В середине прошлой недели дзержинских школьников в авральном порядке отправили на досрочные каникулы. Согласно приказу министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области они продлятся до 28 марта. Формально приступить к учебным занятиям школьники должны 30 марта. Вот только обучение будет проходить не в привычном режиме, а дистанционно – с использованием электронных устройств и интернет-ресурсов.
Неведомый зверь – «дистанционное обучение» – поставил «на уши» не только родительскую общественность, но и педагогическое сообщество. Чего греха таить, в наших школах такая практика используется крайне редко, да и то, чаще всего, в комбинированном виде, как дополнение к основному традиционному образованию. Похвастать отлаженной системой видеоуроков, включающих в себя онлайн-общение педагогов с учащимися, выстроенную систему контроля усвоенных знаний, аттестации, консультирований и пр., могут единицы. Это значит, что основная масса учителей города всего за пять-семь дней должна научиться новой форме работы, которой в спокойные времена люди учатся по несколько месяцев, а то и лет.
«Жертвы» дистанционки
Первыми под удар попали коллективы вузов, техникумов и колледжей. В отличие от школьников, им не дали на подготовку ни дня. И уже на следующий день после введения дистанционного обучения в интернете появились видеоролики и фотографии того, как студенты в онлайн-режиме сдают нормативы по физкультуре, делают на диванах растяжки и отжимания. Как говорится, и смех и грех. В свете такого креативного подхода педагогов к формам дистанционного обучения хотелось бы посмотреть на онлайн-урок, например, музыки или труда.
С преподавателей требуют, и они ведут уроки так, как понимают или как позволяют технические возможности электронных устройств.
И здесь неожиданно обнаружился первый подводный камень. Как выясняется, не в каждой дзержинской семье есть персональный компьютер (а если детей в семье двое, то нужны два компьютера) с хорошим выходом в интернет. Для безопасного же обучения с точки зрения здоровьесберегающих технологий нужен монитор с хорошим разрешением – как минимум планшет, но никак не обычный сотовый телефон. Хотя, давайте говорить честно, далеко не все современные родители покупают своим детям высокотехничные смартфоны, через которые школьники могли бы выходить на связь с учителем для участия в онлайн-уроках. В лучшем случае дети могут отправить учителю фотки выполненного домашнего задания или голосовое сообщение с устным ответом на поставленный вопрос. Уровень видеоконференций и вебинаров при такой технической оснащенности, увы, доступен не всем.
В настоящее время департамент образования города формирует списки детей, которые не могут перейти на дистанционное обучение из-за отсутствия технических возможностей. Судя по всему, им будут предложены какие-то альтернативные варианты обучения. Но вот какие? Рискнем предположить, что и в департаменте образования пока никто не знает точного ответа на этот вопрос.
Есть и другая сторона медали. Даже если школы смогут предоставить персональный компьютер с качественным выходом в интернет каждому педагогу, встает вопрос – выдержит ли нагрузку сервер школы, не обрушится ли от колоссальной нагрузки система, выбранная платформа?
Отсутствие уверенных ответов на данные вопросы наглядно демонстрирует, насколько российские школы все-таки не готовы к тотальному переходу на «удаленку». Даже с технической точки зрения, не говоря уже о содержательной.
«Старая гвардия» не дрогнет?
С введением ограничительных мероприятий перед педагогами страны поставили сверхзадачу: в кратчайшие сроки разработать новое поурочное расписание, равно как и методическое видение уроков, самим зарегистрироваться на выбранных образовательных платформах, зарегистрировать родителей и детей, изучить максимум ресурсов, которые можно было бы использовать в рамках дистанционного обучения, ознакомиться с критериями оценивания успеваемости учеников, наладить скайп-связь, освоить все приложения, которые могли бы пригодиться на уроке. Бюрократические и технические объемы – колоссальные. Но почему-то думается, что здесь учителя справятся. Не впервой им работать в режиме капитального «бумажного аврала».
Но если с документацией «старая гвардия» не подведет, то скорость качественной подготовки к онлайн-урокам вызывает сомнения.
Хотя, надо признать, что, вопреки расхожему мнению, сегодня в дзержинских школах, пожалуй, нет ни одного педагога, который не умел бы работать с компьютером. Даже самые возрастные учителя заполняют электронные журналы, знакомы с электронным документооборотом, многие имеют в интернете собственные странички, демонстрируют на уроках видео- и аудиоматериалы, проводят онлайн-тестирования.
Вопрос в том, как активно педагоги все это используют и готовы ли они оперативно осваивать новые электронные ресурсы и формы работы. От этого зависит, насколько настоящим, а не декларированным на бумаге, станет переход на дистанционку. Ведь дистанционное обучение – это не просто разговор по скайпу, а целая система преподавания, которая подразумевает иную концепцию подачи и контроля материала, умение пользоваться онлайн-тестами, программами для видеотрансляций, оперативного управления интернет-ссылками, регулирование онлайн-урока и многое другое. Более того, организация дистанционного обучения требует выхода на специальную интернет-платформу. В России их не так много, но они есть, и в сложившихся условиях многие владельцы таких платформ, например, «Российская электронная школа», сделали доступ к своим ресурсам совершенно бесплатным. И все-таки, чтобы во все это вникнуть, требуется время.
Екатерина Хлюнева, директор частной школы, первой в нашем городе получившей лицензию на осуществление именно дистанционного обучения, рассказывает, что организация качественного образовательного процесса «на удаленке» заняла у них несколько лет. Потребовалась серьезная работа с интернет-платформами, поиском оптимальных ресурсов, обучением педагогов, наладкой системы, обретением навыков работы с онлайн-инструментами. Это позволяет сегодня коллективу школы спокойно принимать переход на стопроцентное дистанционное обучение.
