение ордена Ленина химкомбинату «Оргстекло». 1971 г.
 
С датой рождения завода тоже получилась заковырка. Э.А. Кулев считает, что это 1 июня 1939 года – день пуска в эксплуатацию цеха № 14, производство которого предназначалось для хлорирования органического сырья. И первым произведенным продуктом был рематол (хлорированное масло). Другие источники дату рождения завода связывают с пуском цеха синильной кислоты – 1 июля 1939 года. После появления твердой убежденности в правильности выбора направления ассимиляции началась работа по проектированию большого производства оргстекла и эфирного цеха. Однако сбыться грандиозным планам помешала война – к ее началу в 1941 году большое производство листового оргстекла находилось лишь в стадии возведения стен.
 
Помещением цеха стал склад, на площадях которого и смонтировали все необходимое для выпуска эфира метилметакрилата, его полимеризации, разъемки и обработки готового оргстекла. В конце октября 1941 года состоялся пуск и освоение производства. У истоков рождения листового авиационного оргстекла стоял трудовой коллектив рабочих и ИТР цеха № 7 во главе с первым начальником М.А. Рубцовым, технологом Б.И. Александровым, начальником эфирного отделения Б.М. Муравьевым и другими.

Великое испытание


С началом войны возникли перебои с поступлением ряда видов сырья и важнейших материалов. Из-за их отсутствия работа была на грани остановки, в 1942 году на завод прибыл первый заместитель председателя ГКО – М.Г. Первухин в сопровождении бригады экспертов. Он созвал экстренное совещание с явкой всех директоров химзаводов Дзержинска, секретарей обкома и горкома, двух начальников цехов предприятия – цеха авиационной брони И.Д. Панкратова и цеха оргстекла – Э.А. Кулева.
 
Юбилейный значок. 1989 г.
 
Вскоре после совещания главным инженером завода был назначен Б.П. Зверев. Трудностей хватало: не отработанный режим полимеризации частенько ставил производственников в тупик. Однако вскоре коллектив завода стал равноправным членом огромной боевой кузницы, которая ковала для фронта военные воздушные машины. Один из важных заказов фронта – изготовление бронекозырьков – исполняли в срок.
 
Закаленные форматки толстого силикатного стекла, склеенные с подушкой органического стекла, создавали слоистую прозрачную пластину, которая не пробивалась даже пулей авиапушки. Установленные внутри фонаря, они надежно защищали летчика. За выдающиеся заслуги заводу неоднократно присуждалось знамя ГКО – высшая оценка работы коллектива в военное время. А по окончании лихолетья знамя осталось на вечное хранение как признание особых заслуг коллектива. Тогда же 43 работника завода были награждены орденами и медалями.

Броня позеленела!


Как много значил тогда этот прозрачный полимер для судеб авиации и обороны страны! Ведь, казалось, фонарь для самолета, смотровая танковая призма – всего лишь малая деталь в сравнении с многомиллионной стоимостью самолета или танка. Мелочь! Но без нее боевые машины оказывались прикованными к земле – не летали, не двигались. Прозрачная броня была детищем, рожденным в муках коллективом завода «Рулон» во время Великой Отечественной войны. Перед сдачей продукция проходила строжайшую военную проверку, затем техническую приемку. И все же случались непредвиденные казусы. Эрос Александрович вспоминал: «Очень важной рецептурной добавкой в полимеризационную смесь был дибутилфталат. С его помощью плоский лист органического стекла превращался в прозрачный обтекаемый колпак-фонарь. Кончились у нас все запасы, а заменить на что-то иное не так-то просто.
 
Начались лихорадочные поиски. И вот кому-то из исследователей удалось получить образец оргстекла с применением другого компонента. С ним прозрачность стекла и формуемость были великолепными. Получили разрешение на изменение рецептуры, выпуск пошел с удвоенным старанием. Но с наступлением весенних солнечных дней к нам поступил тревожный сигнал! На самолетах, находившихся на аэродроме авиазавода, все кабины из оргстекла позеленели.
 
Нас срочно вызвали на авиазавод, где продемонстрировали невероятный факт: прозрачные сверкающие фонари, вмонтированные в каркас самолета, при выводе машин из ангара на ярко освещенную солнцем взлетную полосу на наших глазах меняли свой цвет, становились зелеными. Мы были ошеломлены! После разборок и выводов комиссии создавшееся положение вынудило правительство «тряхнуть» союзников. В срочном порядке была организована доставка дибутилфталата в Дзержинск из Англии и одновременно – восстановление производства этого отечественного продукта. В разгар войны в Англию выехали зам. наркома химпромышленности СССР А.Г. Касаткин и главный инженер завода Б.П. Зверев. Результатом их поездки стал перевод производства авиационного стекла на более прогрессивный, так называемый «сиропный» метод».

В мирное время


В послевоенное время в производстве прозрачной авиаброни появилась новая марка оргстекла «СТ-1», а затем целая серия новых видов. Ведущая роль в создании и усовершенствовании столь важного для авиации полимера принадлежала Р.Я. Хвиливицкому, возглавлявшему лабораторию филиала НИИ «Гипрополимер». Выпускать стекло с новыми требованиями на старом оборудовании было практически невозможно, что вызвало потребность возводить новые производства, оборудовать их совершенными механизмами. Получив статус химкомбината, «Оргстекло» непрерывно расширялось, креп его коллектив. Здесь создали ряд уникальных объектов акрилатного профиля. Это легендарный ФАД, а еще – конвейерный цех полимеризации, производство сульфата аммония из отходов эфирного производства, цех литьевого полимера, новое производство акриловых эмульсий, цех по выпуску присадок к маслам, комплекс производства симазина…
 
Цех ширпотреба начинал свою историю в 1940 году. Из отходов здесь мастерили часовые стекла, одежные пуговицы, мундштуки разной расцветки, чернильницы, бусы, позже – предметы бытового назначения, сувенирные изделия… Знаменитый пианист Гилельс, будучи в Дзержинске с концертом, был ошеломлен преподнесенным ему сувениром с изображением ветки созревшей рябины внутри оргстекла. «Ничего подобного я не встречал»,- восхищенно произнес он. «Коллектив завода «Оргстекло» прошел большой и сложный путь, внес достойный вклад в самоотверженный труд семьи великого советского народа!» – такими высокими словами завершил свои воспоминания Э.А. Кулев. В 1971 году химкомбинат наградили орденом Ленина, вместе с ним 58 тружеников удостоились орденов, 29 человек – медалей.
 
Станислав Шальнов
По воспоминаниям Э.А. Кулева.
Фотографии из фондов Дзержинского краеведческого музея