Дзержинское время

 Главная страница «личного кабинета» с «налогом»

В период эпидемии коронавируса нам строго рекомендуют находиться дома, а все необходимые услуги по возможности запрашивать и получать дистанционно. Кто спорит: это не только безопасно, но и удобно. Однако бывают ситуации, когда виртуальное общение с федеральными службами может выйти боком. Такой случай произошел с Аленой М* (назовем так героиню следующей публикации). Дело, правда, было еще до самоизоляции, но последствия тянутся до сих пор.

Вместо денег – долг

Декларацию 3-НДФЛ, позволяющую вернуть 13% от суммы, потраченной на лечение или учение, Алена М* подавала до этого дважды. Всегда – в бумажном варианте, заполненном знакомым бухгалтером.
А в третий раз решила попробовать внести все данные в «личном кабинете налогоплательщика», чтобы не отвлекать знакомую и не терять время на копирование множества документов и похода к налоговикам. При заполнении в электронном виде бланк декларации выглядит иначе, чем в окончательном виде, когда отчетность уже отправлена (только тогда она становится как привычный, бумажный экземпляр). Поэтому, внося данные, наша героиня немного «поплутала» в строчках типа «сумма удержанного налога», «сумма дохода, подлежащего налогообложению». Но без труда приложив все документы, доказывающие основания для возврата 4700 руб. за оплату обучения сына, а также справку о своих доходах в качестве наемного работника, горожанка решила, что в налоговой разберутся что к чему.
На следующий день, зайдя в «личный кабинет», женщина увидела, что вместо суммы вычета ей начислили к оплате в бюджет от доходов физического лица за 2019 год… 78 520 рублей. Заплатить эти деньги необходимо до 15 июля.

Напутала по незнанию

В налоговой инспекции расстроенной М* пояснили, что она может скорректировать свою декларацию и исправить ошибки, которые и привели к начислению столь существенного «долга». Алена долго искала неточности и, наконец, благодаря коллегам нашла главную. При заполнении пункта, который предлагает налогоплательщику выбрать вариант «физическое лицо», «юридическое лицо», «работодатель», нужно было ставить «галочку» рядом с последним словом. Тогда все данные из справки о зарплате учитываются как надо: человек работал в организации в отчетный период и перечислил все налоги от дохода вовремя и полностью. А вот если выбрать пункт «физическое лицо», что показалось Алене, на первый взгляд, вполне логичным, то автор декларации дает понять, что у него есть дополнительные доходы именно как у физлица, а не работника организации, и он обязан перечислить налог с этих доходов до середины следующего за отчетным года.
После подачи 3-НДФЛ повторно М* на сервисе предварительно согласовали к возврату заявленные 4700 рублей. При этом «задолженность» почти в 80 тысяч никуда не делась.

«Осталось 90 дней»

С подачи второй декларации Аленой М* прошло два с половиной месяца. За это время ее документы по исправленному заявлению проверили и признали соответствующими для возврата излишне начисленного налога. И 4700 руб. она получила. Все операции исправно повторялись вслед за событиями в жизни и в «личном кабинете». Неизменными остаются только огромные белые цифры «78 520 рублей» и красная «кнопка» «оплатить сейчас» на главной странице электронного сервиса. При этом срок для перечисления несуществующего налога, как ему и положено, сокращается с каждым днем.
За это время Алена написала в общей сложности около 10 писем в налоговую инспекцию, включая центральный аппарат в Москве, ходила в ведомство лично, звонила и разговаривала по своей ситуации с пятью разными инспекторами. Суть ответов такова: мы вам все перечислили, счет «чистый», задолженность аннулирована, вы нам ничего не должны (пока, ведь еще не 15 июля!). А вот со сроками списания «долга» – полная путаница. Сначала, по словам Алены, ей обещали убрать неверные данные из «кабинета» после подачи верной декларации, потом – когда по ней закончится камеральная проверка, затем – после перечисления денег – 4700 руб. В письменных ответах от инспекции: «Карточка расчетов с бюджетом приведена в соответствие. Результат будет направлен в интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика» (№10-70-38/0974 от 05.03.2020 г.); «В настоящее время проводятся мероприятия по отражению актуальной информации в интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» (№15-17-35/17 от 16.03.2020 г.). А 10 апреля в телефонном разговоре М* сообщили, что сумма к перечислению 78 520 руб. пропадет сама собой только 16 июля, до этого убрать ее не получится…
Что будет с Алениной налоговой «задолженностью» дальше, – неизвестно. Сейчас, по ее словам, в инспекции ей советуют не переживать, ведь если на счете не начислено денег к оплате, то с нее никто ничего и не спросит. А «личный кабинет» это вроде как личное дело каждого, мало ли что там написано. «Тем не менее возможности взыскания этих средств, к примеру, по судебному приказу, о котором я даже не узнаю вовремя, исключать нельзя. Я сталкивалась с ситуациями, когда технические ошибки инспекции приводили к серьезным проблемам других людей.
Судебные приставы ведь не разбираются, законно или ошибочно вам начислили налог, у них есть «слепое» решение суда и его надо исполнять. К «личному кабинету» и всей информации в нем я отношусь серьезно. Это часть сервиса «Госуслуги», зарегистрироваться в котором меня настойчиво уговаривали классный руководитель сына в школе, инструктор по вождению и даже библиотекари. И я вижу, что информация по всем остальным операциям в «личном кабинете» очень быстро меняется. Почему нельзя убрать несуществующий «долг» – непонятно. Но может быть, как раз потому, чтобы потом взыскать деньги с пенями и штрафами?» – размышляет М*.
Чтобы не дожидаться таких неприятностей, Алена М* подала заявление в прокуратуру. Если это не поможет, готовы исковые документы в суд, где представителям налоговой инспекции придется доказать, с каких доходов истице начислили такой огромный налог. И здесь уже слова об ошибочной и давно скорректированной декларации вряд ли послужат весомым аргументом. Ну а по решению суда почти 80 тыс. рублей, надеется наша героиня, наконец-то исчезнут из ее «личного кабинета», который вместо удобного сервиса услуг в электроном виде стал для нее настоящей ловушкой.
Елена Миронова