Дзержинские почтальоны в очередной раз пожаловались в Государственную инспекцию труда Нижегородской области на кабальные условия работы. В этот раз на то, что руководство местного филиала «Почты России» заставляет их заниматься разносной торговлей, то есть продавать товары народного потребления на дому тем горожанам, кому они приносят пенсии и пособия. Более того, выпущен приказ, в котором установлена норма продажи продуктов на каждого почтальона – 30 килограмм консервов, крупы, кондитерских изделий в месяц. А за невыполнение плана начальство грозится применять «меры дисциплинарного взыскания». Почтальоны с нововведением, конечно, не согласны и готовы с помощью трудовой инспекции отстаивать свои права.
Печкину и не снилось
Сразу скажем, что ситуация эта возникла не вчера. Почтальоны и раньше вместе с пенсиями были вынуждены носить по домам на продажу продукты, и уже давно своим положением недовольны. Но впервые проблема вышла наружу около года назад, когда с одной из сотрудниц почты случилась беда. В феврале прошлого года, разнося пенсию по домам, в одном из подъездов женщина неудачно упала и получила тяжелую травму – открытый перелом носа. Вероятно, так серьезно почтальон пострадала именно потому, что в этот момент в руках у нее вместе с почтой были еще две тяжелые сумки с продуктами. Из-за них она и не смогла удержать равновесие и как-то подстраховать себя, споткнувшись в коридоре.
После этого инцидента и последовавших жалоб трудовая инспекция провела проверку и вынудила Дзержинский почтамт выпустить распоряжение о том, чтобы почтальоны больше не разносили по домам товары на продажу, то есть не выполняли работу, не прописанную в их трудовых договорах. Кроме того, за нарушения трудовых прав работников на УФПС был наложен штраф на сумму более 2 млн рублей. Решение это «Почта России» опротестовала и на днях должно состояться заседание Нижегородского областного суда, где встретятся представители УФПС и инспекции по труду.
Несмотря на судебные разбирательства и прошлогодние предписания, 30 января этого года руководство Дзержинского почтамта выпускает другой внутренний документ – приказ, который не просто разрешает, а обязывает тех же самых почтальонов разносить по домам клиентов продукты и продавать их. В нем даже установлена норма продаж в месяц – 30 килограмм на каждого почтальона, и также указано, что если кто-то из сотрудников отсутствует, его план распределяется на остальных.
Ну а чтобы окончательно сделать из своих сотрудников продавцов, руководство почты еще и включило в квалификационную характеристику новый пункт, по которому почтальоны 1 категории обязаны торговать ТНП.
После этих нововведений последовала еще одна коллективная жалоба почтальонов в трудовую инспекцию, еще одна внеплановая проверка в феврале и вновь предписание – до 16 марта отменить приказ, вводящий план продаж для сотрудников, а также до 25 марта устранить ряд грубых нарушений трудового законодательства. В частности, выяснилось, что не установлен режим работы почтальонов, не определено время для отдыха и обеда, сотрудники не ознакомлены с внутренними приказами, нет согласия сотрудников на исполнение ими дополнительных работ.
На работу, как на каторгу
Возмущение почтальонов понятно. Их работа и без дополнительной нагрузки довольно опасная и тяжелая. Ведь женщинам (а работают на почте преимущественно они) приходится передвигаться по городу с большими суммами денег. По технике безопасности им нельзя даже пользоваться лифтом, по лестнице они должны подниматься, обязательно держась за перила, а в случае нападения использовать средства защиты. Вот только как это все осуществить, когда в каждой руке у тебя по сумке весом 10-12 килограммов?
«Кроме того, что это физически очень тяжело, так еще и занимает много времени. Все покажи, достань, обратно убери. Покупают редко – то качество не нравится, то цена. Вроде бы начинаешь уговаривать, а потом думаешь: а мне-то зачем это нужно?
Я же не продавец! Вот так провозишься с этими товарами, смотришь – уже вечер, а у меня еще несколько адресов, где сидят бабушки и дедушки и ждут меня с деньгами. Как я могу к ним не прийти? Бывает, заканчиваешь работу чуть ли не ночью. А для нашего руководства важна только прибыль. Мы для них просто дешевая рабочая сила», – поделилась с нами почтальон Светлана.
