Уровень роста тарифов диктует жизнь


 
 

 

– Андрей Николаевич, не секрет, что у ДВК с 1 июля 2019 года повышение тарифов на услуги одно из самых ощутимых для населения – 11,3%. С чем это связано?


– По российскому законодательству существует несколько оснований, которые позволяют коммунальным предприятиям, в том числе и ВКХ, поднять тарифы больше средних по региону или стране в целом. В нашем случае такое превышение связано с реализацией инвестпрограммы предприятия, действующей уже несколько лет. Если говорить простым языком, то ДВК довольно продолжительное время реконструирует и модернизирует муниципальные водоканализационные объекты, чтобы повысить качество услуг – водоснабжения и водоотведения в городе. Главным источником финансирования мероприятий инвестпрограммы является выручка, в связи с чем Указом губернатора Нижегородской области от 14 декабря 2018 г. № 163 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области на 2019 – 2023 годы» нам было согласовано превышение среднего уровня роста тарифов на услуги ВКХ. При этом нужно отметить, что существует понятие «предельный индекс изменения размера платы». Его согласовывают в соответствии с действующим законодательством администрация и депутатский корпус на местном уровне. В Дзержинске этот показатель утверждался в том числе с учетом того, что город в текущем году окончательно вошел в программу БРИКС. По соглашению между муниципалитетом, правительствами области и РФ Дзержинску безвозмездно выделят более 3 млрд рублей на улучшение инфраструктуры водоканализационного хозяйства. Кстати, здесь немаловажную роль сыграла действующая инвестиционная программа, о которой я уже говорил. Главное условие участия в проекте БРИКС – софинансирование городом в лице водоканала 20%. Именно поэтому власти согласовали чуть больший уровень повышения тарифа, чем предполагаемый ранее, чтобы обеспечить нужное софинансирование через выполнение в полном объеме инвестпрограммы ДВК. Все это я говорю к тому, что тарифы ЖКХ нельзя поднять на сколько хочется, эти цифры жестко просчитываются, объясняются и контролируются. В Дзержинске именно сейчас обстоятельства предполагают то повышение, которое произошло в июле.

 

– Когда инвестпрограмма ДВК будет близиться к завершению, тарифы начнут снижаться?


– Во-первых, инвестпрограмма ДВК – проект довольно длительный – до 2032 года, поэтому завершится она не так уж и скоро. Во-вторых, о снижении самих тарифов говорить не приходится – цены в ЖКХ неразрывно связаны с инфляцией в стране, то есть будут повышаться так или иначе. Иное дело – уровень этого самого повышения. Года через два, когда ДВК произведет обновление основной своей базы, уже не будет столь острой нужды в повышении тарифов сверх стандартного уровня. И сама инфляция со временем может падать. То есть сегодняшний тариф – к примеру, 47,15 руб. за куб ХВС – вряд ли снизится, но мы рассчитываем, что ресурс будет «дорожать» в будущем не сегодняшними темпами, и даже не на 4%, а на 2-3%, то есть по формуле «инфляция минус».


– Тепловая компания также осуществляет инвестпрограмму, но уровень повышения тарифов на отопление и ГВС скромнее, чем на холодную воду и канализацию. Почему?


– Могу предположить, что это связано с несколькими причинами. Тарифы на горячее водоснабжение и тепловую энергию сами по себе, по сравнению с холодным водоснабжением и водоотведением, очень ощутимые. Плата за тепло и ГВС, например, по нашей аналитике, самая большая в линейке трат населения на «коммуналку». Она занимает от 35 до 50% в «сводной» платежке за ЖКУ, а если оценивать только набор коммунальных услуг, по которому устанавливается предельный индекс роста тарифа (то есть без платы за техобслуживание жилого помещения), то вообще составляет от 63 до почти 80! В это же время стоимость услуг ДВК всего не более 10%. Как говорится, почувствуйте разницу! Еще одна причина – Единая теплоснабжающая компания, работающая в Дзержинске, крупнейший поставщик ресурса не только регионального, но и федерального уровня, на балансе которого не только городские тепловые сети, но и собственные, частные генерирующие объекты, оплачивать реконструкцию и модернизацию которых за счет населения было бы совсем несправедливо. У ДВК же – предприятия, действующего в пределах одного небольшого города, скажем так, более локальные задачи и возможности, а все наше имущество принадлежит исключительно муниципалитету, то есть, по сути, всем горожанам.

 

– Андрей Николаевич, в связи с регулярным повышением тарифов не стали ли дзержинцы больше «оприборивать» свои жилища, чтобы экономить, и не выросло ли среди них число должников?


– Нет, эти показатели уже давно остаются примерно на одном и том же уровне. Абонентов, установивших в своих квартирах индивидуальные счетчики воды, около 2/3 по городу. А та третья часть, что платит по нормативу, либо граждане, как можно выразиться, с низкой социальной ответственностью и им все равно, либо те, кто точно знает, что потребляет воды больше, чем заложено в норматив. Таких людей не смущает даже повышающий коэффициент, когда за нежелание учитывать ресурс их «штрафует» государство. Уровень повышающего коэффициента на протяжении более чем двух с половиной лет, напомню, 1,5. Надо сказать и то, что сами по себе счетчики не экономят воду, и никто ни в коем случае не призывает дзержинцев ущемлять себя в комфортных бытовых условиях. Однако они стимулируют некую ответственность, когда собственники жилья быстрее отремонтируют текущий кран или будут перекрывать газовую колонку всякий раз, когда горячая вода им больше не нужна. По нашим расчетам каждый дзержинец в среднем «выливает» в месяц по 3,7 кубометра ХВС. И эта величина тоже остается постоянной на протяжении нескольких лет. А что касается должников, то их в городе по нашим услугам 3-4%, эта цифра от подорожания расценок на ХВС и канализацию не меняется. Ведь дело здесь, могу предположить, не в какой-то совсем уж фантастической дороговизне ЖКУ с определенного периода, а в ответственности и стремлении к самому обычному порядку.


– Есть ли в Дзержинске дома, собственники помещений в которых, пользуясь недавними поправками в законе, перешли на прямые договоры с ДВК и отказались от посредничества управляющих компаний? Как выстраиваются отношения с перечислением денег за ХВС и канализацию с местными УК?


– Таких домов (из числа бывших «подопечных» УК) в нашем городе на сегодняшний день пока нет. Мы продолжаем работать по поставке ресурса с жилищными организациями. По ДУК – одной из самых крупных УК в Дзержинске – у нас в этом смысле практически нет нареканий. По другой крупной компании, «Управдому», нужно заметить, что мы пытаемся выстроить работу так, чтобы в МКД их силами были отремонтированы ОПУ ХВС, которые почти во всем жилфонде этой организации вышли из строя. Очень обидно, что оплачивали установку оборудования наши граждане в рамках Закона «Об энергосбережении…», а сейчас эта полезная инициатива оказалась ненужной. У нас есть претензии к некоторым ТСН, руководители которых, взимая средства за услуги водоканала с жителей в полном объеме, нам их перечисляют не вовремя и не в полном объеме. По таким адресам ведутся претензионная и судебная работы. Кроме того, в нескольких таких домах мы уже воспользовались своим законным правом и перевели граждан на прямые договоры, чтобы рассчитываться непосредственно за потребленный объем ресурсов, зафиксированный индивидуальными водомерами.

 

Записала Анна Попова