Но такой пример скорее исключение, чем правило. В большинстве российских (и дзержинских) школ главный виртуальный учительский инструмент по-прежнему электронный дневник. Организовать на его базе настоящее и качественное дистанционное обучение невозможно. Хотя бы потому, что он не предоставляет учителям, детям и родителям дополнительные образовательные ресурсы и всевозможные, так популярные в интернет-образовании, подкасты, вебинары, видеоконференции. В итоге учительские форумы России пестрят сообщениями о том, что дистанционное обучение по факту свелось к выдаче заданий через электронные дневники или журналы с последующей проверкой бесконечных домашних работ через «вотсап», «вайбер» или личную электронную почту педагога.
Родители уже сейчас бьют тревогу: не получится ли так, что по окончании каникул им придется заменить учителей, объясняя детям заданные уроки и выполняя вместе с ними домашние задания? Не пострадает ли в таких условиях качество обучения? Учителя со своей стороны с ужасом ждут потока электронных писем от учеников, ведь теперь, согласно новым рекомендациям из Москвы, они должны будут «выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудиорецензий, устных онлайн-консультаций». Интересно, сколько времени потребуется учителю, чтобы дать рецензии на каждый ответ всех обучающихся при условии, что в любом классе не менее 25 человек, а средняя нагрузка педагога – 5-10 классов?
СанПиН против
Еще больше вопросов к организации учебного процесса. Логично было бы предположить, что дети будут ежедневно сидеть перед монитором компьютера согласно привычному расписанию. Учитель – с одной стороны экрана, ребенок – с другой. Но, как мы уже упоминали, это достаточно проблемно с точки зрения нагрузки на серверы. К тому же у родителей возникает вопрос, кто проконтролирует, действительно ли Вася или Петя, подключившись к онлайн-трансляции, продолжает заниматься, а не ушел, например, на кухню пить чай или смотреть мультики в соседнюю комнату. Вопрос самодисциплины, строгого родительского и учительского контроля в этих условиях приобретает важнейшее значение. Как-то же нужно отслеживать реальное присутствие ребенка на виртуальном уроке. Простой переклички здесь уже будет недостаточно.
Но не только этот момент настораживает мам и пап. Согласно СанПиН, утвержденным еще в 2016 году, непрерывно смотреть в монитор компьютера или планшета (телефон не обсуждается) ученикам начальной школы можно не более 15 минут, 5-7 классов – 20 минут, 8-9 классов – 25 минут, учащимся старшей школы – не более 30 минут на первом уроке и 20 минут на последующем. Чуть больше разрешается проводить времени за компьютерными уроками студентам. При этом Минздрав России в 2016 году рекомендовал в начальной школе проводить не более одного компьютерного урока в день, в средней школе – двух уроков, для учащихся старших классов – трех уроков. А как же быть с остальными уроками? Вернуться к формуле: читаем параграф, пересказываем, отвечаем на вопросы?
А если это физика, и родители уже не в состоянии объяснить школьнику новую тему?
Вероятно, совсем скоро на эту тему последуют дополнительные разъяснения. Пока же Минпросвещения рекомендовало школам ограничить длительность уроков в дистанционном обучении 30 минутами. Не удивляйтесь, если во время онлайн-трансляции педагог прервет урок и начнет проводить физкультминутку. И это не единственные новшества.
Сроки передвинуть
20 марта должен был стартовать финал Всероссийской олимпиады школьников. До финальных испытаний дошли около пяти тысяч детей из разных регионов. Теперь все мероприятия отменены, и когда состоится итоговое тестирование – неизвестно.
В пятницу же в России ожидалось начало досрочного этапа сдачи ЕГЭ. В Нижегородской области о желании сдать государственные экзамены в досрочный период заявили 414 юношей и девушек. Подавляющее большинство из них – выпускники прошлых лет. За два дня до первого испытания поступило сообщение о том, что «досрочники» будут сдавать ЕГЭ с основным потоком. Если предположить, что некоторые ребята учатся в техникумах или колледжах, сдавать государственный экзамен они будут в период летней сессии. К счастью, таких детей немного, а перенос основного этапа ЕГЭ пока не обсуждается.
А вот о том, что график Всероссийских проверочных работ (ВПР) изменится, стало известно уже к концу прошлой недели.
Министр просвещения Сергей Кравцов во время заседания совместной рабочей группы Минпросвещения и Рособрнадзора по вопросам организации работы в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации сообщил, что приказ по ВПР уже подписан, и школы будут сами решать, когда пройдут проверочные работы. Об их отмене речи не идет. Хотя и непонятно, каким путем пойдут школы: будут ждать окончания ограничений или проведут итоговый контроль знаний заочно.
Оптимисты надеются, что «дистанционная революция» в системе образования завершится так же стремительно, как и началась, и 12 апреля образовательные учреждения приступят к работе в привычном режиме. Официальные органы осторожничают и не торопятся называть конкретные сроки окончания «дистанционки», ограничиваясь скупой формулировкой «до особого распоряжения». Пессимисты прогнозируют более длительное ограничение, которое может затронуть и празднование Дня Победы, и последние звонки, и даже основной период государственной аттестации. Все будет зависеть от роста или снижения статистики вновь заболевших.
Пока же управление образования города открыло горячую линию по вопросам организации дистанционного обучения. Родители и законные представители обучающихся по указанным номерам могут получить ответы на все волнующие их вопросы. Подобные линии на этой неделе должны были появиться во всех образовательных учреждениях города. Узнать их номера можно на сайте учреждения.
Евгения Макарова