По-прежнему в работе


Время словно не касается Льва Васильевича. Он все такой же, как и лет двадцать тому назад: полон творческих планов, готов работать не покладая рук ради достижения своих целей, идет по жизни с положительным настроем и оптимистичным взглядом на мир. Будто и нет за плечами 50-ти лет работы в школе, из которых с 1965 по 2014 год Лев Васильевич трудился учителем физики, информатики и астрономии в школе № 2. В свои восемьдесят он не собирается подводить итоги, по-прежнему полностью отдается любимой работе – заведует отделом физических демонстраций и экспериментов в музее «Нижегородская радиолаборатория» университета им. Лобачевского. Его уникальный кабинет-лаборатория «Физическая картина мира. Колебания и волны в опытах и экспериментах» – результат реализации одноименного авторского проекта, победитель первого конкурса Фонда президентских грантов 2017 года.


Просто о сложном


Удивительно, летние каникулы в разгаре, а «ручеек» детей, желающих прикоснуться к «живой» физике в лаборатории Пигалицына на Верхне-Волжской набережной, не иссякает. Здесь Лев Васильевич полновластный хозяин, творец, экскурсовод, опытный педагог. Учитель не просто рассказывает, он вместе с юными посетителями путешествует по мировой истории физики, ставит опыты, экспериментирует, подталкивая их к маленьким, но самостоятельным «научным открытиям». Для этого здесь игра «Ванька-встанька», игрушка «Неваляшка» и множество других штуковин, приборов, приспособлений по десяти направлениям физики, рассчитанных на детей разного возраста и с разным уровнем подготовки. Закончилась череда экскурсий, Лев Васильевич спешит в учебный кабинет, где старшеклассник Иван, вооружившись паяльником, колдует над сборкой прибора собственной модификации под названием «Терменвокс». Пигалицын – научный руководитель Ивана, а с этим изобретением они готовятся покорить олимп очередного престижного конкурса исследовательских работ школьников. И не только с ним одним.

 

Но на этом обычный трудовой день Народного учителя не заканчивается. Надо еще успеть поработать над проектом на грант о возрождении Нижегородского кружка любителей физики и астрономии, подготовиться к очередному вебинару для учителей физики и астрономии. А отвечать на письма электронной почты, побывать на своей страничке в «Одноклассниках» придется дома… И так изо дня в день. Времени катастрофически не хватает – столько еще интересных и полезных дел у юбиляра впереди.

 

На уроке в авторском классе. 1995 г.
 

Истоки


Лев Васильевич не жалуется, не кивает на свой солидный возраст: «Привычное дело – школьная закалка! Каждый день шесть уроков, затем допоздна занятия с ребятней в физическом кружке. Дома – проверка тетрадей, подготовка к урокам… Дети, школа, наука – тут вся моя жизнь». Промчались годы, есть о чем рассказать, что вспомнить. Будущий Народный учитель родился в Горьком, а точнее, в поселке Новое Доскино (ныне Автозаводский район Нижнего Новгорода). Единственный ребенок родителей – Василия Васильевича, инженера на заводе торгового машиностроения, и Анны Васильевны, бухгалтера одного из предприятий. На выделенном участке 22-й линии поселка отец построил свой дом. В 1943-м его призвали в армию, служил в подмосковной Балашихе спецом по ремонту танков. Война оставила в памяти Левы яркие картинки-воспоминания. Он помнит устрашающий гул фашистских «юнкерсов», бомбивших автозавод, сполохи близкого зарева пожаров и рассказы взрослых о том, что будто бы для точного бомбометания стервятники с воздуха ориентировались на здание автозаводской поликлиники, построенное немецким архитектором в виде свастики в 30-е годы.

