На прошлой неделе в редакцию позвонила заведующая библиотекой семейного чтения, что на улице Пирогова, 34а. Нэлли Александровна Мустафина срывающимся голосом рассказала, что вот уже почти год сотрудники и посетители ее учреждения, расположенного на первом этаже жилого дома, страдают от ужасного запаха. Виной тому – подтекающая канализация. Приходите завтра…
Это была не жалоба, а крик души человека, который устал бороться за нормальные условия работы, и по уши сыт «завтраками», которыми его уже год кормят в управляющей компании. В УК «Жилстрой» заведующая, естественно, обращалась с заявлениями не раз. Первый – еще в конце прошлого года. Безрезультатно. Действия коммунальщиков ограничились лишь дезинфекцией, то есть по комнатам была рассыпана хлорка, от едкого запаха которой не знали куда деться не только читатели, но и сами сотрудники.
Летом аварийщики прочистили-таки колодец, сказали, что проблема в канализации… и уехали. А потом активное, но безрезультатное общение руководства библиотеки с коммунальщиками стало превращаться в привычку и для тех, и для других. Нэлли Александровну в «Жилстрое» уже узнают по голосу, она то и дело водит «экскурсии» по санузлам и дурно пахнущим залам библиотеки, а трубы как текли, так и текут. Не помогло даже, казалось бы, безотказное средство – обращение за помощью к депутатам. «Честное слово, руки опускаются, ведь не для себя же прошу, читатели страдают», – делится Нэлли Александровна.
И действительно, побывав в библиотеке, ваш корреспондент остался под большим впечатлением от увиденного и прочувствованного. Жаль, что газетные страницы не в состоянии передать запах, который стоит в здешних залах, особенно во взрослом читальном. Именно здесь, прямо под полом и расположены подтекающие трубы канализации. Вторая «болевая» точка – санузел, где периодически по непонятным причинам фонтаном бьет зловонная жидкость прямо из раковины. Кстати, сантехник управляющей компании как-то предлагал руководству библиотеки заменить в туалете трубы, не бесплатно, конечно, – за 3,5 тысячи рублей. Естественно, таких денег у заведующей не нашлось.
Таким образом, взрослый читальный зал и один санузел уже около года фактически стоят закрытыми. «Библиотека востребована. В день к нам приходит около ста человек – берут книги по абонементу, занимаются в читальном зале. А для пожилых людей читальный зал был еще и местом, где они могли провести досуг, пообщаться, просто отдохнуть от домашних проблем. Теперь этого прибежища они лишены», – рассказывает Нэлли Александровна.
Честно признаться, вмешательство журналистов тоже мало как повлияло на ситуацию. После первого звонка Нэлли Александровны (вечером 25 ноября) мы также начали набирать заветный номер управляющей компании. Через два часа нам все-таки ответил приятный женский голос и успокоил: «Бригада в библиотеку приедет сегодня вечером».
На следующее утро – контрольный звонок в страдающее царство книг. По словам заведующей, бригада действительно была, но(!) в 11 часов вечера. Посмотрели и ушли. Утром слесари появились еще раз, снова посмотрели и удалились за подмогой. Больше в этот день их не видели. «И так уже почти год!» – справедливо возмущается заведующая.
Есть заявка – есть ремонт
Спустя четыре дня мы смогли-таки дозвониться до Надежды Рябининой, директора эксплуатационного участка, к которому относится библиотека. Она бодро отрапортовала, что еще на прошлой неделе в доме был заменен стояк и прочищена канализация, но посоветовала уточнить информацию в аварийной службе. Звоним мастеру слесарей-сантехников Наталье Новиковой, которая и подтвердила: канализация была отремонтирована еще 12 ноября. На вопрос, а почему же тогда под полом до сих пор плещется жидкость коричневого цвета, мастер ответила, что после ремонта там еще не была, но обязательно на днях заглянет. Для этого, добавила она, не помешало бы заведующей библиотекой подать еще одну заявку в ЖЭУ.
Мы также поинтересовались у Натальи Николаевны, как удаляются остатки канализационных стоков после того, как течь устранена. Ответ удивил. Оказывается, если уровень жидкости высок, ее убирают специальным насосом. А вот если ее немного, то просто ждут, когда она сама… впитается в почву. Как долго это будет происходить и куда при этом денется запах, осталось вопросом.
Что касается непонятных выбросов из раковины в туалете, то Наталья Николаевна о них знает, но хотела бы увидеть сам процесс воочию: «Эти выбросы непостоянны и чтобы определить из-за чего они происходят, нам нужно при этом присутствовать». Справедливости ради надо отметить, что Наталья Николаевна пообещала Нэлле Александровне за счет ЖЭУ заменить канализацию в санузле, но после того, как закончится горячая пора, связанная с наступлением холодов.
А в это время…
Центральная библиотечная система, куда входят все библиотеки города и поселков, начала внедрять систему автоматизированного обслуживания. Предполагается, что все библиотеки будут объединены в единую компьютерную сеть, каждая книга обзаведется штрихкодом и местом в электронном каталоге. Также планируется постепенно оцифровать все богатство дзержинских книгохранилищ – в первую очередь, периодики, быстро выходящей из строя, и материалов по краеведению.
Нововведения эти, безусловно, полезны и необходимы. Только вот, думается, пока в библиотеках будет холодно, влажно и дурно пахнуть, то сохранить в них читателей будет очень сложно. Но разруха-то, как известно, не в клозетах, а в головах. И помогут ли в борьбе с ней высокие технологии – это очень большой вопрос…
Марина Ипатова