Дзержинское время

 

Жильцы 9-этажного дома по адресу: ул. Удриса, 3 в случае пожара могут оказаться отрезанными от пути к спасению – аварийная лестница, что сбоку здания, частично разрушена. Пройти по ней можно, но крайне осторожно, медленно и по одному человеку. В случае же паники весь поток спасающихся рискует упасть вниз. Управляющая компания вместо ремонта лестницы… заколотила выход на нее.

Устала бить тревогу

В редакцию «ДВ» об этой ситуации сообщила собственница одной из квартир – 80-летняя Таисия Николаевна М* (имя изменено по просьбе респондента). По ее словам, обрушение кирпичного бордюра на площадке пожарной лестницы на 4 этаже левой части дома, если стоять лицом к подъезду, произошло еще два с половиной месяца назад. Тогда она по привычке убирала здесь мусор, чтобы в случае чего можно было без препятствий покинуть дом по запасному выходу. Неожиданно бабушка обнаружила, что ограждение балкона треснуло насквозь в нескольких местах, а кирпичи постепенно отходят от стены и падают на землю. Таисия Николаевна без промедления позвонила в УК – ООО «ДУК». Там, как утверждает горожанка, ее опасений не разделили и ремонтировать лестницу не бросились. Предложили оставить заявку да сделали предположение, что восстановление аварийного выхода может относиться к капитальному ремонту. А он, к слову, по этому адресу запланирован на период с 2034 по 2043 год почти тысячным номером в списке домов и без обновления фасада.
Настойчивая старушка звонила в ДУК чуть ли не каждый день, ведь по закону, как ей известно, именно УК должна обеспечить в многоэтажке, которую обслуживает, комфортное и безопасное проживание граждан. В итоге работники УК не придумали ничего лучше, как сломать кирпичное ограждение на балконе 4 этажа и заколотить досками выход на него с объявлением, что, мол, запасная лестница находится в аварийном состоянии.
Понимая, что, случись в доме пожар, она и ее соседи могут не успеть покинуть помещение из-за закрытой двери на пути к спасению и потеряв надежду на жилищников, Таисия Николаевна принялась звонить в МЧС и администрацию города. В ответ, с ее слов, везде советовали приехать и написать заявление о ситуации в доме. Сама женщина в силу возраста и состояния здоровья не смогла выполнить указаний спасателей и чиновников. Пыталась растормошить соседей, но тех подобная идея не вдохновила, тем более, что в доме много людей жилье снимают. В отчаянии М* обратилась к журналистам.

На месте события

Мы отправились на Удриса, 3, чтобы лично убедиться в причинах тревоги бабушки.
Дом оказался довольно большой – в нем больше 140 квартир, однако всего один подъезд: это жилое здание гостиничного типа. То есть здесь длинные коридоры, но выход один. Аварийные лестницы по бокам здания нужны, чтобы по ним можно было спуститься в случае ЧП, не толкаясь с соседями в единственном подъезде.
В коридорном отсеке Таисии Николаевны выход на спасительный балкон оказался действительно заколоченным досками крест-накрест. Висит и объявление о том, что выход запрещен из-за аварийного состояния балкона. Отсюда что же случилось за дверями не очень-то и видно. Зато стоит пройти на пятый этаж, а также 6, 7, 8, 9-й – и спуститься на 4-й ничего не стоит. А здесь, на площадке шириной всего около полуметра, полностью отсутствует ограждение. Стоишь на открытой бетонной плите примерно на 10-метровой высоте от земли. Ощущения, честно говоря, жутковатые. Еще страшнее представить, что будет с людьми, окажись здесь давка из желающих побыстрее выбраться наружу. Держаться не за что, ширина, еще раз, маловата даже для одного бегущего.
Ко всему прочему лестница завалена различным хламом – вот тумбочка, старый матрас, сломанный велосипед, хотя, по нормам, должна быть свободной. И это тоже обязанность ДУК – содержать в чистоте и следить за тем, чтобы было свободным столь важное помещение, относящееся к общедомовому. Впрочем, огрехов, связанных с содержанием, мы здесь насчитали немало. Только на первый взгляд кажется, что в подъезде и коридорах вполне чисто и даже аккуратно – ремонт стен и потолков напоминает свежий. Но если присмотреться к деталям, нарушения налицо: на 5-м этаже разбито окно в двери на аварийную лестницу, стекло валяется по всему балкону спасительного пути (попробуй преодолей впопыхах босыми ногами); электрощиток на одном из этажей закрыт с помощью деревянной палочки; щели в линолеуме заклеены скотчем, и то не везде – будешь спешить, обязательно запнешься; окна в подъездах кое-где заколочены наглухо. К тому же даже с улицы видно, что наподобие пожарной лестницы слева  начинают разрушаться балконы с другого края дома.

А может, так и надо?

Запросы о ситуации на ул. Удриса, 3 (кто виноват и что делать) мы разослали в ГУ МЧС России по Нижегородской области и городскую администрацию. 
У первых дополнительно поинтересовались, неужели в самом деле заявки о подобных случаях, как в нашем, не принимаются по звонку, а нет заявления – нет и проблемы? А у мэрии попытались уточнить, будет ли город способствовать восстановлению аварийной лестницы в большом МКД. Ответов пока нет, но, по нашим данным, надзорные органы проводят проверку по факту частичного разрушения запасного выхода из дома по названному адресу, поэтому тема будет продолжена в ближайших номерах «ДВ».
Нам почти наверняка известно, что директор ДУК Олег Богданов также в курсе происходящего, но на вопрос, случится ли восстановление балкона силами управляющей компании и когда, он вряд ли сможет ответить – откуда же столько денег «на доме»?
Средств не хватает не то что на восстановление балконного бордюра, а даже на остекление той самой двери на аварийную лестницу на 5 этаже, о которой мы здесь написали. Кстати, из ближайшей к ней квартиры на встречу с нами вышли люди. «Вы из ДУК?» – спросили они. «Нет, мы журналисты, но можем передать ваши просьбы в ДУК. Вы знаете, что у вас разрушена пожарная лестница, и вы вряд ли уцелеете, спускаясь по ней в экстренной ситуации? Давайте напишем коллективное обращение в ДУК!» – отвечаем. «Нееет, нам лестницу не надо, нам из разбитого окна дует, уже месяц оставляем заявки, чтобы вставили, а УК – ни гу-гу. Скажите, что холодно дома».
Вся эта история вдруг напомнила сюжет фильма «Дурак», где простой сантехник пытается спасти людей в доме, который трещит по швам и готов рухнуть в любой момент. Местной власти ситуация неудобна, потому что деньги в бюджете, в том числе на возможное расселение людей, разворованы. Но спасение не нужно и самим обитателям высотки – им куда удобнее до конца сидеть в своей каменной ловушке и безропотно отчислять деньги за «обслуживание» разваливающегося здания.
Вот и у нас получается – вместо того, чтобы звонить во все колокола о чрезвычайной ситуации в доме, его жители предпочитают молча платить деньги в ДУК. За то, что люди из 8-ми квартир живут замурованными с одной стороны своего коридора, а еще 40 помещений выше – рискуют разбиться в случае экстренной эвакуации из дома.
Елена Родионова