Дмитрий Жаравин 

Сплоченный коллектив высоких профессионалов, нацеленных на качество и достижение высоких результатов, – не это ли мечта любого руководителя? В реальной жизни это кажется недостижимым – все мы разные, с разными характерами, уровнем профессионализма, отношением к жизни. Тем удивительней пример «СИБУРа». Особый, узнаваемый стиль корпоративной культуры предприятия давно вызывает уважение среди дзержинцев. 

 
В чем же секрет такого особенного командного духа? Каким образом работают с кадрами на предприятии и нацеливают сотрудников на высокий результат? Об этом и многом другом мы беседуем с начальником производства окиси этилена и гликолей Дмитрием Жаравиным. 

– Дмитрий Владимирович, расскажите сначала о себе, каким был ваш путь на «СИБУР»?

– Еще в школе, благодаря стараниям нашего классного руководителя, я всерьез увлекся химией. Мое увлечение горячо поддерживали родители, которые считали, что для города химиков лучшего направления для профессионального роста и быть не может. Поэтому после окончания школы я поступил в Дзержинский политехнический институт (филиал) НГТУ им. Алексеева на специальность «химическая технология органических веществ».
По окончании вуза меня отправили на работу на одно из химпредприятий города. Там я смог отработать только четыре смены. Это были 90-е годы, кругом царили неопределенность и бесхозяйственность. Но уже тогда я понял, что очень многое зависит от настроя на работу. Согласен ты работать как придется, на чем придется и закрывая глаза на правила безопасности, или же хочешь двигаться вперед, осваивать новые технологии, добиваться результата. 

Мне хотелось перспектив, поэтому принял решение об увольнении и поиске новой работы. Летом 1997 года мои поиски увенчались успехом: я устроился на завод Окиси этилена и гликолей и ни разу не пожалел об этом решении. 

– Почему, ведь и на «окиси» тогда было непросто?

– С первых дней я почувствовал особую заботу именно о коллективе сотрудников. Уже тогда на производство подбирали людей с учетом их высокой технической грамотности, определенных личностных качеств, желающих расти и развиваться. И что тогда мне показалось особенно значимым – нам давали все возможности для дальнейшего развития и профессионального роста. Багаж знаний, с которым я пришел, и тот объем информации, который необходимо было освоить для качественной работы на новом современном оборудовании, просто несопоставимы. Я уже не говорю о постоянных технологических усовершенствованиях, внедрении нового оборудования, модернизации. Только пульт управления за те годы, что я здесь работаю, модернизировали и обновляли четыре раза. Поэтому и нам приходится постоянно учиться, вникать в мельчайшие детали и технические подробности. Для человека, увлеченного профессией, такой рост очень значим. Ты не стоишь на месте и развиваешься как профессионал. 

– Может, вам просто повезло: молодой инженер – и сразу в начальники?

– Путь моего профессионального роста абсолютно стандартен для подавляющего большинства «сибуровцев». Начинал я с должности простого аппаратчика пятого разряда.

Любой человек, который приходит в компанию, начинает с этой первичной ступени. В этом есть объективная необходимость. Человек должен узнать производство, почувствовать его, отточить свои навыки и научиться применять знания на практике. Благодаря этому он досконально изучает все технологические процессы и уже может принимать грамотные технические решения. Мне на это потребовалось три года, после чего подтвердил шестой разряд и получил допуск к работе на пульте. Понятно, что это и больший объем знаний, и более высокий уровень ответственности. И с каждым повышением я сам себе предъявлял все новые и новые требования, осваивал новые специальности и направления. 
 
 
– Одно из них, наверное, – грамотное управление людьми?

– Да. В 2003 году я стал мастером смены, затем начальником смены и начальником участка. Понятно, что на таких должностях только техническими знаниями, какими бы отличными они ни были, не обойтись. И здесь проявилась особая кадровая политика, о которой я уже говорил. Ни один начинающий специалист не остается без вдумчивого и серьезного наставничества. Руководители помогают преодолевать сложные моменты, делятся опытом, подсказывают, разбирают ошибки, с тем чтобы впоследствии подчиненный мог избежать их повтора. При необходимости сотрудники проходят дополнительное обучение. Например, несколько лет назад по направлению «СИБУРа» я прошел обучение в международном институте менеджмента «Линк». Полученные знания очень пригодились. Очень нам помогает и «Производственная система «СИБУР». 

– Каким образом «производственная система» помогает растить кадры и управлять людьми?

– В системе, на первый взгляд, множество формализованных моментов. Но именно они помогают поднять уровень общения и производственной культуры на несколько ступенек выше. Например, руководитель всегда объясняет подчиненному свое решение. Люди должны понимать, куда мы движемся, какие стоят задачи перед производством и какое место во всей этой большой цепи они занимают. Это позволяет вовлечь людей в производственный процесс. Каждый понимает свою задачу и то, каким образом работа конкретного сотрудника отражается на результативности всего производства. Получается, все мы объединены единой целью – улучшить процесс и добиться хорошего результата. Такой подход открывает сотрудникам не только возможности для профессионального и карьерного роста, но и дает реальные, понятные механизмы для увеличения объемов собственного дохода. 

– Но не могут же все быть идеальными работниками?

– Сегодня на производстве окиси этилена и гликолей работает около 150 человек. Практически всех я знаю лично. Мы не ограничиваемся только производственным процессом, но и активно участвуем в корпоративных мероприятиях. Например, я до сих пор люблю играть с молодежью в футбол, волейбол, всегда участвую в КВН. В неформальной обстановке личные качества людей проявляются лучше. Мы все друг друга знаем и понимаем, кому нужно немного помочь, кого подучить, а кому пора доверить руководящую или сложную техническую работу. Ведь производственный процесс тоже требует от нас разносторонних решений. Иногда нужны работники, которые способны очень быстро справиться с поставленной задачей, в другой раз на первый план выходит тщательность исполнения, и мы привлекаем «аккуратистов», которые работают медленнее, зато безупречно. 

Все мы особенные, с разными характерами, разным уровнем знаний, квалификации и компетенции, но каждый из нас дополняет другого. Поэтому я могу уверенно сказать: мы – одна сплоченная команда. 

Евгения Макарова