Дзержинское время

Пандемия нового коронавируса подтянула за собой и очередной экономический кризис, отличающийся от всех предыдущих своей скоростью и тяжестью сегодняшних и будущих последствий. Для сферы услуг, в том числе торговли, наступил, выражаясь по-модному, «идеальный шторм», который может привести к полной катастрофе – банкротству компаний и физических лиц. Насколько сильно штормит дзержинский бизнес?

 

Во все колокола


Почему «услуги» переживают нынче самый сильный стресс? Да потому, что здесь действует прямой запрет властей на продолжение деятельности. Подчиняясь указу свыше, закрылись парикмахерские и салоны красоты, кафе и рестораны, спортзалы и фитнес-центры, туристические компании, а также многие и многие другие заведения и организации, всех и не перечислишь. Известный дзержинский предприниматель, основатель двух брендов общепита «Пельменная» и «Сушечная» Василий Смердов забил в набат еще за неделю до всеобщего закрытия. «Сейчас малый и средний бизнес России стоит на пороге нового очень серьезного экономического кризиса, восстановление после которого будет идти не один год», – кричали посты Василия на его страницах в соцсетях. То было еще 24 марта, но уже тогда предприниматель сообщил о потерях за предшествующие несколько недель. Они превышали 35% среднемесячного оборота. Падение выручки стало следствием снижения посещаемости заведений на фоне коронавирусного страха, который охватил весь мир, докатившись и до соотечественников. «Уже сейчас мы стоим на грани самоокупаемости, а посещаемость продолжает снижаться», – констатировал Василий Смердов.

Единственной хорошей новостью на тот момент было отсутствие дефицита продуктов, поставщики работали исправно. 

А вот повышение цен на продукты питания не утешало вовсе. «Мы ежедневно несем дополнительные издержки, связанные с ростом цен на продукты из-за изменения курса доллара, потому что часть продуктов – импортные», – сообщал Василий, плюсуя сюда же и затраты на приобретение антибактериальных средств, также дорожающих на ажиотаже.

Снижение посещаемости, действительно, самое страшное, что может постигнуть рестораторов. К 24 марта некоторые коллеги Василия уже закрылись на карантин, распустив персонал в неоплачиваемые отпуска. Если вы помните, то некоторые ограничительные меры, например, по загрузке кафе и ресторанов власти начали вводить еще до первого выступления президента о самоизоляции от 25 марта.

Предвидя серьезные последствия для общепита, дзержинец, памятуя о своем членстве в федерации отельеров и рестораторов России, Торгово-промышленной палате, публично попросил федеральное правительство отреагировать на все письма и открытые обращения, предприняв все возможные меры поддержки малого бизнеса. «Я уверен, что не все предприятия переживут этот кризис, и далеко не все мои коллеги смогут открыться после вынужденных остановок в работе. На самом деле – это очень печальная история, так как множество людей останутся без работы и без средств к существованию», – взывал Василий.

Не опуская рук


По прошествии трех недель после открытого обращения Василия Смердова мы созвонились с ним, чтобы понять, как вообще существуют его предприятия после официального закрытия всего общепита по требованию властей. Предпринимателю, как выяснилось, пришлось отправить часть персонала в административный отпуск, а с другой запустить новый проект по доставке обедов. Она практиковалась и прежде, но только в качестве опции в стационарных заведениях. Теперь этот формат – ключевое направление, по крайней мере, на период самоизоляции. Ключевое, но не прибыльное, если не минусовое, – итоговый подсчет покажет. Ведь как любой стартап, доставку тоже нужно раскручивать, а это снова вложения. А где их взять, если денег на текущую деятельность не хватает? «Конечно, о прибыли никто не говорит и чаще всего это минус, но, по крайней мере, люди работают, хоть и с меньшим количеством смен, но совсем без оплаты не остались», – рассказал Василий.

