Дзержинское время

Глядя на количество машин с шашечками на крыше, колесящим по улицам Дзержинска, складывается впечатление, что у нас не занимается частным извозом только самый ленивый автолюбитель. И вроде все хорошо: цены на услуги таксистов, по сравнению с тарифами того же Нижнего Новгорода, приемлемые, доставляют быстро (благо город небольшой), работают круглосуточно, везут, дай бог, аккуратно… Как говорится, пользуйтесь, граждане!

Однако при детальном рассмотрении сложившейся в Дзержинске системы частного извоза, картина не выглядит столь безоблачной.

Как должно быть

Вообще говоря, существуют четкие правила перевозки пассажиров и багажа в легковом такси. Их список закреплен Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года за номером 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Некоторые положения сего документа звучат для нашего города, прямо скажем, несколько удивительно. Например, диспетчер обязан сообщить человеку, вызвавшему такси, не только номер, марку и цвет автомобиля, но и имя и отчество водителя. Дзержинцам же в большинстве случаев приходится иметь дело с «безымянным» таксистом… Кроме того, водитель, доставив вас до места, должен предоставить вам кассовый чек или квитанцию. Вот уж воистину чудеса – таксист с кассовым аппаратом!

А в чем же дело?

Напомним, что лицензирование такси было отменено в 2006 году постановлением Государственной Думы. Еще до вступления в силу поправок в Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», против них выступал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ФСНТ). Тогда Александр Нерадько во всеуслышание заявлял через центральные СМИ, что лицензирование на автомобильном транспорте – «практически единственный вид госконтроля над автомобильными перевозками».

Однако ж поправки «прошли», и с той поры колесят по Руси-матушке таксисты-частники с водительским стажем в один месяц на «полуубитых» машинах, которые не проходят предрейсового осмотра. А сами таксисты не знают, что такое медосмотр перед выходом на линию, который был обязателен в государственных таксопарках в достопамятные советские времена. Права водительские есть – и то ладно. Какие уж там кассовые аппараты…

И вот результат

Схема устройства в сегодняшнюю службу такси выглядит примерно следующим образом: звонит человек, имеющий машину, в диспетчерскую службу, хочу, мол, таксистом поработать; в диспетчерской оценят внешний вид автомобиля и… все. Если машина выглядит опрятно, можно работать.

Примечательно, что «в случае чего» диспетчерская служба никакой ответственности за действия водителя не несет. С точки зрения закона все выглядит просто: диспетчер зарегистрирован как организация, предоставляющая информационные услуги, а водитель, в лучшем случае, – как частный предприниматель, занимающийся частным извозом. Но нередко водитель, сотрудничающий с диспетчером, не желая платить налоги, вовсе не является в налоговую инспекцию, дабы заявить о своем намерении заработать перевозками.

И кто тут ИП?

Примеров тому масса. Например, в течение двух недель августа сотрудники налоговой инспекции Дзержинска совместно с ГИБДД «отлавливали» на улицах города «левые» машины. И многие такси, остановленные для проверки, оказались должны государству. По словам начальника отдела камеральных проверок налоговой инспекции Дзержинска Елены Паниной, около 60 процентов таксистов не считают нужным оформляться как частные предприниматели, да и диспетчерские службы не спешат оформлять с ними трудовые договоры.

При этом назвать таксистов злостными неплательщиками даже у налоговых инспекторов язык не поворачивается: многие из них знать не знают, что должны иметь статус ИП и платить налоги. Тем более что работают они в фирмах, куда добросовестно перечисляют полагающиеся от заказов проценты… Однако, как пояснила Елена Панина, с диспетчерскими службами водители заключают агентские договоры. Следовательно, фирма не берет на себя ответственности по уплате налогов от деятельности водителя. Делать это должен сам таксист. Проигнорировал он сие требование, или вовсе не знал о нем – и формально его машины как такси не существует…

Соответственно, некоторые «бомбилы» работают, не руководствуясь ничем, кроме собственного понимания того, как таксист должен оказывать свои услуги. Например, не так давно ваш покорный слуга ехал в такси, вдруг… сама собой открылась дверь. Дорога узкая, благо ни в попутном, ни на встречном направлении машин не было, и я успел закрыть дверцу. И тут же услышал от водителя сначала нелестную характеристику моих умственных способностей, затем еще менее печатный комментарий работы дорожных служб и рекомендацию… «держать дверь, чтобы она больше не открывалась».

Нередки и случаи откровенного игнорирования правил дорожного движения: таксист спешит скорее отработать заказ, чтобы принять следующий, какие уж тут ПДД, если работников ДПС в обозрении не наблюдается…

Эх, прокачу!

Ну а дальше случись, что и, как говорится, нет договора – нет и разговора. Попал в ДТП на такси и поди, доказывай, что ты машину через диспетчера вызвал, а не на дороге поймал. Ни квитанции, ни чека на руках нет и не исключено, что служба, в которую вы обратились, попросту «открестится» от водителя, и ответственность за ваши травмы всецело ляжет на его плечи. А если и докажешь, то как «выбить» с диспетчера деньги на лечение – он свои «информационные услуги» предоставил в полной мере и в срок, остальное – проблемы водителя…

Слово в защиту

Справедливости ради заметим, что не все извозчики в нашем городе грешат нарушениями. Есть организации, в которых таксисты и работают по правилам, и налоги исправно платят.

А то, что много расплодилось таких, для которых сначала заработок, а потом – правила и безопасность клиента, виновна исключительно излишняя лояльность законодателей, отменивших лицензирование.

Павел Вениаминов