Учебный год 2019/2020 завершился. Проработавшие последнюю четверть на дистанционном обучении дети и учителя вроде бы могут вздохнуть с облегчением. Но не тут-то было. Оставшиеся позади восемь недель породили столько вопросов и запутанных «узлов», что впору говорить всего лишь о небольшой передышке и полной неизвестности впереди.
Малышам труднее всех
Последним реальным учебным днем в дзержинских школах стало 17 марта. Школьников досрочно отправили на каникулы, а учителей поставили перед фактом, что новая четверть начнется в режиме дистанционного обучения. Уже тогда журналисты «Дзержинского времени» обозначили наиболее острые вопросы, которые вызывали сомнения и у учителей, и у родителей.
В итоге все опасения подтвердились. В первый же день одновременный выход всех учеников и учителей в интернет (напомним, что в нашем городе только в школах учится 21 тысяча детей и подростков) обрушил все образовательные платформы. Интернет попросту «встал». Для того, чтобы наладить качественную видеосвязь и выход на уроки, потребовалось не менее недели. Но и впоследствии обеспечить стабильный образовательный процесс получалось не у всех. Например, по отзывам родителей, широко разрекламированная бесплатная «Российская электронная школа» в полном объеме так и не заработала. Уроки проходили в формате: учитель выдал на электронную почту задание – получил фотографию выполненной «домашки» на телефон. Каждый приспосабливался, как мог.
С самыми большими трудностями столкнулись семьи, в которых несколько школьников, да еще и мама педагог. По очереди они делили один компьютер на всех.
«Так получилось, что старшая дочь у нас учится в лицее, а двое младших сыновей в школе поближе к дому, – рассказывает многодетная мать Ирина. –
В первые же дни стало понятно, что планшета и компьютера на всех не хватает. А одновременно выходить в интернет и делать уроки надо всем. Ситуация усугубилась, когда и я, и супруг из-за изоляции остались без работы. К концу апреля вопрос о том, оплачивать продукты или возросшие расходы на интернет, в нашей семье стоял очень остро. Тут уж не до видеоуроков».
Чтобы как-то помочь таким семьям, школы стали предлагать во временное пользование планшеты. Но не все согласились на подобную поддержку. «У меня тоже трое детей, – рассказывает Наташа. – Все пацаны, и все шустрые. Где я возьму деньги, если мальчишки случайно уронят планшет, сломают? Договорились, что буду приходить вечером с работы и отправлять учителям фотографии выполненных заданий со своего телефона. Отправка заданий нередко растягивалась до полуночи».
На вечерний режим учебы, кстати, перешли очень многие родители и дети начальной школы.
«Мой сын – второклассник, – рассказывает мама Юля. – В теории он, конечно, может в отсутствие родителей включить компьютер, выйти в интернет и даже посмотреть какие-то ролики. Но на практике мы выяснили, что для того, чтобы ребенок действительно хорошо учился, нужен не столько контроль, сколько поддержка со стороны взрослых. Когда мы дома, мы помогаем ему войти в режим видеоконференции, зайти на учебную платформу, найти там нужные задания, правильно их оформить и отправить учителю, наконец, просто вовремя, без задержек выходить на урок. К счастью, наш классный руководитель полностью пошла навстречу родителям и организовала вечерние онлайн-конференции, на которых мы могли проконсультироваться, задать все вопросы, разобраться в домашних заданиях».
Но с таким индивидуальным подходом повезло не всем. Многие родители жаловались на то, что не могут проконтролировать в течение дня своих детей – были они на уроке или нет, а вечером, после работы, им приходилось делать бесконечные домашние задания, объем которых возрос многократно.
Уроки – для родителей
Обобщая собранные отзывы о двух месяцах дистанционного обучения, нетрудно заметить, что пресловутый человеческий фактор для многих стал определяющим. В ряде школ учителя по-честному ежедневно выходили в «эфир», объясняя новые темы и разбирая задания, в других все свелось к выдаче домашних работ. Так же обстояло дело с контролем. Некоторые педагоги терпеливо переносили технические сбои, вели переписку с родителями, отвечали на звонки, помогали разбираться с новыми компьютерными программами, принципиально не ставили двойки и любые спорные вопросы решали в пользу ученика. Благодаря такому подходу успеваемость в последней четверти года резко поползла вверх.
Но секрет такого подъема не только в лояльности учителей. «В моем классе троечники стали хорошистами, хорошисты – отличниками. Те, кто раньше едва мог грамотно построить два-три предложения, стал писать прекрасные сочинения, «технари» неожиданно открыли в себе художественные и прочие творческие способности, гуманитарии присылали выполненные на пять с плюсом математические задания повышенной сложности, – рассказывает учитель начальных классов Елена. – Нетрудно догадаться, что эти прекрасные достижения – дело рук родителей.
Я не могу их осуждать, каждый хочет, чтобы его ребенок учился как можно лучше, но в таком случае весь смысл дистанционного образования сводится к нулю. Ведь наша задача – научить ребенка, добиться того, чтобы его знания были прочными. Но на практике, мы видим, что многие восприняли обучение на «удаленке», как возможность обмануть учителя, схитрить. Вот только у меня вопрос: кто в этой ситуации в проигрыше? Очевидно, что те ребята, которые не смогли дисциплинированно подойти к образовательному процессу. Оценки-то у них хорошие, а вот качество реальных знаний вызывает большие вопросы».
