Образование – это то, что остается, когда все выученное забыто. 
Д. Гранин
 
 

Образование является важной частью жизни человека. Быть образованным – значит уметь ориентироваться в окружающем мире, иметь свое мировоззрение, накапливать и передавать уникальный опыт. В  преддверии нового учебного года мы попросили рассказать о системе образования в нашем городе заместителя директора департамента образования  администрации г. Дзержинска Юрия Александровича Барка.

 
– Сейчас в муниципальной системе образования 39 школ, – начинает разговор Юрий Александрович. – Из них два специальных коррекционных учреждения, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья; две основные школы, где дети учатся с первого по девятый класс; остальные – средние. 

Есть так называемые статусные школы. Их у нас на сегодняшний день шесть: одна гимназия, один лицей и четыре школы с углубленным изучением отдельных предметов. 

– В каких школах Дзержинска сегодня ребенок может максимально раскрыть свой потенциал и приобрести глубокие знания по предметам? Какие школы у нас считаются престижными?

-У нас все школы хорошие. 

 – Безусловно, так и должен отвечать руководитель. И все же…

– Ну, конечно, это те школы, которые не первый год дают высокие результаты в подготовке учащихся. А эти результаты мы оцениваем по выступлениям ребят в конкурсах, соревнованиях и олимпиадах. Самой значимой и весомой является Всероссийская олимпиада школьников. Она стартует 1 сентября и включает в себя несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный и, наконец, заключительный – всероссийский.

Если судить по результатам прошлого года, то лидирующее место у нас занимают гимназия № 38 и школа № 2 с углубленным изучением физико-математических предметов. Учащиеся школы № 7 неплохо показывают себя. 

Есть ребята и из обычных школ, которые тоже показывают хорошие результаты. Например, ученики 39-й школы второй год подряд выходят на региональный этап Всероссийской олимпиады школьников. В 13-й школе, правда, один ученик, но все же прошел на региональный этап олимпиады, и это тоже весьма неплохой результат. 

Кроме того, средний балл по итогам Государственной аттестации в этих школах тоже достаточно высокий и несколько отличается от других. 

– Насколько трудно поступить в статусную школу? Очереди существуют?

– Очереди существуют. Но мы стараемся, чтобы их было как можно меньше. Например, сейчас заявление о приеме в 1 класс можно подать, придя в школу лично, а также подать его через сайт Госуслуги, через МФЦ.

– Как в этом году ребята сдали Единый Государственный экзамен? Лучше, чем в прошлом году?

– Если говорить в среднем, то в 2019 году выпускники лучше сдали профильную математику – средний балл по предмету составил 56,5% (экзамен сдавали 900 учащихся), в предыдущем году средний балл составил 53%. Если брать 2017 год, то средний балл по математике был 46%. 

Средний балл по русскому языку остался на прежнем уровне – 72,3%, он достаточно высокий и, что радует, стабильно держится – русский язык дзержинские выпускники знают хорошо. 

У нас выросло число стобалльных результатов. В 2017 году их было 9, в прошлом году – 12, а 2019-м – 14. Это тоже определенный показатель.

Что касается медалей за особые успехи в учении, то даже при том, что в этом году условия получения медали были жестче, потому что в предыдущие годы главное – ты сдал все экзамены, а 10 и 11 классы закончил на одни пятерки, и медаль получил. В этом году, если математику и русский ты сдал менее чем на 70 баллов, то медаль уже не получишь. И все же 69 выпускников у нас в этом году удостоились медалей за особые успехи в учении. 

– Сколько выпускников в этом году поступило в вузы?

– Пока у нас еще нет такой информации, в высших учебных заведениях продолжается зачисление, но, судя по прошлому году, ребята у нас поступают и в Москву, и в С.-Петербург, и в Н. Новгород, и в Дзержинске остается достаточно большое количество выпускников.

Ребята, в основном, поступают на бюджетные места – это то, что касается одиннадцатиклассников.

Что касается учащихся 9-х классов, то у нас по завершении обучения около 50% ребят уходят в средне-профессиональные организации, часть покидает пределы Нижегородской области, и где-то 49% остаются в 10-х классах – это те, кто принципиально намерен сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз.

– Раньше в школах были специализированные классы с ориентацией на будущую профессию, сохранились ли они сейчас?

– У нас есть профильные классы. 

