Дзержинское время

«Законопроект в большей степени направлен на защиту интересов Фонда социального страхования (ФСС), а не интересов граждан», – так отрекомендовал Комитет по вопросам семьи Государственной Думы документ, родившийся в недрах Минздравсоцразвития и принятый федеральным парламентом в первом чтении 22 октября. Скандальные поправки в Федеральный закон “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” в предложенном правительством варианте действительно серьезно подрывают идею социальной ответственности государства за своих граждан. Причем выбирают в качестве мишени тех из них, кто больше всего и нуждается в поддержке, – больных и молодые семьи. Но воинственность Минздрава, похоже, удалось на время осадить профсоюзам, Общественной палате и профильным госдумовским комитетам – судя по информации в электронных СМИ, во втором чтении законопроект утратит часть своих самых агрессивных, антинародных инноваций. Голь на выдумку хитра Российская социальная система трещит по швам – это уже очевидно. Практически все внебюджетные государственные фонды демонстрируют свою финансовую несостоятельность. По информации газеты «Коммерсантъ», дефицит бюджета того же Фонда социального страхования в 2010 году может составить 78,2 млрд рублей. “Если так дело пойдет дальше, к 2013 году будет 95 млрд, может быть, и выше, а постоянно дотировать его (фонд) из федерального бюджета – достаточно обременительное дело”, – цитирует премьера Путина информагентство «Финмаркет». Перед правительством, таким образом, поставлена задача залатать образовавшиеся дыры. Но как бы кабинет министров не напрягался, он всегда выдает одно и то же решение, самое простое и незатейливое. Залезть в карман к гражданам – вот она, панацея от всех «денежных» болезней государства. Впрочем, в шаблонности мышления чиновников трудно упрекнуть – надо же еще придумать, в чьем кармане поживиться на этот раз. Жертвами министерской фантазии нынче стали молодые россияне, в здоровье которых государство, казалось бы, должно быть больше всего заинтересовано – как-никак от их работоспособности и репродуктивности зависит наше будущее. Но законопроект нацелился именно на эти две составляющие благополучия страны. По расчетам Минздравсоцразвития, прибыль не заставит себя ждать: уже в 2011 году бюджет ФСС может пополниться на 74,8 млрд рублей, в 2012-м – на 83,6 млрд, а в 2013 году – и вовсе на 89,5 млрд. Что ж, строить государственную политику на краткосрочных прогнозах и сиюминутной выгоде нам не привыкать. Это гораздо проще, чем заглянуть на десятилетия вперед и просчитать далеко идущие последствия нововведений. Болезнь наказуема рублем Минздравсоцразвития, похоже, начало нешуточную борьбу, но не за здоровье нации, как то ему и положено, а против больных россиян. Во всяком случае, его последние инициативы наводят на эти грустные мысли. Сначала министерство настояло на ограничении больничных двухнедельным сроком, после которого его продление возможно только с разрешения специальной врачебной комиссии. А с учетом того, что собирать ее слишком часто ни у кого нет желания, лист нетрудоспособности доктора стараются закрыть в срок и порой раньше того, как пациент выздоровит. Теперь вот чиновники решили «добить» больных материально. В правительственном варианте законопроекта планировалось, что с 2011 года верхняя граница стажа, необходимого для получения больничного в размере 60% от зарплаты, вырастет с теперешних 5 лет до 8. Если сейчас право на 80% заработка имеют работники со страховым стажем от 5 до 8 лет, то, по версии Минздрава, этот стажевый порог должен быть ограничен 8-15 годами. Ну а 100-процентной оплаты больничных, считают в министерстве, достойны только те, чей трудовой стаж перевалил за 15 лет. По словам замминистра здравоохранения и социального развития РФ Юрия Воронина, сейчас больничные в размере 100% заработка получают около 40 млн человек, или около 80% застрахованных лиц. И это, по мнению чиновника, лишает их мотивации к возвращению на работу после болезни. Если же увеличить стажевые пороги, то число работников, имеющих право на заработок в полном объеме, составит 60%. И тогда, следуя логике замминистра, «замотивированных» станет аж на 20 процентов больше. Хотя он, как представитель здравоохранения, должен прежде всего беспокоиться о том, что молодежь предпочтет в таких условиях болеть без отрыва от производства, не обращаясь к врачу. В отличии от Минздравсоцразвития, последствия такого наказания за болезнь сильно беспокоят профсоюзы, которым вместе с представителями Общественной палаты и профильных комитетов Госдумы удалось-таки отстоять нынешние стажевые пороги. Пойти на уступку правительство, видимо, заставил незначительный экономический эффект от столь значительной поправки: всего 10,6 млрд руб. Материнство опять не в чести? А вот другое министерское ноу-хау – расчет больничного и пособия по беременности и родам исходя из средней зарплаты не за один год, как сейчас, а за два, куда существеннее пополнит бюджет ФСС, увеличив его на 52 млрд руб. По информации одних источников, во втором чтении законопроекта это предложение устоит, другие информационные агентства утверждают, что Федерация независимых профсоюзов еще ведет переговоры с авторами поправок и вопрос нельзя считать окончательно решенным. Но все-таки с трудом верится в то, что Минздравсоцразвития, придумавшее столь легкий способ приличного бюджетного пополнения, откажется от своей блестящей идеи. Аргументы, которые новаторы приводят в защиту этой инициативы, как всегда, потрясают своим стремлением из мухи раздуть слона. Все тот же замминистра Юрий Воронин ссылается на истории, в которых недобросовестные работодатели нанимают беременных женщин за несколько месяца до родов. “В итоге сам работодатель получает и ту максимальную зарплату, которую он назначает женщине, и потом пособие по беременности. Сама женщина не получает ничего. Это чисто криминальная схема”, – говорит он, возводя почему-то отдельные случаи в степень закономерности. В итоге за малую часть липовых декретниц будет расплачиваться огромная армия настоящих. Особенно не повезет тем из них, чья зарплата в течение года перед декретом неуклонно росла. Их средний заработок за 24 месяца, а следовательно, и пособие по беременности и родам, будет значительно ниже, чем могли бы быть при их исчислении по нынешним нормам. Смешными будут и выплаты за больничные, на которые молодые мамы ходят чаще других сотрудников, – они так же будут рассчитываться исходя из среднего дохода за два года. Вот вам и борьба за демографию! Вот вам и Конституция, в соответствии с которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права человека! Работодателей пока пощадили Еще одной важной мерой по сокращению дефицита бюджета ФСС должно было стать увеличение периода временной нетрудоспособности, оплачиваемого работодателем, с двух до трех дней. Однако в середине прошлой недели стало известно, что ко второму чтению законопроект обретет поправку, отодвигающую введение “трехдневного” больничного за счет работодателей на год. Пожалуй, единственное, что может их огорчить в новом документе, – это введение страховых платежей за работников, с которыми они заключают гражданско-правовые договоры. Сейчас этой нормы нет в законодательстве, что Минздрав считает существенным пробелом. По его сведениям, ФСС в этом году не досчитался 5 миллионов человек, которые не числятся и среди безработных: желая сэкономить на страховых взносах, бизнес переводил своих работников на договоры. Введение же всеобщего социального страхования, подсчитали авторы законопроекта, позволит привлечь в ФСС дополнительно около 3,2 млрд руб. Многие эксперты полагают, что профсоюзам и законодателям, несмотря на их завоевания в нынешней борьбе, удалось лишь выиграть время. Правительство и дальше будет продавливать идею бездефицитного бюджета ФСС, настаивая все на новых и более жестких изменениях в законодательстве.

Елена Серова