Сложившийся в Дзержинске механизм формирования тарифов на содержание и текущий ремонт жилья, который обкатали частные управляющие компании, на самом деле неправильный, и даже противозаконный. По крайней мере, описанная в действующем законодательстве процедура установления стоимости работ и услуг по дому совершенно иная, нежели та, к которой мы привыкли. Как же собственникам разорвать этот порочный круг, требуя от подрядчика обоснованных расчетов? Об этом шла речь на февральском семинаре «Ассоциации советов МКД Дзержинска» в Центре общественных работ.
Дзержинские управляющие компании в своей ценовой политике ориентируются исключительно на тарифы, которые устанавливает местная администрация своими ежегодными постановлениями. В последнем из них – №4478 от 11 декабря 2019 года максимальная стоимость содержания и ремонта перевалила за 23 рубля с кв. м. Тариф, как мы выяснили, ничем не обоснован («Откуда тарифы? С потолка! «ДВ» №32 от 08.08.2019 г.). Увы и ах, но администрация города не смогла экономически обосновать собственные же цифры. При этом важно понимать, что мэрия устанавливает тарифы для нанимателей жилых помещений (за что она их так невзлюбила?), а не для собственников, которые вольны самостоятельно устанавливать жилищный тариф в своем доме. Но коммунальщики, пользующиеся разобщенностью граждан, делают это в одностороннем порядке, применяя услужливо определенные чиновниками расценки.
Между тем Жилищный кодекс РФ (часть 7 статьи 156) диктует, что размер платы должен определяться на общем собрании собственников МКД. Причем, как подчеркнула Любовь Трутнева, это относится к любому размеру платы, будь то «административный», которым вооружаются УК, или рассчитанный самой УК. При этом, если собственники захотели установить собственный тариф, то они должны учитывать мнение УК. В свою очередь, предложения о размере платы УК должна предоставлять собственникам не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания. Этот срок – минимальный, а значит, коммунальщики могут это сделать и раньше, ну, чтобы жители дома смогли обсудить между собой заявленные расценки. Тарифные предложения можно разместить на информационных стендах внутри подъездов и на улице, на земельном участке, относящемся к дому. Предложение о размере платы, внимание! должно содержать расчет. Любая работа, проведенная УК, должна быть осмечена. Этого строго требует законодательство. По существу, смета и есть то главное, что должны рассмотреть и обсудить между собой граждане, чтобы принять или отвергнуть предложение коммунальщиков.
Наполнение и порядок сметных расчетов также регламентированы законодательством. При разработке сметы УК в обязательном порядке должна соблюсти минимальный перечень работ и услуг, определенный Постановлением правительства РФ №290 от 3 апреля 2013 года.
В противном случае коммунальщикам не получить лицензию на управление МКД. Если управлялки заявляют о том, что им не по силам выполнить даже минимальный набор работ и услуг в рамках заявленного тарифа, то это, как заметила Любовь Трутнева, их проблемы. Это риски коммерческой организации, а собственники должны оплачивать только те работы и услуги, которые УК реально выполняет, а не просто собирает за них деньги. По этому поводу имеется еще одно Постановление правительства РФ №416 от 15 мая 2013 года, определяющее стандарты управления МКД для лицензиата.
Все это означает, что предложения УК об установлении нового тарифа должны быть сформированы на основе минимального перечня с сохранением всех его позиций. При этом каждый вид работ и услуг в своем предложении управлялка должна обосновать и осметить. Например, в документе должно быть указано, во сколько обходится один квадратный метр летней и зимней уборки придомовой территории конкретного дома. Порядок обсчета стоимости работ и услуг также прописан в нормативных документах. В частности, в том же Постановлении правительства №290 и Постановлении Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 года. Методика расчетов основывается на так называемых ТЕРах и ФЕРах, территориальных и федеральных единичных расценках, которые актуализируются ежеквартально. Уличное покрытие вокруг жилых домов, как правило, всюду одинаковое, а вот площади придомовой территории разные. Поэтому и смета, как заметила Любовь Трутнева, у всех дзержинских домов должна быть разной. «А коммунальщики банально подгоняют сметы исходя из заданного размера платы», – заявила глава Ассоциации.
Расчет и обоснование услуг и работ коммунальщики должны сформировать с учетом всеобъемлющего анализа ценовых предложений рынка. Допустим, у одной компании квадратный метр уборки стоит 1,5 рубля, у другой – 2 рубля, одна моет полы с учетом импортных дезинфицирующих средств, другая использует обычную хлорку. Управлялка должна проанализировать ситуацию на рынке, собрать, обобщить рыночные расценки, включить их в свое предложение и вынести на суд собственников. А те уже решат, чем и как мыть подъезды, с хлоркой или с импортным гелем.
После того, как собственники и коммунальщики договорились о ценах, то есть утвердили смету, последние должны направить первым проект перечня работ и услуг, который оформляется отдельным приложением к договору управления с оговоренной стоимостью работ и услуг исходя из одного квадратного метра. Дальше все эти расценки перемножаются и получается единый жилищный тариф, по которому собственники оплачивают услуги по содержанию и текущему ремонту исходя из собственной доли в составе общего имущества МКД. Понятно, что ничем подобным дзержинские УК себя не утруждают. Никаких предложений о тарифе за 30 дней дзержинцы от коммунальщиков, конечно же, не получают. И тем самым УК нарушают стандарты управления МКД, то есть лицензионные требования. Что делать, если управлялки нарушают порядок установления размеры платы, обходясь без проведения общих собраний? Обращаться в ГЖИ, которая должна выдать соответствующее предписание, и выйти в суд с требованием об исключении дома из реестра лицензий на управление МКД.
Вадим Щуренков