Дзержинское время

Реформа дополнительного образования, о которой так много и так эмоционально говорили на федеральных каналах, потихонечку начала входить в нашу жизнь. Еще в сентябре многим родителям, чьи дети посещают кружки, предложили пройти процедуру интернет-регистрации. Не так давно подписано распоряжение правительства Нижегородской области «О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования», составлены планы развития, намечены целевые показатели. А тем временем широкой общественности по-прежнему непонятно, что за перемены сулят нововведения и так ли уж они нужны нам и нашим детям.

Теперь и тебя сосчитали

Честно говоря, никаких новшеств и открытий схема не несет. Ребенок, желающий посещать тот или иной кружок, получает электронный сертификат, на котором числится определенная сумма денег. Деньги эти виртуальные, обналичить их или перевести на счет не получится. Можно списать только в качестве платы за посещение выбранного кружка.
Помнится, такое мы проходили лет 10 назад, когда в школы города пришло подушевое финансирование. Благодаря «прекрасной» формуле – сколько детей школу посещает, столько денег учреждение и получает – в городскую систему образования пришла оптимизация. В той или иной степени ее жертвами стали школы № 8, 15, 11, поселковые учебные заведения, которые стали нерентабельными и закрылись. Неудивительно, что, услышав о введении подушевого финансирования в системе дополнительного образования, многие забеспокоились: не ждет ли нас очередное сокращение кружков, спортивных секций, музыкальных школ и прочего. Тем более, что защитить дополнительное образование намного сложнее – оно же необязательное и является добровольной инициативой детей и взрослых.
Но, как выясняется, не все так просто в этом начинании. Реформа дополнительного образования проходит в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Это значит, что на местах подушевое финансирование будет вводиться, невзирая на мнение и отзывы родителей. Механизм уже разработан и запущен с началом нового учебного года. В рамках проекта создан так называемый «Навигатор дополнительного образования Нижегородской области». Это одновременно и площадка учета, и интернет-портал, рассказывающий о действующих в регионе кружках и секциях. Подразумевается, что родители, заходя на сайт, могут выбрать для своего ребенка любое направление развития: художественное, техническое, музыкальное, эстетическое и т.д. Одновременно с этим на сайте можно оформить тот самый сертификат, который следует принести в кружок для подтверждения финансового обеспечения.
Процедура регистрации требует предъявления свидетельства о рождении ребенка, паспорта родителя, СНИЛСа и справки с места жительства. Вбить все данные в электронную базу недостаточно. С этим же пакетом документов (плюс два заявления – на выдачу сертификата и согласие на обработку персональных данных) необходимо прийти в учреждение допобразования, где ваши данные подтвердят и заверят. Известно, что подобная волокита уже вызывала недовольство в родительской среде. Постоянные утечки персональных данных из всевозможных федеральных баз провоцируют подозрительность и нежелание мам и пап в очередной раз направлять документальную информацию непонятно куда. Вероятно, поэтому учет детей и родителей идет в неспешном режиме, с тем, чтобы через пару лет абсолютно все дети от 5 до 18, занимающиеся в кружках, были посчитаны и оцифрованы.

