Человек большого сердца и неординарного ума


 

Так бывает: человек живет, трудится, воспитывает детей, отдает сердце любимому делу, но при этом не жаждет высоких постов, громких наград и почестей, предпочитая спокойное следование долгу. И когда он уходит, оглушающая пустота вокруг поражает всех – как, оказывается, много места занимал ушедший человек в сердцах людей.

 
13 января Дзержинск простился с Юрием Александровичем Вилковым. Инженер по образованию, он многие годы трудился на различных предприятиях города. Увлекаясь шахматами, Юрий Александрович оставил яркий след в истории шахматного спорта Дзержинска.

Родом из СССР


Одним из биографов Юрия Вилкова стал бывший директор школы №4 Евгений Муратов. Увлеченный шахматист, он задумал написать книгу о шахматном Дзержинске. Как рассказывает Евгений Дмитриевич, эту идею горячо поддержал Юрий Вилков, который стал первым героем исторического сборника, а в дальнейшем добрым советчиком и вдохновителем последующих рассказов. Если бы не поддержка Юрия, признается Евгений Муратов, книга была бы совсем другой.

Листая страницы сборника, мы узнаем, что Юрий Вилков родился 5 августа 1938 года в селе Монаково Навашинского района Горьковской области. В тот же год семья перебралась в Дзержинск. Супруги воспитывали четверых детей – троих сыновей и одну дочку.

В годы войны Вилковы жили в доме № 6 на ул. Кольцевой, ныне Гагарина. Отец сутками пропадал на заводе. Мама, следуя гражданскому долгу, ухаживала за ранеными в госпитале. Маленький Юра, нередко остававшийся в круглосуточном детском саду, на всю жизнь запомнил воздушные тревоги, гул фашистских самолетов и то, как яростно зенитчики защищали родной город от вражеских бомб.

После войны Юра Вилков поступил в школу № 5. Учился на отлично. Аттестат зрелости всего с двумя четверками Юра получал в школе № 2. В 1956 году он с легкостью поступил в Горьковский политех на машиностроительный факультет.

Добрый товарищ, прекрасный инженер


После вуза Юрий Александрович Вилков несколько лет трудился на электроламповом заводе Саранска, куда попал по распределению. В Дзержинск вернулся только в 1963-м. Начинал работать с должности начальника сборочного участка завода «Оргстекло». Спустя год молодого специалиста позвали в конструкторское бюро отдела химии завода «Заря». Здесь он сдружился с Борисом Яковлевичем Гехманом, который остался верным другом на всю жизнь.

«Мы сошлись, как два молодых инженера, недавно окончившие институты. Работали в соседних отделах, но комсомольскую деятельность налаживали вместе, – вспоминает Борис Яковлевич. – Инициировали создание совета молодых специалистов, организовывали турпоходы, спортивные турниры.
 
Заводилой всех этих мероприятий был Юра. Он очень хорошо играл в футбол, инициировал заводские турниры по футболу, по волейболу. Заражаясь примером Юры, на площадку вышли даже те, кто совсем не умел играть. Он обладал прекрасным слухом и отлично пел. Это умение очень пригодилось в наших комсомольских походах. Юра никогда не скучал и очень любил жизнь. Мы вместе ходили в театр, кино, обсуждали книги, фильмы, вопросы искусства или достижений современной науки и техники. Он не сдавался и горел до последней минуты. Это был очень интересный и неординарный человек. Неудивительно, что у него было так много учеников, которые совершенно искренне привязывались к нему и делились своими радостями и горестями, как с родным».

В 1969 году Юрия Александровича пригласили на должность ведущего инженера в Дзержинск НИИхиммаш.

«С первых дней Юра проявил себя как грамотный инженер, – рассказывает Валентина Александровна Глушкова, проработавшая с Вилковым в одном отделе более 20 лет. – Вдумчивый, в хорошем смысле въедливый, аккуратный, ответственный и выдержанный. 

В разные годы нашему отделу приходилось вести разработки для самого широкого спектра направлений промышленности – от городского транспорта до космических аппаратов. И никогда он не допускал расхлябанности, неточности, неоправданной спешки. Все должно было быть проверено, точно рассчитано и аккуратно. При этом Юрий Александрович был неизменно вежлив со всеми сотрудниками. Я ни разу не слышала, чтобы он повысил голос, вышел из себя, на кого-то накричал или нагрубил. Это был настоящий советский интеллигент – высокообразованный, воспитанный, скромный, внимательный и к людям, и к работе».

