Цирк для большинства из нас – это сказка. Волшебство фокусников, извлекающих кролика из шляпы; нечеловеческая сила атлетов, разгибающих подковы; мужество дрессировщиков; завораживающая ловкость гимнастов и жонглеров… Однако далеко не все зрители знают, какая работа стоит за этим праздником. Согласитесь, как-то не задумываешься о том, сколько часов тренировок потребовалось артисту, чтобы показать трех-пятиминутный номер. Между тем профессиональные цирковые артисты есть и в нашем городе. Один из них – Дмитрий Сорокин – сейчас работает в Большом московском цирке – самом крупном цирке Европы. Началось его увлечение цирком в 14 лет. Дмитрий как-то вечером вышел погулять с собакой и увидел, как паренек, его ровесник, сделал сальто назад. Пообщались, и на следующий день Дмитрий вместе со своим новым знакомым отправился в «Цирк друзей» при ДК имени Свердлова. Там-то он и начал свой путь циркового артиста. Акробатические этюды давались гибкому и физически развитому юноше легко. Уже скоро он демонстрировал свои умения на общегородских праздниках. 6 лет парень учился непростому ремеслу радовать людей. Были новые номера, успехи и неудачи, восторженные овации зрителей и жесткие травмы… Такова, по словам самого Дмитрия, жизнь любого артиста цирка. Потом была служба в армии, вернувшись из которой, наш герой принялся усиленно искать свое место в жизни и освоил массу профессий: устанавливал пластиковые окна, двери… «Вроде, и деньги зарабатывал неплохие, но не мое все это… Не мое. Манила арена, хотелось зрительских аплодисментов. Душа просила любимого дела», – вспоминает наш герой. И тут в его жизни состоялась еще одна «цирковая» встреча, ставшая, как и давнее знакомство с акробатом, судьбоносной. Как-то раз Дмитрий случайно увидел на улице своего давнего знакомого по «Цирку друзей» Олега. Тот сказал, что давно работает в московском цирке и поинтересовался, чем занимается Дмитрий. «Да ничем не занимаюсь. В цирк я хочу», – ответствовал взбудораженный такой удачей Дмитрий. И тут же услышал в ответ: «Так за чем же дело-то стало?! Едем со мной!». Вокзал, очередь за билетами и вдруг, как удар под сердце – «На Москву сегодня билетов нет!» Как же так?! Завтра просмотр, завтра судьба артиста решается! Неужели же из-за какой-то бумажки все пропало?! И тут кассир говорит: «Подождите, только что пассажир отказался от билета. Берете?» Что тут скажешь, опять Судьба! И Дмитрий отправляется в Златоглавую. В Большом московском цирке новичку, благодаря его незаурядным физическим данным, определили место нижнего в номере с першами. Поясним, перш – это шест высотой в 9 метров, он упирается в плечо или лоб нижнего артиста, а на его верхнем окончании два других циркача исполняют акробатические трюки. Вот и стал коренастый и отлично развитый физически Дмитрий «нижним». Силушка для этой работы нужна немалая. Судите сами, человек держит на одном плече массу минимум в 150 килограммов! При этом на его плечах лежит не только этот груз, но и, что важнее будет, ответственность за жизнь верхнего и среднего артистов. Страшно представить, что произойдет, если «нижний» оступится или не удержит перш… Московский цирк с радостью принял в свои ряды упорного и талантливого дзержинца, готового отрабатывать номер сутками напролет, чтобы потом показать публике свое мастерство. И вот уже больше года наш земляк служит Ее Величеству Радости, даря восторг не только московскому, но и зарубежному зрителю. Нужно сказать, что Дмитрий Сорокин далеко не единственный представитель нашего города, работающий в цирках столицы. Навскидку он называет больше двадцати фамилий дзержинских артистов, которые некогда отправились попытать счастья на аренах первопрестольной. Что характерно, в числе «цирковых» много династий. Такое положение вещей Дмитрий объясняет весьма просто: «Цирк – это своего рода болезнь. Причем заразная. Нередко мастерство предается от отца к сыну, а уж семейные номера в нашем мире и вовсе не редкость». Вместе с этим цирк, по мнению нашего героя, – это одна большая семья, в которой каждый готов выручить коллегу. «Жизнь – штука сложная, и случиться может все что угодно. Допустим, упал человек, поломался. Мы не можем бросить его и оставить на произвол судьбы, ведь никто из цирковых не застрахован от несчастья. Так и держимся друг за дружку, тем мы и сильны – взаимовыручкой и пониманием того, что делаем общее дело», – поясняет Дмитрий. Основной отличительной чертой работы артистов цирка от тех же эстрадников, по заверениям самих цирковых, является невозможность использования «фанеры». «Болен ты, устал, у тебя возникли проблемы в семейной жизни – это никого не волнует: контракт подписан, билеты проданы, зрители в зале. А потому выйди и отработай номер. Если нужно – вколи себе чуть ли не лошадиную дозу сильного обезболивающего – и на арену. Заменить артиста, долгое время репетировавшего выступление, зачастую некем. Запустить запись его предыдущей работы тоже нельзя. Об этом не может быть и речи – кто же пойдет в цирк, чтобы посмотреть телевизор. Если ты это понимаешь, значит, наш человек, если нет – ошибся с выбором профессии и образа жизни», – разъясняет Дмитрий. «Что же главное в вашей работе? Без чего человек никогда не сможет стать настоящим артистом цирка?» – спрашиваю я у своего собеседника. Ответ был прост – желание и стремление целиком и полностью посвятить себя работе. «Поверьте, если человек дарит себя сцене без остатка, выкладывается полностью, то и публика ответит ему благодарностью. Когда, отработав номер, ты стоишь в центре арены и слышишь гул и рукоплескания восхищенных зрителей – это кайф, который не сравним ни с чем! Поэтому цирк для настоящего артиста – это своего рода наркотик, «сев» на который однажды, ты зависешь от него всю жизнь», – заключил Дмитрий.
Евгений Павлычев