Новшества с платежами по квитанциям ЕРКЦ за январь, как бы тщательно ни готовили к ним дзержинцев, для многих стали неприятным сюрпризом и вылились в многочасовое столпотворение во всех пунктах оплаты за отопление и воду, а еще – скандалы, слезы и стычки между сотрудниками расчетной организации и ее клиентами.

 
Напомним, что перемен с оплатой услуг, выставляемых названным расчетным центром, с этого года нас ждало немало, и все они далеки от клиентоориентированной политики. Во-первых, компания «Т Плюс» отказалась от выплаты комиссии при переводе денег абонентами за теплоэнергию и ГВС через почту и Сбербанк. Граждан поставили перед фактом, что за каждый платеж через эти службы им придется дополнительно платить от 1 до 2,8% от стоимости услуг. Без комиссии можно расплатиться лишь в 5-ти пунктах ЕРКЦ и на сайте этой организации. Последнее, как теперь известно точно, пожилых людей, ранее заполонявших в дни внесения квартплаты все городские почтовые отделения, не заинтересовало.

Во-вторых, с января к оплате в обязательном порядке выставили долги и пени (ранее они указывались в платежках справочно). У многих это существенно повысило итоговую сумму и вызвало недоумение – штрафы «всплыли» практически из небытия – многогодичной давности.

В-третьих, «авторы» реформ решили выйти на систему взимания средств «месяц в месяц», а не месяцем позже, как раньше. Поэтому, за воду, например, с нас потребовали одновременно за два месяца – декабрь и январь, а это, как ни крути, заметно повысило стоимость квитанции в целом. Народ повалил к расчетчикам не только  чтобы заплатить без лишних трат, но и чтобы выяснить, почему суммы в счетах повысились на несколько тысяч рублей.
Ситуацию усугубила поздняя разноска квитанций. Вместо обещанного периода до 5 февраля платежки начали распространять, по нашим сведениям, только с этой даты. Как рассказали горожане, у многих их не было и 6, и 7 числа, а заплатить необходимо до 10-го.

В эти дни очереди в пунктах ЕРКЦ не помещались в здания больших торговых центров и главный офис организации на ул. Петрищева. Народ бушевал, возмущаясь такой неорганизованностью приема денег: на оплату дали всего три дня, из них два – выходные, в которые, как заявлено в графиках режима работы точек, они закрыты. В ТЦ «Меркурий» толпа перекрыла доступ к прилавкам с продуктами питания, что, помимо всего прочего, весьма неблагополучно с точки зрения санитарных правил. В ТЦ «Лидия», где время работы пункта пришлось продлить до 18 часов, о чем свидетельствовало крупно, от руки написанное объявление, распря возникла из-за того, что у принимающей деньги стороны не оказалось мелочи для сдачи старикам. Кто-то не досчитался 10-ти, кто-то – 30 копеек. Кассира дружно обвиняли в мошенничестве и грозились вызвать полицию.

«Я пришла платить в «Теремок», но когда увидела огромную толпу, поняла, что лучше пропущу платеж, пусть начисляют пени. Здоровье-то важнее. Очередь выстроилась похлеще  чем в советское время за дефицитом – духота, присесть негде. А окошко еще и закрывается на обед, на перерывы. Это издевательство над старыми людьми, которые привыкли платить вовремя. Моя подруга, не выдержав, пошла на почту. Там очереди поменьше, но с нее взяли лишние 60 рублей. А ведь она не богачка, нашла бы куда деть эти деньги», – рассказала Татьяна Григорьевна, читатель «ДВ».

В почтовых отделениях, со слов сотрудников, в первые дни февраля было непривычно пусто. Бабушки только заглядывали спросить, а не пришли ли квитанции, чтобы забрать самим. Но с 6-го числа очереди начались и здесь. Многие жаловались, что не смогли заплатить в магазинах из-за многочисленности желающих сделать то же самое.

Однако на почте по первости возник непредвиденный форс-мажор. Некоторые операторы по привычке пытались «считать» с платежек штрих-код вверху, а он не «проходил», потому что корректный в новых квитанциях разместили ниже.

Что касается молодежи, то она, в основном, претензий к оплате квитанций по-новому не предъявляла. Кому-то было не жаль расстаться с допнагрузкой – несколькими десятками рублей в виде 1% от суммы и традиционно расплатиться за ЖКУ на банковском онлайн-сервисе; кто-то без труда освоил личный кабинет ЕРКЦ, где провести платеж без комиссии – дело нескольких минут, если не секунд. Единственная претензия молодых абонентов – возврат в платежки в ряде случаев якобы уже уплаченных долгов и списанных пеней. Откуда они взялись, придется выяснять в индивидуальном порядке.

Чем закончится история со скандальной оплатой счетов ЕРКЦ за январь, и изменится ли что-то в будущем – узнаем уже через месяц.

Елена Родионова