Закрепилась за Юрием Александровичем и репутация «человека слова». По воспоминаниям коллег, за правду он стоял непреклонно, не допускал скоропалительных выводов, а разобравшись досконально в ситуации и приняв для себя решение, уже не изменял ему. Люди знали, что на Вилкова можно положиться, он никогда не подведет и не обманет.

Более 20 лет Юрий Александрович проработал в институте химического машиностроения. Работу пришлось сменить в связи с финансовой лихорадкой 90-х. В 1992 году он устроился в отдел машиностроения завода им. Свердлова. Спустя девять лет с этого завода вышел на заслуженный отдых.

Семьянин, отец и педагог


«Женился Юра в зрелом возрасте, около 30, – вспоминает Валентина Глушкова. – Верный своему характеру, он серьезно подошел к выбору спутницы жизни. И, видимо, не ошибся – женился раз и навсегда». Но уже в первые годы совместной жизни супругов поджидала беда – в связи с болезнью они потеряли сына-первенца. Вместе стойко пережили испытание. Вскоре в семье появились еще двое сыновей.

«Он был бесподобный отец, – рассказывает Валентина Глушкова. – Наши дети росли вместе, и я видела, как он общается с сыновьями. Не подавляя воли и инициативы, Юра умел так увлечь мальчишек, что они слушали его с открытыми ртами, готовы были с головой погрузиться в любое дело и беспрекословно слушались его – не потому, что боялись, а потому, что он был для них глубоко уважаемым авторитетом».

Об удивительном педагогическом даре Юрия Александровича вспоминают многие. Например, бывший директор школы № 4 Евгений Муратов с восхищением рассказывает о 2000-х годах, когда вышедший на пенсию Юрий Вилков взялся вести детскую шахматную секцию. «Мы все знаем, как трудно чем-то увлечь и заинтересовать детей. А в современном мире, где чуть ли не каждый день появляются новые гаджеты, особенно, – говорит Евгений Дмитриевич. – Но Юрий так умел преподнести игру в шахматы, что в нее погружались абсолютно все. Дети с удовольствием занимались у него, бежали на уроки с радостью и довольно быстро достигали успеха».

«По долгу службы мне приходилось бывать на занятиях Юрия Александровича, – рассказывает Татьяна Михайловна Талаева, работавшая вместе с Вилковым в ФОК «Уран». – Это было невероятно. Про каждую фигуру он мог поведать красочную историю с интересным сюжетом, одновременным рассказом о правилах игры, возможностях на поле, необычных ходах, знаковых партиях. И это уже была не скучная игра на доске, а живое творчество на игровом поле, где от каждого решения, каждого шага зависела судьба партии».

Все свои знания, умения, лучшие порывы души Юрий Александрович старался передать сыновьям. Судя по отзывам окружающих, он стремился воспитать в них такую же жажду жизни, любознательность, стремление к правде и справедливости, какими обладал сам.

«Мой отец воплощал в себе самые прекрасные качества советского человека, – говорит младший сын Юрия Александровича Сергей. – Хороший студент, инженер-романтик, комсомолец, дружинник, спортсмен, а затем ветеран социалистического труда. Он пережил голод войны, любимую жену и двух своих сыновей. Но никакие трудности и невзгоды не смогли сломить его оптимизм и жизнелюбие. Папа был надежным тылом, который я непрерывно ощущал, и выдающимся примером порядочного и интеллигентного человека».

Друзья и близкие вспоминают, что Юрий Александрович очень тяжело переживал болезнь, так рано оборвавшую жизнь супруги. Все заботы, связанные с воспитанием детей, ведением домашнего хозяйства, он взял на себя. Лишь самые близкие друзья понимали, как ему трудно. Впоследствии эти черты характера – нравственная выдержанность и скромность – проявились при утрате второго сына. «Юрий Александрович никогда не позволял себе в общении с коллегами, и тем более с детьми, раздражения, – вспоминает Татьяна Талаева. – Очень немногие знали о его беде, и для меня всегда было удивительно, как деликатно он умел держать себя, как был внимателен к людям, неизменно вежлив. Только человек с огромным сердцем и великой душой, сам пребывая в горе, может поддерживать и ободрять других».

