Дзержинское время

 

Каждый год количество участников традиционного городского конкурса «Искусство быть в профессии» неизменно растет, а победителей всего три. В 2020 году это те, кто ближайшие двенадцать месяцев будут носить гордые звания лучших – учителя, воспитателя и специалиста по работе с детьми. Интересно, что две победительницы этого года – воспитатель Светлана Байлычева и логопед Елена Графова – работают не просто в одном детском саду, а даже в одной группе. Вместе более 15 лет.

Двое за всех, все за двоих

В 145-м детском саду, где работают Светлана Байлычева и Елена Графова, за конкурсанток болели все и помогали все, кто мог: заведующая Татьяна Малова, старший воспитатель Татьяна Бурова, коллеги-воспитатели, родители и воспитанники. И хотя сотрудники этого садика принимают участие в конкурсе профмастерства каждый год, и даже уже одерживали в нем победу, переживали и готовились к нему, как в первый раз. «Мы буквально жили два месяца этим конкурсом. Практически каждое утро Светлана Михайловна и Елена Ивановна приходили ко мне и предлагали какие-то новые идеи. И тогда становилось понятно, что они все это время ложились спать и просыпались с мыслями о предстоящем конкурсе», – рассказывает Татьяна Маркеловна Малова. А ведь у обеих за плечами более 20 лет работы педагогами и за это время чего только не случалось.

Дело жизни

Елена Графова пришла работать в садик еще студенткой. Вспоминает, что тогда для нее все было новым, волнительным.
В группе 33 ребенка и каждый со своим характером и привычками. Неопытной Елене приходилось трудно, тем более что у студентов-заочников практики в институте не было – всему приходилось учиться на собственном опыте. Особенно, рассказывает она, волновалась почему-то во время утренней зарядки. Это сейчас с детьми занимаются инструкторы по физкультуре. А тогда спортивные занятия с ребятней проводили воспитатели под аккомпанемент музыкального руководителя. Так вот, юной Лене, которая прекрасно знала все упражнения, все время не хватало духу прервать музыку, чтобы поменять комплекс движений, – неловко было перед опытной коллегой.
Уже работая воспитателем подготовительной группы, Елена Ивановна узнала, что существуют такие специалисты, как логопеды. Помогать малышам с особенностями развития осваивать речь ей показалось очень интересным и важным делом. Поэтому она продолжила образование, получив специальность «логопед-дефектолог». Профессия эта такова, что постоянно требует изучения новых методик, получения современных знаний, то есть остановиться и пользоваться лишь образованием и опытом не получается. «Детки все разные, с разными диагнозами, к каждому нужно найти свой подход – с кем-то общаться шутливо, с кем-то строго. Чтобы наладить связь с ребенком, нужно быть и психологом. Универсальных рецептов нет. И поэтому все время приходится учиться чему-то новому, осваивать новые техники», – рассказывает Елена Ивановна.
Для успеха в работе, считает Елена Графова, еще очень важна атмосфера, микроклимат, который складывается в группе. И тут ей еще раз очень повезло. Ведь вот уже 15 лет она работает в тандеме с воспитателем Светланой Байлычевой.
Для Светланы Михайловны вопрос, чем заниматься и кем работать, вообще не стоял. Ее мама Галина Ивановна Маслова больше сорока лет проработала в детском саду, и ее дочка Светлана все свое детство наблюдала, как мама справляется с ребятней, как создает удивительно добрую, уютную атмосферу в группе. «Я даже по-детски немного ревновала маму к ее воспитанникам, мне казалось, что им она дарит больше тепла, чем мне, больше о них заботится. Конечно, это было не совсем так, теперь я понимаю. Но то, как мама работала с малышами, для меня навсегда осталось примером для подражания», – вспоминает Светлана Михайловна.
В педагогическое училище Светлана поступала с целью стать инструктором по физической культуре, а окончила его со специализацией «Воспитатель в логопедической группе». В ней тоже есть свои нюансы. Педагог, который работает с детьми, имеющими задержку речевого развития, также должен владеть специальными знаниями и техниками, чтобы помогать логопеду и ребенку справляться с трудностями.
А вот занятия гимнастикой с детьми для Светланы Михайловны так и остались самыми любимыми – сказывается спортивное прошлое воспитателя. Все детство и юность она занималась легкой атлетикой и даже имеет первый взрослый разряд в этом виде спорта. Так что своих воспитанников она может легко обучить еще и физкультуре.
Готовиться к конкурсу было трудно, признается Светлана Михайловна, победа стала для нее радостью, но принесла и большое волнение. Ведь теперь воспитатель из Дзержинска будет участвовать в региональном этапе всероссийского конкурса «Воспитатель года». Для специалистов пока такого конкурса нет, но это, надо думать, вопрос времени.

На все руки

О достоинствах победительниц «Искусства быть в профессии» можно говорить еще много. Например, обе еще прекрасно поют и постоянно участвуют в конкурсах и концертах как солистки хора «Сударушка», созданного на базе детского сада №145. Обе – мастерицы и рукодельницы. А как иначе, если дети каждый день ждут от них новых поделок и рисунков? Ну и конечно, стоит ли говорить о том, что обе воспитательницы очень любят детей и свое дело?
За годы совместной работы они даже стали похожи друг на друга: какой-то особой, мягкой и деликатной, манерой поведения, спокойной речью, теплом, которое обе излучают. Остается только по-доброму позавидовать деткам и родителям, с которыми работают такие специалисты.
Марина Ипатова