Вообще, на уровне средней школы существует три категории классов: просто общеобразовательные классы, профильные и классы с углубленным изучением отдельных предметов. Скажем, 22-я школа углубляет изучение французского языка, гимназия – английский язык, химию и биологию более широко изучают в 7-й школе, математику – лицей № 21, 2-я и 23-я школы. 

А также есть профильные классы, в основном, двух направлений – естественно-научного и технического. 

В советское время были специализированные классы – медицинские, спортивные и так далее, но сейчас мы от этого ушли, так как учебный план не позволяет этим заниматься. 

В перспективе, возможно, в школах опять к этому вернутся. Потому что через год мы выходим на новый стандарт среднего общего образования, где помимо углубления предметов будет иметь место еще и практика. Ребята будут работать над проектами, и, возможно, там пойдет целенаправленная работа с ориентацией на предполагаемую профессию. 

– Вообще, сколько учащихся в этом году сядут за парты в Дзержинске? 

– Более 22 тысяч ребят в этом году пойдут в школу. Первоклассников у нас 2,5 тысячи. Одно время у нас был демографический провал, когда в школу пошли дети, рожденные в середине 90-х годов. Сейчас мы достигли стабильности и на протяжении последних трех лет менее двух тысяч детей в школу не приходят.

– Люди старшего поколения, сравнивая советскую и современную школы, говорят, что сегодня дети стали хуже учиться. Так ли это, по вашим наблюдениям?

– Я бы сказал, что в любое время всегда так и относились к подрастающему поколению. Советское время сравнивали с довоенным временем, российское – с советским временем, и говорили, что мы были лучше. Я бы сказал, что современные дети лучше, чем мы, адаптируются к окружающей среде, быстрей вникают во все новые технологии. Будем надеяться, что они лучше нас смогут и устроить свою жизнь.

– Кстати, насчет современных технологий. Насколько дзержинские школы оснащены всем необходимым? 

– В настоящее время все школы технически оснащены одинаково. Сейчас вы не найдете школу, где бы учитель не имел автоматизированного рабочего места. У каждого учителя на столе компьютер, в школах скоростной Интернет, своя локальная сеть в каждой школе. Учителя создают свои блоги, сайты, свои странички в соцсетях, и педагогическое сообщество общается достаточно активно.

– В школе уже привычным делом стали электронные доски, электронные дневники. А роботы-учителя скоро не появятся?

– Учителя никто не заменит. Да, на смену доске с мелом пришла интерактивная доска. Но слово учителя, его эмоции – это технике воссоздать не под силу.

Конечно, учителю легче в организации процесса обучения. В помощь педагогу сегодня пришли новейшие технологии, презентационные материалы, так что меньше времени идет на подготовку к уроку. 

– В завершение разговора хочется спросить, перефразируя вопрос известного героя фильма «Большая перемена», а что у вас в школе новенького, кроме парт и стульев?

– В этом году мы начинаем реализацию Национального проекта «Образование», который состоит из десяти федеральных проектов. 
На сегодняшний день мы вошли в четыре таких проекта.

Так, 20 сентября в Пырской сельской школе № 6 состоится открытие нового Центра образования «Точка роста». Там у нас появятся новые кабинеты, новые программы по преподаванию технологии, информатики, ОБЖ. Они снабжены особым инструментарием для преподавания. Ремонтные работы там закончились, в течение месяца мы ждем поставку оборудования, совершенно нового.

В специальной коррекционной школе реализуется проект «Доброшкола». Он нацелен на то, чтобы дети с особыми возможностями здоровья смогли в дальнейшем социализироваться в обществе. Вложены немалые деньги в то, чтобы научить этих детей профессии. В школе выбрали малярно-штукатурное дело, и сейчас там все обустраивается, завозится новое оборудование.

Очень мощный проект реализуется нашим ППМС-центром (психолого-педагогического медицинского сопровождения). Задача специалистов центра – работать с детьми. Но на этот раз федеральный проект нацелен на то, чтобы поддерживать родителей. В рамках проекта родителям будут давать бесплатные консультации по всем направлениям – педагогике, психологии, социологии и т.д. 

Еще один проект – «Успех каждого ребенка» – связан с дополнительным образованием. В рамках этого проекта будет осуществляться сертификация программ. Например, родители с детьми после того, как запишутся на интересующие программы и получат сертификаты, в дальнейшем смогут продолжить обучение в учреждениях дополнительного образования. 

Деньги на проекты выделяются как из Федерального бюджета, так и из регионального и местного бюджетов. 
 
Беседовала Ольга Орлова

Материал размещен в рамках муниципального 
контракта № 176 от 09.06.2019 г.