 

В школе № 2


Первым детским увлечением школьника Левы была фотография, на всю жизнь определившая не только любовь к искусству светописи, но и страсть к коллекционированию отечественных фотоаппаратов. Теперь в коллекции Льва Васильевича их более сотни: вся линейка «Зенитов», ФЭДов… Учился в школе № 16 в Горбатовке, и там ему полюбилась физика, которую преподавал школярам Владимир Андреевич Бесхмельнов. С физического кружка под его руководством все тогда и началось: в 9 классе Лев собрал радиоприемник, в 10-м – телевизор! После окончания физико-технического факультета Горьковского пединститута уехал учительствовать в Омскую область. В глубинке вел сразу несколько предметов: алгебру, геометрию, тригонометрию, физику, химию, астрономию, черчение и даже географию.


В 1965-м вернулся в родной Горький. И в том же году судьба надолго свела его со школой № 2 Дзержинска, где тогда директорствовал Михаил Иванович Виноградов. Учиться у Пигалицына было престижно. И если его уроки физики кого-то цепляли, то приходили к учителю на занятия в клуб юных физиков, который работал с 1965 года. Там занималось около 50 человек с первого класса по одиннадцатый. И все были заняты делом: у самых маленьких в научных руководителях – пяти-шестиклассники, у пятиклассников – старшеклассники. В 1989 году в школе № 2 Лев Васильевич создал свой знаменитый авторский класс с углубленным изучением физики и вычислительной техники. Поступить туда было непросто: попадали самые подкованные в точных предметах ученики из разных школ города, преодолев сложные пигалицынские тесты. Однако еще в середине 80-х учитель мечтал не о классе – о настоящей «физической» школе. Он добился такой возможности и несколько месяцев руководил школой № 32, пытаясь воплотить там свою мечту в реальность. Педколлектив не понял новаторских идей нового директора, не поддержал начинание. Вернувшись в родную школу, новатор воплотил здесь задумку в формате авторского класса.


Секрет успеха


Результат работы любого педагога – это успехи его учеников. А они у Пигалицына есть. Да еще какие! Его глубокие знания, блестящее владение методикой, мастерство в преподавании помогают ученикам развить самостоятельность, инициативу и уверенность в своих силах. Свидетельство тому – победы в предметных олимпиадах самого высокого уровня. Среди его выпускников 2011 года есть 100-балльник ЕГЭ по физике. Именно Пигалицыну 5 раз доверили возглавить делегации школьников ПФО на международные инженерно-научные конференции школьников «Intel ISEF 2013» в разные штаты США, участниками которых были и его ученики. Лев Васильевич – член программного комитета и председатель жюри научной школы-конференции «Нанотехнологии в исследовательских работах школьников», проводимой министерством образования Иркутской области и компанией Intel на Байкале. Он выигрывал гранты фондов И.М. Бортника, Дмитрия Зимина «Династия», грант «Сибур-Нефтехима». Пигалицын – автор около 90 публикаций в журнале «Физика» издательского дома «Первое сентября». Лев Васильевич разработал две школьные цифровые физические лаборатории «ШКФЛ-1» для подключения стандартных физических приборов для LPT, GAME и СОМ портов персонального компьютера и «ШКФЛ-2» для USB-порта ПК. Совместно со своими учениками разработал и более совершенную модель цифровой лаборатории, не имеющую зарубежных аналогов, на базе наноЭВМ «Freeduino». Так что вовсе не случайно многие из его выпускников посвятили свою дальнейшую жизнь науке. «Мои 130 кандидатов и 50 докторов физико-математических наук», – с гордостью говорит он о них. На вопрос о том, как в солидном возрасте сохранять удивительную работоспособность и не терять вкуса к жизни, неизменно отвечает: «Я счастливый человек. Мне удалось совместить все мои увлечения с профессией, со своей работой, поэтому она приносит мне только радость и стремление идти дальше». Добавим, что пятеро правнуков Льва Васильевича делают его жизнь еще насыщеннее и ярче.

Станислав Шальнов

Снимки из архива Л.В. Пигалицына