Сила, действительно, дешевая. Оклад почтальона 1 класса составляет 14100 рублей. Но и при таком небольшом доходе большинство почтальонов не согласно выполнять работу продавцов даже за дополнительные деньги – слишком тяжело и небезопасно. Сейчас же им приходится это делать вообще бесплатно, да еще и выговоры получать, если мало продашь.
Можно, если по-хорошему
Как рассказала «ДВ» госинспектор труда Марина Кабанчикова, участвовавшая в проверках Дзержинского почтамта, трудовое законодательство, в принципе, не запрещает таким организациям, как «Почта России», заниматься другими видами деятельности. Но дополнительная работа сотрудника должна быть оформлена отдельным трудовым соглашением и также отдельно оплачиваться. Естественно, что соглашение может быть составлено только с согласия работника, которое он подтверждает подписью.
В «Почте России» решили поступить гораздо проще – вписали в трудовые обязанности почтальона 1 квалификационной категории торговлю товарами народного потребления. Это, по мнению инспектора, совершенно незаконно. «Есть нормативные документы – «Должностная инструкция почтальона по сопровождению и обмену почтовых отправлений и денежных средств 1 класса», «Инструкция по централизованной выплате пенсий, пособий и других социальных выплат населению с использованием автотранспорта», «Должностные обязанности почтальона в Квалификационном справочнике профессий рабочих», которые и определяют, чем должен и может заниматься сотрудник почты. Ни один из них не предусматривает торговлю продуктами питания и другими товарами», – подчеркнула Марина Львовна.
Хотят как лучше?
Мы пытались дозвониться до «Почты России» и получить комментарий руководства Дзержинского почтамта, однако это оказалось не так просто. Телефоны почты то не отвечают, то заняты. Да и кто именно сейчас исполняет обязанности начальника, сказать трудно – специалисты на этом месте меняются чуть ли не каждые два месяца.
В общем, позицию УФПС нам озвучила инспектор Марина Кабанчикова. По ее словам, объясняя свое упорное желание за счет своих сотрудников организовать выносную торговлю, руководство почтамта говорит, что выполняет таким образом важную социальную функцию. Якобы пенсионерам очень удобно приобретать продукты, не выходя из дома, и пожилые люди даже сами просят об этом. Звучат эти объяснения, мягко говоря, не убедительно. Во-первых, качество товаров вызывает много вопросов, ведь специальных помещений для хранения товаров у почты нет.
Кроме того, «продавцы поневоле» не имеют медицинских книжек, а ведь предлагают продукты питания. Этим вопросом следует заняться сотрудникам Роспотребнадзора. Во-вторых, по закону жители должны дать письменное согласие на то, чтобы им на дом приносили и предлагали какие-то товары, иначе это называется «навязыванием услуг».
В-третьих, по словам Марины Кабанчиковой, недавно в Дзержинске заседала трехсторонняя комиссия, рассматривавшая, в том числе, и ситуацию с почтой. На ней и выступили пенсионеры и прямо заявили, что не нужны им никакие консервы от работников почты. Пусть лучше пенсию приносят вовремя, а не по ночам.
Не сдаваться!
Радует во всей этой истории лишь то, что дзержинские почтальоны настроены решительно. И так же уверенно их поддерживает трудовая инспекция. «Что меня поразило в Дзержинске, так это единодушие, с которым выступают почтальоны. Если бы возмущались всего несколько человек, я думаю, их давно бы просто уволили, но в этой ситуации никто не остается в стороне. Потому что всем одинаково тяжело, нет ни одного работника, довольного условиями труда. В этой ситуации я лично просто не понимаю непреклонную позицию руководства почты. Тем более что она незаконна», – рассказывает Марина Кабанчикова.
Впереди у инспекции несколько судов с УФПС и проверка исполнения последних предписаний. Мы будем следить за развитием событий и освещать их.
Мария Ильина