Жонглирование цифрами

На бумаге выглядит все очень даже красиво. Наравне с введением подушевого финансирования разработчики проекта обещают увеличить охват детей, занимающихся в кружках, создать дополнительные места, а также обеспечить доступность «Кванториумов». Ставка делается на проф-
ориентирование, усиление технических направлений и внедрение модульных программ. Вроде бы неплохо. Но нюансы, как всегда, кроются в деталях.
В концепции создания новых мест отмечается, что в некоторых муниципалитетах в учреждениях дополнительного образования занимается в два, а то и в три раза меньше детей, чем есть на самом деле. Неужели речь идет о приписках? Нет. Просто детей считают по-разному. Один и тот же ребенок может ходить на танцы, в спортивную секцию, музыкальную или художественную школы.
И каждый педагог его считает, подавая отчетность «наверх». Получается, что дите одно, а мест в системе дополнительного образования занимает несколько. Непорядок.
С введением сертификатов, радуются разработчики проекта, станет ясно, сколько именно в подушевом исчислении детей посещают учреждения дополнительного образования. Финансирование без всяких приписок пойдет за ребенком. А на освободившиеся места придут новые, пока еще не охваченные дети. Но именно на этом моменте родители хватаются за голову: хватит ли средств сертификата для того, чтобы обеспечить все увлечения ребенка, или же бесплатное дополнительное образование будет ограничено только одним кружком?
Однозначного ответа на этот вопрос опять нет. Согласно документам, перечисленным выше, каждый муниципалитет рассчитывает стоимость сертификата самостоятельно, но с учетом региональных рекомендаций. Каким будет финансовое наполнение дзержинских сертификатов, пока неизвестно. Однако, отвечая на наш запрос, директор департамента образования Дзержинска Ольга Палеева сообщила, что, по предварительным расчетам, внедряемый сертификат будет покрывать 2 урока в неделю, всего в год – 74 учебных часа. Для понимания ситуации сообщаем, что ознакомительный курс танцевального коллектива «Сюрприз» составляет 396 часов, один год обучения в кружке «Мягкая игрушка» или «Робототехника» – 144 часа, «Компьютерная графика» – 152 часа. Ни в какие сертификаты не влезает!
Вот почему потребовалась срочная разработка коротких обучающих программ, именуемых нынче модулями. Внедряемые по всей стране «Кванториумы» идеально подходят под требования новой системы: у них популярная и востребованная техническая направленность, короткие ознакомительные модульные программы с небольшим количеством учебных часов, минимум теории и максимум наглядной практики, ориентир на знакомство с миром профессий. Не поспоришь и с тем, что при должном оснащении «Кванториумы» способны пробудить интерес к техническому творчеству, подтолкнуть к занятиям наукой, но вот дать какие-то прочные знания или навыки – вряд ли.
Именно поэтому летом многие заслуженные деятели культуры выступали с открытыми просьбами о выведении музыкальных школ из реформы системы дополнительного образования. Благодаря их заступничеству детское музыкальное образование пока остается классическим: обстоятельное обучение игре на инструментах, музыкальной грамоте, вокальному искусству, теории музыки. Сертификаты на обучение в музыкальных школах не потребуются.

Сверх лимита – за свой счет?

В своем письме Ольга Палеева подчеркивает, что детские школы искусств исключены из эксперимента, а муниципальные учреждения спорта не занимаются дополнительным образованием. 
В целом же, по утверждению руководителя дзержинского департамента образования, учреждения, подведомственные департаменту культуры, спорта, молодежной и социальной политики, не участвуют во внедрении новой системы. К этому утверждению хочется добавить всего два слова: пока и в Дзержинске. Даже беглое знакомство с Навигатором допобразования свидетельствует о том, что в других муниципалитетах в погоне за сертификатами участвуют и спортивные, и художественные, и музыкальные, и даже общеобразовательные школы. В методике определения нормативных затрат прямо говорится, что в детских школах искусств сертификаты используются при реализации краткосрочных программ допобразования художественной направленности со сроком освоения менее одного года и с преобладающим групповым обучением.
Получается, что какое-то время привычные кружки будут работать параллельно с новыми модульными программами. Затем они должны будут либо полностью перейти на коммерческие рельсы (кто-то же должен оплачивать обучение), либо закрыться из-за нерентабельности, либо трансформироваться под новые условия и начать работать по системе подушевого финансирования. В последнем случае снова встает вопрос: а как быть с лишними часами?
В методике определения затрат на этот счет есть несколько странных формулировок: «в случае превышения доступного остатка средств сертификата поставщик образовательных услуг предлагает родителям выбрать другую организацию, либо заключить договор на обучение по части дополнительного образования», «если число доступных для оформления сертификатов в текущем году исчерпано, решение об оформлении сертификата не принимается».
Вероятно, это означает, что каждый год, принимая бюджет, чиновники муниципалитета должны предусматривать финансирование определенного количества сертификатов. Например, в дзержинском бюджете-2020 сообщается, что в следующем году муниципалитет обеспечит услугами дополнительного образования в области искусства 3941 человека. А если в системе заявится детей больше, чем было рассчитано, сертификаты просто перестанут выдавать? И что, детям будет отказано в бесплатном посещении кружка, когда лимит, указанный в сертификате, исчерпается?
А дальше – либо за свой счет, либо никак?
Скорее всего, таких революционных мер приниматься не будет. Ставка сделана на постепенное внедрение системы. Так, чтобы все шло буднично и обычно: сначала всех зарегистрируют в навигаторе, затем привяжут к сертификатам, сами собой закроются кружки, которые не получат достаточного количества финансирования, зато появятся новые модульные краткосрочные программы: разовые мастер-классы по рисованию, часовые уроки танцев, двухчасовые химические лаборатории и физические шоу, трех-четырехурочные занятия в «Кванториуме». Ярко, быстро, наглядно и массово. Ну а если родители захотят для своих детей занятий сверх сертификата, никто не сможет запретить им оплачивать образовательные услуги из своего кармана.
Евгения Макарова