Управляющие компании Дзержинска не смогли обосновать размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД. Апофеозом изнуряющей битвы советов домов с жилищниками за смету основного жилищного тарифа стали предписания ГЖИ, которые управлялкам пока не удается отбить в судах.
Безумный конвейер
Не меньше пятилетки советы МКД требовали от УК и местной администрации сметы жилищного тарифа. Чиновники ежегодно утверждали постановления об увеличении размера платы для нанимателей и собственников, которые на общем собрании не приняли такого решения. Управлялки брали за основу муниципальные тарифы. Поэтому можно сказать, что и благодаря чиновникам в Дзержинске растет квартплата. При этом в документах мэрии нет ни слова, из чего же складывался общий тариф для каждой из категорий домов по степени благоустройства.
Наше издание, как и председатели советов МКД, безуспешно пытало мэрию запросами о представлении экономических расчетов. Последнюю попытку добиться постатейной расшифровки размера платы мы сделали в июле. Просили направить нам копии протоколов заседаний комиссии при администрации города, которые легли в основу последних трех постановлений о повышении жилищных тарифов.
Однако постатейной расшифровки установленных чиновниками размеров платы на 2016, 2017 и 2019 годы в них не оказалось. Это, как нам разъяснили, не предусматривает сам порядок рассмотрения материалов об установлении размера платы (утвержден Постановлением администрации № 3602 от 06.12.2007 г.), а также положение о комиссии (утверждено Постановлением администрации № 3794 от 18.12.2007 г.). В протоколах указаны лишь члены комиссии, а это представители администрации вкупе с руководством МКУ «Городское жилье», управляющего муниципальным жилфондом, а также сухие вердикты – слушали, решили да таблицы с размерами платы для категорий домов, которые есть в свободном доступе. Другой информации, судя по всему, у чиновников и нет. И отсюда вопрос: на основе каких же экономических расчетов мэрия устанавливает размер платы?
Между тем подобная ситуация идет вразрез с Жилищным кодексом РФ, который гласит (статья 165 п. 2): органы местного самоуправления, УК, ТСЖ обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг. Иными словами, каждая услуга и каждый вид работ в составе платы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД должны иметь свою цену. Но местные чиновники дают только общую цифру тарифа и больше ничего. Председатели советов МКД считают, что за отказ в предоставлении такой информации, равно как и ее фактическое отсутствие, чиновники должны ответить перед законом. Сейчас активисты готовят по этому поводу отдельное заявление в прокуратуру города, которой, надеемся, и предстоит остановить практику установки жилищных тарифов вслепую. Надзорные органы и суды свое слово управлялкам уже сказали.
Требуйте свой тариф!
Весной прошлого года вышло Постановление правительства РФ за № 331, призванное, по сути, прекратить безудержное повышение жилищных тарифов. Управлялки, задумавшие повысить плату, обязаны с тех пор предоставлять собственникам соответствующие предложения с расчетом (сметой) и обоснованием размера платы за содержание жилого помещения. А если они захотят превысить муниципальный тариф, то должны будут обосновать его с детализацией размера платы, указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, а также периодичности их выполнения.
И вот перед очередной кампанией по накрутке тарифов управлялки наштамповали для собственников свои экономические расчеты, облеченные в так называемые прогнозные перечни. Так, например, дому № 5 на улице Патоличева ООО «ДУК» пыталось установить на 2019 год тариф в 22,93 руб. за кв. м вместо действующего в 16,98 руб. Собственники подсчитали разумной плату в 20,32 руб., согласившись лишь с одним пунктом предложения, а именно увеличением доли текущего ремонта с 6,51 руб. до 9,51 руб. Остальные цифры собственники отвергли, потому что они не подтверждались экономическими расчетами.
Граждане обратились с жалобой в ГЖИ. Инспекция провела проверку и зафиксировала нарушение, подтвердив, что ДУК действительно не предоставила расчеты и обоснование финансовых потребностей для нового размера платы на 2019 год. История завершилась для ДУК предписанием от 11 января 2019 года об устранении выявленных нарушений, которые относятся к разряду лицензионных требований. ДУК дали срок до 14 февраля, но та не согласилась с предписанием и попыталась его обжаловать в Арбитражном суде. Попытка не увенчалась успехом. 8 июля суд отказал ДУК в удовлетворении иска, признав правоту ГЖИ. УК подала апелляцию. Но, забегая вперед, можно сказать, что и там управлялке ничего не светит. По крайней мере, такая попытка ровно по такому вопросу не увенчалась успехом у подконтрольной ДУК ООО «Наш Дзержинский дом». Оно пыталось навязать собственникам дома № 23 по улице Буденного на 2019 год тариф в размере 22,94 руб. с кв. м и также получило предписание ГЖИ, которое не смогло оспорить в Арбитражном суде. Не помогла и апелляция – 1 июля суд во Владимире оставил без изменений решение нижегородского арбитража от 8 апреля.
Предписания ГЖИ, не оспоренные в судах, могут привести к лишению УК лицензии на дома. А это, в свою очередь, хороший повод для собственников потребовать от управлялок выгодный для себя тариф, как это сделали на Буденного, 23, отвергнув предложения НДД и сохранив на 2019 год действующий в 2018 году тариф в 18,10 руб. с кв. м или как это сделали на Патоличева, 5, отклонив предложения ДУК по 22,93 руб.
Вадим Щуренков