На днях один высокий чин из городской администрации подошел к моему коллеге Вадиму Щуренкову, положил ему руку на плечо и запанибрата изрек: «Чьи деньги отрабатываешь, братиша?». Понятное дело, что Вадим попросил уточнить, что имеет в виду чиновник. Объяснений не последовало. Да, в принципе, и не могло их быть.
С логикой эффективного менеджмента мы успели свыкнуться давно. А по ней все, что не соотносится с его картиной мира, можно объяснить лишь двумя вещами. Ты или сумасшедший, либо махровый взяточник. Иначе они не могут понять, почему люди недовольны их всегда и во всем правильными решениями, которые, безусловно, ничем, кроме бескорыстной любви к Родине, не продиктованы.
Я давно уже заметил, что система распознавания «свой-чужой» в среде чиновников весьма проста и лаконична. Ты либо должен исполнять приказы, не задумываясь об их сути. Либо просто обязан верить в то, что чиновники никогда и ни при каких условиях не сделают ничего, что бы могло навредить городу, области или стране. Если эти два пункта соединены воедино – еще лучше. В этом случае твое поведение именуется конструктивной позицией, всячески поддерживается и одобряется, тебе дают грамоты и приглашают на бесконечные совещания в «серый дом».
А вот если ты не принимаешь все на веру, и уж тем паче пытаешься спорить, указываешь на факты, которые противоречат официальной позиции, то здесь никак невозможно, чтобы ты в глазах чиновников был порядочным человеком. Твое мнение обязательно купили, чтобы ты выискивал изъяны в непогрешимых, почти как Скрижали Завета, решениях власти.
Поэтому лично мне «платили», когда ваш покорный слуга критиковал со страниц газеты прокладку через охраняемую законом дубовую рощу коммуникаций к сиротской деревушке на месте бывшей спортивной базы завода «Капролактам» в Желнино. Было это при мэре Портнове, а на той базе строили свои уютные семейные гнезда Павел Воронин сотоварищи. «Платили» и когда мы прямо называли распилом муниципального бюджета варварское дноуглубление Святого озера. Было это при не совсем мэре, но главе администрации Виноградове, который все-таки не попал под суд по итогам этой истории. Тогда под него подвели Наталью Федосееву. Безусловно, «платили» нам и когда отнимали у горожан берега озера Глубинка и реки Оки. Начали все при том же Портнове, но закончили уже при скромном Нестерове. Вот и теперь «платят», когда начали вырубать сосны на Утином озере при крепком сибиряке-хозяйственнике Носкове.
А потому разрешите констатировать, что кардинально в отношениях гражданского общества, неотъемлемой частью которого являются средства массовой информации, и власти у нас в городе за последние 15 лет ровным счетом ничего не изменилось. Последняя, как и прежде, воспринимает прессу либо служанкой, что должна беспрекословно выполнять все ее прихоти, либо считает журналистов наемными киллерами, которые за копейку продадут мать родную. Факт печальный. И говорит он скорее об неизлечимом диагнозе пациента, чем о квалификации доктора.
Сергей Кулаков, главный редактор