О проблемах с контролем говорили и другие учителя. Для того, чтобы проверить пройденный материал, учителям ежедневно приходилось прочитывать по несколько десятков электронных сообщений от учеников. Неудивительно, что многие в конце четверти жаловались на снижение зрения и хроническую усталость.
Для того, чтобы предотвратить списывание, манипулирование с интернет-ресурсами, откровенный обман, некоторые педагоги ставили ребят в довольно жесткие условия: не принимали никаких отговорок на технические неполадки, значительно снижали время на прохождение тестовых работ, строго контролировали сроки выполнения, многократно увеличивали объем домашних заданий. В итоге некоторые отличники и хорошисты, привыкшие работать тщательно, ухудшили свои результаты. Справедливости ради нужно заметить, что жалобы на несправедливые оценки и неприподъемный объем заданий чаще приходится слышать от старшеклассников. В начальной школе и среднем звене, судя по всему, было полегче.
Что же из этого следует?
В самой выигрышной ситуации в этом году оказались выпускники 9-х классов. Избавившись от ОГЭ, они получили на руки аттестаты, оценки в которых улучшились благодаря последней четверти. Повышенный средний балл дает ребятам надежду на поступление в более престижные техникумы и колледжи.
К сожалению, надежды могут оказаться беспочвенными. «Каждый год мы принимаем выпускников 9-х классов на основании среднего балла аттестата, – рассказывает преподаватель одного из колледжей Дзержинска. – Но нужно понимать, что если благодаря дистанционному обучению ваши итоговые оценки улучшились, то они улучшились и у других выпускников. Это значит, что средний конкурсный балл тоже будет выше. Таким образом, я думаю, приемная кампания в этом году пройдет в обычном режиме. Конкурс будет, и его пройдут те ребята, которые действительно способны овладеть знаниями по выбранным специальностям».
В полной прострации сейчас пребывают выпускники 11-х классов. Постоянные манипуляции со сроками единого экзамена, ощущение неизвестности накаляют и без того сложную обстановку. «В нашем классе многие дети просто «перегорели», – рассказывает председатель родительского комитета выпускного класса Наталья Валентиновна. – Им уже все равно. Конечно, кто-то использует перенос, как время для дополнительной подготовки, но есть и те, кто не смог выдержать длительного учебного «марафона». Ведь в начале года все было рассчитано, и все мы нацеливались на конкретные даты.
Учителя пытаются поддержать ребят, но неизвестность просто убивает. Мы не будем удивлены, если сроки экзаменов снова сдвинут. И все это на фоне постоянно меняющихся заявлений Министерства образования: то выпускников будут ждать в вузах, то прием завершится до объявления результатов итоговых экзаменов. Больше всех волнуются те, кому придется сдавать в резервные дни. Не завершится ли приемная кампания без них».
Волнуются и родители будущих выпускников. В родительской среде упорно ходят слухи, что новый учебный год также может начаться с ограничений. Разумеется, никто из чиновников прокомментировать эти опасения пока не может – никто не знает, как будет развиваться ситуация дальше.
А пока в школах идет подготовка к открытию летних лагерей. Почти с полной уверенностью можно сказать, что учителя, которые сейчас уходят в досрочные отпуска, в июле снова вернутся в образовательные учреждения. Одни – для того, чтобы принять участие в организации ЕГЭ, другие – чтобы принять детей в смены школьных лагерей. Сейчас же «удар» первого летнего месяца приняли на себя работники системы дополнительного образования. Ежедневно они организуют онлайн-мероприятия, в которых требуется занять школьников, вышедших на каникулы. Будет ли эффективно такое решение, покажет время.
Родители в один голос утверждают, что дети устали от «дистанционного эксперимента» и мечтают вернуться в обычные классы. Такими же надеждами живет и родительская общественность. «Дело даже не в уроках, которые свалились на мам и пап, и к которым большинство взрослых оказалось не готово, – резюмирует мама Юля. – Дело в самой организации образовательного процесса.
Мой сын, как и многие его одноклассники, просто не воспринимает такое обучение всерьез. Школьники, причем не только ученики младших классов, но и среднего звена, все еще нуждаются в формализации процесса. Им нужно знать, что каждый день ты должен быть в классе без опозданий, что учитель (а не мама, которую можно ослушаться) с тебя спросит, что никакой смартфон тебе не подскажет готовое решение, нужно думать своей головой.
Это дисциплинирует и учит ответственно подходить к своим обязанностям. Согласитесь, в системе образования это тоже немаловажный момент, и дистанционное обучение, как ничто другое, показало, что дело не только в получении информации, которой полно в интернете, а еще и в личностном подходе. Неслучайно в Древней Греции слово «педагог» обозначало человека, ведущего дитя. Нам и сегодня нужно, чтобы наших детей вели и учили, а не оставляли наедине с бесконечно умными, но совершенно бездушными программами».
Евгения Макарова