Пуск тепла в Дзержинске в этом году стартовал 23 сентября. Проходил он, как показалось, чуть быстрее и лучше обычного. Однако с учетом очень низких температур воздуха за окном даже небольшое промедление с отоплением было недопустимой оплошностью со стороны представителей власти и коммунальных служб.
Всю первую неделю отопительного сезона в редакции «ДВ» не смолкал телефон: самая больная тема горожан – отсутствие тепла. При этом люди сообщали, что мерзнут не только взрослые (дома и на работе), а и дети в садиках и школах. В управляющих компаниях, как всегда, отвечали, что процесс пуска теплоносителя длится две недели, и до 7 октября стоит лишь спокойно оставлять заявки об адресах, где жилье остается холодным. В администрации города, как рассказали замерзающие земляки, звонки об отсутствии отопления также принимали, но лишь для «статистики», не предлагая конкретной помощи гражданам в решении коммунальных неприятностей.
Нынешний отопительный сезон был особенным, на наш взгляд, тем, что первая половина сентября выдалась по-летнему теплой и, видимо, «обманула» бдительность как жителей домов, так и ответственных за обогрев МКД специалистов. Тепло на улице резко сменилось почти зимним «минусом», и все оказались к этому не готовы.
А вот процесс подачи горячей воды в батареи не удивил – как всегда ресурс от старого города до западных микрорайонов шел около трех дней. И когда он достигал того или иного дома, то, как говорится, полдела с отоплением здесь было сделано. Дальше – внутренние проблемы МКД, ну или аварии на пограничной территории (на подходе теплотрассы к дому). Если тепла нет в одной комнате, а в других есть, то причина, скорее всего, в воздушной пробке, которую необходимо «спустить». Слесарей в УК, судя по всему, не хватает, отсюда и ссылка на двухнедельный «технологический» запуск системы. В такой ситуации лучше всего спустить воздух самостоятельно, чем, кстати, многие горожане, с их слов, в последние годы весьма успешно и занимаются, чтобы долго не мерзнуть в квартирах. Дело это несложное, достаточно попробовать один раз. Зато эффект сиюминутный, если, конечно, трубы не аварийные.
Какие же ошибки, по нашему мнению, были совершены при пуске тепла ответственными за это лицами. О том, что эти действия являются традиционными и почему-то не исправляются из года в год – поговорим отдельно, попозже.
1. Управляющие компании на подступах к октябрю объявляют набор диспетчеров в call-центры, а не слесарей. Психологический прием пика негодования жильцов холодных комнат обходится дешевле, чем быстрая и реальная помощь в пуске тепла силами мастеров.
2. Дзержинск всегда смотрит на Нижний Новгород – у нас тепло дают только после подписания пуска отопления в областной столице. При этом никто не мешает принять такое решение в нашем городе раньше, сообразуясь с прогнозом погоды.
3. По закону после пятидневных холодов (не выше +8 градусов среднесуточно) тепло должно поступить в помещения уже на шестой день. У нас в это время в лучшем случае подписывают документы о пуске тепла, а потом уже устраняют аварии, «выхаживают» стояки, «разгоняют» систему. Отсюда – история с замерзанием. Если всем известно, что из года в год на обогрев города требуется несколько дней, а то и недель, отопление следует давать раньше, когда на улице еще достаточно тепло.
На этой неделе звонков по отоплению стало меньше. То ли тепло наконец-то дошло до всех его потребителей, то ли на улице стало не так сурово, и «арктический» кризис в домах дзержинцев временно миновал.
Елена Родионова