Как и любое другое новое дело, обеды с доставкой с большим трудом пробивают себе дорожку на рынок, но уже появились постоянные клиенты. Гипотетически предприниматель рассчитывает на муниципальные заказы по аналогии с Нижним Новгородом, где частники по договоренности с властями кормят медиков. Слово гипотетически как нельзя уместно для Дзержинска, где, помимо заморозки платежей за аренду муниципального имущества, для предпринимателей больше ничего и не придумали. А что касается обещанных мер поддержки властями более высокого уровня, будь это налоговые каникулы или получение кредита под низкий процент для выплаты зарплаты, то, например, Василий Смердов пока их не смог получить. Да, собственно говоря, предприниматель уже который кризис самостоятельно выкарабкивается, обходясь и не рассчитывая на помощь властей. Единственный, кто реально помог дзержинцу в это трудное время, стала социальная сеть «ВКонтакте», через которую предприниматель пытается продвинуть доставку обедов. Администрация сети заметила, что Василий не опускает рук, поблагодарила его за твердость характера и вернула все вложенные в рекламу средства.

Настоящий кризис


Многие другие предприниматели, которые в силу ряда причин попросили не обозначать их на страницах газеты, также не сильно рассчитывают на помощь властей. Ну вот, например, один из наших респондентов-ИПшников попробовал «постучался» сразу в два банка, которые по поручению правительства выдают зарплатные кредиты. Узнав о пакете документов, необходимых для оформления заявки, мужчина понял, что привлечь заемные средства и расплатиться с работниками у него просто нет шансов. Банки запросили так называемый зарплатный проект (оплата труда через банковские карты), списочную численность сотрудников, размер их официальных заработков и много чего еще. Откуда все это на микропредприятиях, где люди получают деньги на руки? Причем в «серую зону» предпринимателей завело само государство, установив неподъемные налоги и сборы. Официальное содержание одного работника обходится ИПшникам в 40% сверху к его зарплате. Если работать официально, то бизнес точно скатится к нулевой рентабельности или даже уйдет в минус. 

А кому нужна такая работа ради работы? А ведь многие микропредприятия, не успевшие оправиться после кризиса 2014 года, именно так и существуют. Например, прибыльность того же ресторанного бизнеса шесть лет назад сократилась с 20 до 5%, в немалой степени из-за существенного удорожания импортного сырья. И бац, на тебе новый удар – полная остановка, которую многие предприниматели из сферы услуг могут не пережить, потому что кто-то до пандемии по-крупному вложился, набрал кредитов, за которые теперь нужно расплачиваться. А как это сделать, если из-за карантина пропали оборотные средства? Если смотреть правде в глаза, то придется распускать коллектив и банкротиться… 

В целом, многие наши собеседники сошлись во мнении, что сегодняшний только-только набирающий обороты кризис такой, с каким бизнес не сталкивался ни в 1998-м, ни в 2008-м, ни в 2014-м годах. Даже тогда предприятия не останавливались, а с горем пополам продолжали работать.

Гладко только на бумаге


Переключиться на иной формат многим из той самой сферы услуг оказалось не по силам. Ну вот, например, как иначе могут существовать фитнес-центры со спортзалами, в которые люди приобретают абонементы? Да и рестораны, и кафе в силу своей специфики не смогли перейти на доставку готовых блюд. Это в полной мере относится к загородному комплексу «Ранчо 636», в составе которого спортивный и ночной клубы, рестораны и отель.
 
Сейчас, как рассказал нам владелец бизнеса Олег Аранович, работает только отель, благо что деловой туризм пока разрешен. Однако желающие заселиться практически отсутствуют, многие предприятия по всей стране сократили командировки своих сотрудников. И получается, что «Ранчо» практически остановилось. А переключить кухню в режим доставки там не могут. Олег Аранович это объясняет совершенно иной спецификой своих заведений. «Мы можем кормить какие-то учреждения, выполнять массовые заказы, но для доставки должен быть специальный продукт и предложения вкупе с отлаженной под это инфраструктурой, продуманной логистикой, – объясняет Олег Александрович. – Тем, кто прежде занимался доставкой, можно ее немного усилить и дальше продолжать в том же духе. Мы же банкетно-клубное заведение. Люди покупают здесь не столько еду, сколько атмосферу, определенное впечатление от подачи закусок, которые с доставкой не передашь. Мы можем себе только навредить, привезя еду в одноразовом контейнере. Короче говоря, мы не можем позволить это себе и по экономическим, и по имиджевым причинам».

