Президент России Владимир Путин 7 июня 2019 года подписал закон, который вносит поправки в законодательство о техосмотре (ТО). В числе прочего они предусматривают обязательную фотофиксацию прибывшего на пункт проверки автомобиля и оформление диагностической карты в электронном виде. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Закон вступит в силу 7 июня 2020 года.
Изначально планировались более жесткие требования к прохождению техосмотра. Операторы ТО должны были не только фотографировать авто, но и полностью фиксировать на камеру всю процедуру проверки его технического состояния. В таком виде законопроект и был принят в первом чтении в конце прошлого года. Однако ко второму чтению положение о видеозаписи решили исключить.
Причин тому две. Во-первых, дороговизна оборудования, которым должна была быть оснащена каждая диагностическая линия (только набор видеокамер Минэкономразвития оценивался в 30 тыс. рублей). В любом случае это вызвало бы увеличение тарифов на прохождение технического осмотра. Во-вторых, массивность самой системы, которую требовалось бы усовершенствовать до такой степени, чтобы она могла хранить все видеозаписи.
В итоге закон, вступающий в силу летом 2020 года, предусматривает только обязательную передачу в Единую автоматизированную информационную систему техосмотра (ЕАИСТО) фотографии автомобиля на диагностической линии с указанием координат его местоположения, а также времени начала и завершения осмотра.
Документ также устанавливает единый способ оформления диагностической карты. Теперь она будет формироваться только в электронном виде и лишь по просьбе автовладельца выдаваться еще и на бумажном носителе.
Но сегодня Госдума рассматривает еще два законопроекта, связанных с ТО. Первый предполагает изменения в Уголовный кодекс, вводя уголовную ответственность (арест до 6 месяцев, для организованной группы – лишение свободы до 5 лет) за продажу диагностических карт лицами, которые не аккредитованы как технические операторы. Второй поправит Кодекс об административных правонарушениях. Прежде всего, возвратит штраф за непрохождение техосмотра. Он составит 2 тыс. рублей. Фиксировать это нарушение будут с помощью камер. Поскольку ЕАИСТО находится в ведении ГИБДД, то, в отличие от базы полисов ОСАГО, ее будет достаточно просто привязать к системе фотофиксации нарушений. За отсутствие техосмотра штрафовать будут один раз в день, пока владелец не получит диагностическую карту или не перестанет использовать автомобиль, который не прошел техосмотр.
Предусматриваются и штрафы для операторов ТО за нарушения порядка техосмотра, выдачу диагностической карты без проверки автомобиля и т. п. Если эксперт выдал диагностическую карту без проведения осмотра, административный штраф для должностных лиц составит от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций – от 100 до 300 тыс. рублей. За техосмотр без аккредитации пункта предусматривается уголовная ответственность с наказанием в виде лишения свободы на срок до пяти лет.
Предполагается, к лету следующего года Путин подпишет и эти законопроекты, чтобы новый порядок прохождения ТО заработал в полной мере.
Андрей Павлов