Москва, Минск, Варшава, Берлин, Арнсберг, Париж, Марсель. Именно эти города, не считая множества уютных местечек из заграничной провинции, повстречались на пути молодого дзержинца Максима Харченко и его друзей – Сергея и Александры. А изюминкой поездки стало то, что ребята отправились в путешествие по Европе на машине, причем не на иномарке, как вы могли бы подумать, а на отечественных «Жигулях».
По Европам, но не галопом
О девяти тысячах километров пути, интересных знакомствах в дороге, неоднозначных впечатлениях от заграницы Максим рассказал нам за чашечкой чая. Выяснилось: на непростую физически, но очень эмоционально насыщенную поездку они с друзьями решились не сразу. Сначала два года подряд – в 2017-м и 2018-м – Максим в составе делегации специалистов отдела молодежной политики Дзержинска ездил в Германию – так произошло его знакомство с заграницей. Тогда же вместе с приятелем Сергеем они впервые попробовали на личном опыте, каково путешествовать на машине.
Побывали в Крыму, на следующий год в Грузии и убедились – на автомобиле вполне комфортно, а еще значительно дешевле. Как дополнительный бонус: такой вид путешествий позволяет увидеть больше интересных мест, дает абсолютную свободу передвижения. Так что вопрос о поездке в Европу встал сам собой, оставалось только выбрать, куда же отправиться. Планировали в Норвегию, но навели справки, прикинули бюджет и поняли – пока не по карману, да к тому же в вояж в страну величественных гор, по мнению Максима, стоит отправляться уже бывалым путешественником. Тогда куда?..
Сели втроем, обговорили финансовые моменты, подумали, что еще не видели, но очень хотели бы увидеть, и маршрут возник сам собой – через Беларусь в Польшу, оттуда в Германию, Францию и домой.
«К счастью, мы все оказались непритязательными, в том числе девушка Сережи – Саша. Ведь решаясь на такое путешествие, нужно заранее быть готовым к далеко не всегда комфортным условиям и беспокойному сну, – улыбается Максим. – С собой обязательно надо брать палатку, консервы и «бэпэшки», термос с чаем, аптечку, позаботиться о наличии хорошего навигатора. Мы заранее скачали навигатор «Навител», он платный, но качественный, ни разу не подвел. И хорошенько спланировать расходы, хотя все равно каждый нюанс не предугадаешь. Поскольку основную часть денег в нашем случае «съел» бензин, особенно запомнилась история с заправками во Франции. Они там разные, но есть такие, где нужно отдать определенный лимит – сто евро, а это, на минуточку, больше семи тысяч рублей. И, как оказывается, если заправился на меньшую сумму, то остаток тебе возвращают только в течение месяца. Мы по незнанию заправлялись так дважды. За один раз деньги уже вернули, за второй пока ждем.»
Ночевали молодые люди чаще всего в машине или в палатке, иногда в крупных городах, останавливались в хостелах (по сути, это общежития, где платишь только за койко-место). Порой возникали забавные ситуации. Например, однажды, где-то в Польше, совсем уставшие, в темноте, искали место для остановки. А ведь не везде запаркуешься, часто встречаются запрещающие знаки. Наконец, уже в кромешной темноте, встали, поставили палатку. Наутро, когда рассвело, поняли – припарковались в поле, где выращивают елочки на продажу. Обошлось, замечаний никто не сделал, так что быстренько собрались – и в путь.
И за границей как дома
По дороге встретили много русских, в основном это эмигранты, те, кто уехал из нашей страны в поисках лучшей жизни в 90-х и начале нулевых. Что интересно – многие из них сами подходили знакомиться. Причем часто внимание привлекала даже не славянская внешность ребят или русская речь, а именно отечественный автомобиль. Машина вызывала уйму положительных эмоций, с ней просили сфотографироваться. А заодно и болтали с молодыми путешественниками о том о сем, спрашивали, как обстановка в России, как погода. С кем-то довелось обменяться контактами.
Например, в Варшаве к ребятам подошла девушка, которая собирала средства для детей. Оказалось – уроженка Украины. Поговорили, обменялись номерами, девушка сказала, что если ребята надумают посетить Киев, то поможет найти, где остановиться. Другие новые знакомые выручали чем могли. Так, на одной из автомоек, опять-таки польских, принимали только местную валюту – злотые. Пока ребята прикидывали, как же выкрутиться, где обменять деньги, помог русский мужчина, который, как оказалось, работает за границей, – дал ребятам несколько монет.
А в Сен-Тропе (коммуна на юго-востоке Франции в регионе Прованс), когда друзья решили искупаться и припарковались рядом с набережной, к ним вдруг подошла женщина – наша соотечественница – посоветовала остановиться в другом месте, здесь, мол, парковка запрещена, могут взять штраф.
