Дзержинское время

Все мы прекрасно знаем, что отмена трамвайного движения больно ударила по Дзержинску. Но не будем о грустном, а поговорим о Музее городского транспорта. Ведь для его создателей трамвай – это не уходящее прошлое города, а настоящее и даже будущее.

Напомним нашим читателям, что Музей городского транспорта создан совсем недавно, в 2017 году. Учредителем, основателем и руководителем является Андрей Блохин, человек по-настоящему увлеченный всем, что касается общественного транспорта, и хорошо известный дзержинцам. Энтузиасты не только собирают экспонаты, но и занимаются реставрационными, архивными и оценочными работами, проводят выставки и научно-просветительские мероприятия по транспортной тематике.
Пока что у Музея городского транспорта нет собственного здания. Выставки проходят в арендуемых на время помещениях. Но будем надеяться, что это лишь вопрос времени. А о делах текущих и планах на будущее нам рассказал руководитель музея Андрей Блохин. Ему слово.
«Сейчас мы реставрируем два вагона. Работы только начались. Под реставрацию попали пассажирский трамвай серии «Х» (примерно 1940-х годов выпуска) и служебный роторный снегоочиститель РГС-2 1950-х годов. Не все идет гладко, много проблем. Впрочем, так всегда, когда в уравнении много неизвестных…
Сначала задержались с пескоструйной очисткой вагонов: погода не позволяла. Потом с перемещением вагонов в бокс моечного корпуса трамвайного депо. Увы, нам прислали кран, который не смог поднять трамваи. В итоге сроки работ задержались еще на четыре дня.
Со своей стороны мы сделали все, что могли: расчистили пути, на которые планируется переставлять трамваи для последующего загона в бокс.
Осмотрели вагоны на наличие дефектов, определили перечень работ по экстерьеру. Очевидно, что потребуется ремонт крыши, оконных рам. Вагону серии «Х» нужно серьезное внешнее обновление: ремонт основания токоприемника, замена элементов каркаса крыши, надоконной обшивки кузова и заднего псевдобампера. У РГС-2 проблемы внутри: требуется капитальный ремонт с заменой обшивки и полов. В то время как вагон серии «Х» внутри весьма неплох – заменим лишь некоторые элементы обшивки. Оба вагона, разумеется, покрасим. Надеемся к лету следующего года завершить реставрацию вагона серии «Х».
Реставрируем мы и музейные экспонаты.
В работе сейчас пульт управления трамвайным вагоном. В Дзержинске их было всего семь штук. Примечательно то, что запчасти (клавиши тумблеров, стекла сигнальных ламп) к пультам таких трамваев – крайне редкая вещь в масштабах России, их нигде не купить. Только недавно, разгребая завалы в трамвайном депо, мы чудом отыскали сохранившуюся панель пульта с полным набором необходимых запчастей. Теперь в нашем музее будет абсолютно аутентичный пульт управления трамваем модели 71-608К, чего нет нигде в мире!»
Планов у музея много, но, сетует Блохин, без постоянного помещения их будет трудно реализовать. Поиск вариантов по размещению экспозиции идет постоянно.
Справка «ДВ»
В коллекции музея много действующих экспонатов: макет города с трамвайной линией, коллекция моделей трамваев и троллейбусов, трамвайные звонки из разных стран мира, компостеры, кассы-полуавтоматы и кассы-копилки, в том числе редкий образец 1964 года, ретро-светофор 1950-1970 годов. Экспонаты можно и нужно включать, трогать руками и наблюдать за их работой, ведь интерактивность – ключевой момент любого современного музея.
В настоящее время фонды музея насчитывают 1416 единиц хранения.
Павел Зюзин