Увлечение всей жизни


С шахматами Юра Вилков познакомился в третьем классе. Во время весенних каникул старший брат, не вдаваясь в глубокие объяснения правил, предложил младшему сыграть партию. Загнанный в пат братом, Юрий бросился на своего незадачливого учителя с кулаками: «Как ничья? Сколько времени играли и ничья! Никаких ничьих! Раз не поставил мат, значит проиграл!». Боевой характер и спортивный напор Юра сохранил на всю жизнь.
В студенческие годы Юрий Вилков участвовал в вузовских соревнованиях, где выполнил норматив первого разряда. В Саранске в составе заводской команды он принимал участие в городских и республиканских соревнованиях по шахматам. Вернувшись в Дзержинск, активно включился в городскую шахматную жизнь. Став чемпионом турнира завода «Заря», он с ходу занял пятое место в городском турнире. Старт новичка удивил многих, о его успехе написала газета «Дзержинец». В следующем году Юрий Александрович стал чемпионом города. В 1965-м он подтвердил право называться лучшим шахматистом города. В это время его главным соперником был Виктор Федорович Сопин.

«Мы в один год пришли с Юрой работать на «Зарю», – вспоминает Виктор Федорович. – Работали в одном конструкторском отделе, вместе играли в заревской команде. Помню, с легкой руки одного нашего коллеги, мы прозвали его «ЮВ» – Юрий Вилков. Он был интересный, добрый, открытый человек. Был хорошим шахматистом и входил в сборную города. Мне кажется, что в шахматах особенно проявлялся его волевой, но кристально честный характер. Ведь шахматы не терпят фальши. Здесь невозможно победить с помощью интриг, лжи, знакомств. Даже друзья на время партии становятся упорными соперниками. Так было и у нас – никто никому не поддавался и не уступал. Бой есть бой. Играли честно и по совести. По жизни Юра был очень сильным инженером и добился успеха. Не зря же говорят, что талантливый человек талантлив во всем».

Во второй половине 60-х Юрий Вилков по-прежнему оставался в десятке сильнейших шахматистов города. «Мы встретились в 1967 году в полуфинале городского чемпионата, – вспоминает Евгений Муратов. – Вилков был тогда в силе, а партия была очень непростой. В конце концов удача оказалась на моей стороне. Юрий Александрович протянул руку и очень тепло поздравил с победой. Далеко не все, даже именитые игроки, могут проигрывать достойно. Последующий разбор партии показал не только глубокое знание игры со стороны Юрия Александровича, но и его искреннее желание поддержать любовь к шахматам у начинающих спортсменов. Он любил находить такие партии, где неожиданные решения, смелые ходы могли развернуть ход сражения на 180 градусов».

На протяжении почти десяти лет – с 1964 года по 1973-й – Юрий Вилков возглавлял шахматную федерацию Дзержинска. При его непосредственном участии проходило множество первенств, сеансов одновременной игры, юношеских и ветеранских соревнований, мемориалы. 

И даже когда в связи с большой загруженностью он был вынужден отойти от активной работы в федерации, значимые турниры не пропускал никогда.
«Впервые я встретился с Юрием Александровичем в 60-х – 70-х годах, когда еще школьником начал играть в командных соревнованиях первой и высшей лиги, – вспоминает председатель дзержинской шахматно-шашечной федерации Владимир Климычев. – Это был человек с высокой культурой, обязательный, обходительный, пунктуальный, бесконфликтный и добропорядочный. От него всегда веяло душевной теплотой, вниманием и положительной энергией. Активный, общительный, грамотный инженер-конструктор, квалифицированный шахматист и организатор. Человек с большой буквы!»

«В 90-е годы мы оказались соперниками во внутреннем турнире завода им. Свердлова и одновременно с этим вместе играли за сборную завода на первенствах различного уровня, – рассказывает коллега по работе и партнер по шахматной игре Дмитрий Еремеев. – Я помню, что Юрий Александрович прикладывал массу усилий для организации соревнований, мотивации спортсменов, сплочения команды. Он был нашим лидером. Когда он ушел с завода и стал работать тренером, также увлекал ребятишек. Всегда следил за их успехами, гордился достижениями и даже призы детям покупал на свои деньги».

За время работы в шахматной секции ФОК «Уран» у Юрия Александровича прошли обучение более 300 школьников. Около 50 из них выполнили нормы от четвертого до первого разряда. Его воспитанники занимали призовые места в соревнованиях разного уровня. Даже в последнее время, когда болезнь стала подтачивать здоровье, Юрий Вилков неизменно присутствовал на соревнованиях, чтобы поддержать детей. Человек большого сердца, неординарного ума, потрясающего жизнелюбия, он останется примером для всех, кто соприкасался с ним на протяжении непростого жизненного пути.

Евгения Макарова