Земляк, работающий на заводе БМВ в Берлине, русская преподавательница в пригороде Марселя – всех новых знакомых за эту поездку просто не счесть! И главное – позитивные эмоции, которые они дарили путешественникам, ведь каждый подходил с улыбкой, радовался встрече, как старый приятель.
Русские за границей, конечно, часто помогали – советовали, в какой магазин или аптеку лучше зайти, где остановиться на ночлег. Здорово, когда рядом слышна родная речь. Но между тем Максим подчеркнул, что иностранный язык не стал проблемой. Зная английский на среднем разговорном уровне, молодой человек вполне смог побывать в роли переводчика. Часто выручали жесты и интернациональное «окей». Хотя, конечно, когда однажды спустило колесо и потребовалось не просто подкачать его, а отремонтировать спицы, возникли проблемы. Справились с помощью гугл-переводчика, но для себя решили, что английский нужно подтянуть.
Уют Арнсберга затмил роскошь Парижа
Путешествовали по принципу экономии, но не скряжничества.
В Берлине позволили себе один раз покушать в ресторане, сходили на две экскурсии – поднялись на Рейхстаг, который по сей день хранит следы войны и памятные надписи советских воинов (впрочем, это оказалось бесплатно) и посетили музей ГДР (уже за денежку), который очень понравился благодаря своей интерактивности, купили сувениров. В остальном же старались смотреть все сами, много гуляли, осматривали достопримечательности и фотографировали, стараясь запечатлеть каждый момент своего удивительного путешествия. На все про все ушло 140 тысяч рублей на троих. При нынешнем уровне цен и с учетом поездки длиной в две с половиной недели очень бюджетно.
«Может, это покажется странным, но мы однозначно сошлись на том, что больше всего нам понравился Арнсберг – небольшой городок в Германии. Уютный, чистый, приятный в архитектурном плане. Там тихо, спокойно, размеренно. Взять крупные города. Варшава как-то не заинтересовала нас, не зацепила что ли. Посмотрели исторический центр и готовы были ехать дальше. В Париже, несмотря на то, что это город особенный, очень атмосферный и красивый, во многих местах, даже на набережной, довольно неряшливо, что неприятно удивило.
А когда сидели на траве у Эйфелевой башни, то и дело «отбивались» от торговцев всякими безделушками. Берлин – тоже замечательный город, но это мегаполис, шумный, очень подвижный. И повсюду в столицах множество приезжих. То ли дело провинция. Здесь вы в основном встретите только коренных жителей, очень чисто, уютно и просто», – делится впечатлениями Максим.
Стоит ли говорить, что это приключение только подбодрило друзей и убедило – следующим летом нужно вновь планировать поездку. На чем? Конечно же, на машине! Куда? А вот это пока загадка даже для них самих. Но тот факт, что за три-четыре дня можно доехать от подъезда дзержинской панельки до каменистого пляжа Средиземноморья, очень вдохновляет. Все-таки лучший подарок, который можно сделать самому себе, – незабываемые путешествия и впечатления.
Если вы тоже решились на путешествие по Европе на машине, Максим, Сергей и Александра советуют:
– Быть уверенными в надежности автомобиля, обязательно по надобности отремонтировать его перед поездкой.
– Прикинуть финансы (бензин, еда, ночлег), узнать курс валют и умножить все на два. Учтите – чем дальше от России, тем дороже бензин. В Польше цена стартует в районе 87 рублей за литр, в Германии – 102 рубля, во Франции стоимость 95-го бензина доходит до 120-130 рублей за литр. 92-го бензина в продаже нет. Так что 2/3 бюджета готовьтесь потратить на топливо.
– Взять с собой все предметы первой необходимости, скачать навигатор.
– Избегать платных дорог. Маршрут займет больше времени, но сможете посмотреть уютную и красивую провинцию.
– Для экономии запастись консервами и сухпайками, термосом, при необходимости покупать продукты в супермаркетах, ночевать в машине, палатке или бюджетных хостелах. Знайте, что на стоянках есть места для сна и отдыха, туалет, а также зачастую душ, где, к слову, чисто.
Еще молодые люди уточняют, что таможня одна – между Беларусью и Польшей. Чем интереснее ваш автомобиль, тем более лояльны пограничники. А еще вас ожидают ограничение скорости в 130 км/ч (в Германии – часто безлимит) на основных европейских магистралях и гладкое полотно дороги.
В награду за возможные неудобства – абсолютная неограниченность в передвижении и уникальные фотографии.
Ксения Жульнова.