А мы заметим, что это только у чиновников, не знающих жизни, но настоятельно раздающих предпринимателям советы, в том числе ресторанам по доставке блюд, все получается просто. Языком молоть – не дрова колоть.

Переживем – не переживем?


Уйдя на вынужденный простой, в «Ранчо 636», как заверил Олег Аранович, пока никого из работников не сократили. Кто-то из персонала выходит на смены при эпизодических заездах в отель, продолжает работу руководство комплекса. Олег Аранович просчитал кризисный сценарий для своего бизнеса, при котором вынужденные каникулы продлятся до июня.

А дальше что? Вы думаете, что после всеобщего карантина ресторанная отрасль махом оживится, деньги вместе с посетителям туда польются рекой?
«Мы не питаем особых иллюзий относительно того, что сразу вернемся к прошлогодним показателям посещаемости ночных клубов. Этого, увы, не произойдет, – прогнозирует предприниматель. – У людей, во-первых, стало значительно меньше денег. Во-вторых, сохранится психологическая боязнь куда-то лишний раз выйти из дома. Сфера услуг будет восстанавливаться в течение года».

А что насчет государственной поддержки? Отельеры-рестораторы загородного комплекса рассчитывают на нее или уже получили? Оказалось, что ничего из обещанной помощи, а общались мы с Олегом Александровичем в прошлую пятницу, предприятие пока не получило. Но надежда все же остается, например, на отсрочку по уплате налогов. «В марте налоги заплатили, в апреле рассчитываем на отсрочку, постараемся оформить все необходимые документы, чтобы ее получить», – продолжает Олег Александрович, замечая, что это касается не всех налоговых платежей.
 
Например, на налог на доходы физлиц (НДФЛ) и НДС отсрочка не распространяется. Идеальный вариант поддержки со стороны государства, по мнению Арановича, дешевые длинные кредиты, а не только короткие – для выплаты МРОТ. И выдавать их, по мнению бизнесмена, следует тем, кто нацелен пережить этот кризис и дальше развиваться. «Нельзя поддержать всех, нужно поддерживать сильных и дать им возможность не просто выжить, но еще и сделать шаг вперед», – считает Олег Александрович. Наш разговор с владельцем загородного комплекса закончился на позитивной ноте.
 
Олег Аранович убежден, что рынок услуг после двухмесячного перерыва все же не упадет до нуля, а сильные игроки выживут. К числу таковых Аранович относит и собственный бизнес – в планах компании сохраниться и даже спустя какое-то время выйти на новый уровень развития.

Запахло переделом


А вот распахнут ли свои двери после двухмесячной изоляции от покупателей полностью остановленные магазины и торговые центры, большой вопрос. Мы переговорили с руководителем двух дзержинских ТЦ, который попросил нас не упоминать его имени. И вот здесь все более чем печально. Один ТЦ закрыт полностью, в другом работают только продуктовые отделы. Наш собеседник заявил о полном крахе своего бизнеса, если власти продлят вынужденные каникулы еще на один месяц.
 
Дело в том, что на время простоя предприниматели, имеющие отделы в торговом комплексе, приостановили арендные платежи, а организация, эксплуатирующая объект, увы, не в силах поступить также с собственными платежами за коммунальные услуги, охрану здания, не считая обязательных к уплате налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды. Впереди – потенциальное банкротство. Так дело может дойти и до вынужденной распродажи имущества. Но кто же на него позарится в условиях тотального дефицита ликвидности? Закредитованным компаниям придется расставаться со своим имуществом в счет погашения банковских займов, взятых до кризиса. Однако на чьей-то улице, когда ростовщики запустят механизм аукционов переданной недвижимости, настанет настоящий праздник. Вы думаете, у столичных толстосумов нету денег? Неужели в период пандемии под сурдинку в стране разразится очередной передел собственности?

Вся трагичность положения непродовольственной торговли – от небольших магазинов до крупных торговых центров – в том, что она не вошла в перечень мероприятий, определенных властями по поддержке бизнеса для преодоления последствий новой коронавирусной инфекции. Ни тебе дешевых кредитов на зарплату сотрудникам, ни отсрочки по налогам – выкручивайся, как хочешь, а прямо говоря – иди по миру.

Продолжение следует…

Вадим Щуренков