Театральный пульс любимой школы

Дзержинское время

Руководитель школьного театра Н.К. Ундалова

Коллектив творческого объединения «ЛИЯ» школы № 22 с углубленным изучением французского языка стал лауреатом III Всероссийского конкурса «Таланты России», II Международного конкурса театрального искусства «Зеленая карета» и получил приглашение к участию во II Международной премии в области культуры и искусства, которая пройдет в Москве осенью 2020 года.

На суд зрителей школьники представили театральную постановку по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Полоумный Журден». О ней, творческом вдохновении, юных артистах и театральных секретах мы побеседовали с руководителем театра заслуженным учителем России Наталией Константиновной Ундаловой.
«В школу я пришла работать в 1981 году, – рассказывает Наталия Константиновна. – После окончания историко-филологического факультета Горьковского государственного университета им. Лобачевского я получила направление в Борский район, в совхоз «Сормовский пролетарий». В местной школе существовала замечательная традиция – выпускники под Новый год ставили театральное представление. И тогда я подумала, что надо написать такой сценарий, чтобы было весело, интересно, музыкально. А поскольку, пока мы учились в вузе, все стали заядлыми театралами, у меня был хороший пример перед глазами. И я писала сценарий, ориентируясь на то, что видела в Горьковском театре юного зрителя. Это был театр Наравцевича (главный режиссер ТЮЗа с 1970 по 1986 г. – Прим. ред.), с хорошей школой, прекрасной подачей, особой атмосферой. Спектакль оказался веселым и ярким».
Тогда молодая учительница русского языка и литературы даже и подумать не могла, что случайное, на первый взгляд, прикосновение к школьному театру войдет в ее жизнь прочно и надолго. Когда через три года она вернулась в Дзержинск и устроилась на работу в школу № 22, вместе с учениками начала ставить литературно-музыкальные композиции на самые разнообразные темы: юбилей М.Ю. Лермонтова, День Победы, «Болдинская осень Пушкина», «Что движет солнце и светила…». С получением классного руководства пришла мысль повторить первую театральную постановку.
За прошедшие годы юные артисты под руководством Наталии Константиновны вместе с другими педагогами поставили несколько спектаклей, многие из них прочно вошли в репертуар труппы и повторялись по нескольку раз. Среди самых любимых и ярких Наталия Константиновна называет «Ночь перед Рождеством», «Одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия» (по мотивам произведений Пушкина), «В гостях у сказки», «Полоумный Журден», «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца».
Наталия Константиновна подчеркивает, что, помимо творческого объединения «ЛИЯ», в школе много лет действовали коллектив «Орион» (руководитель – С.С. Мартынова), кукольный театр «Ладушки» (руководитель – Е.В. Шелешнёва), французский театр «Фигаро» (руководители – И.Н. Заботина, Т.А. Веденеева, Г.Н. Ольхов), большую помощь в постановках руководителям детских трупп оказывали коллеги – учителя музыки, технологии.
«Так сложилось, что сценарии ко всем спектаклям я писала сама, – рассказывает Наталия Константиновна. – Сама подбираю музыку, видеофрагменты, которые можно использовать при постановке. Но в прошлом и в этом году ребята активно включились в творческий процесс: они подросли, приобрели опыт работы в других театральных коллективах города, поэтому стали соавторами, готовыми к сотворчеству, способными оригинально мыслить, работать над особенностями характеров героев, приемами их воплощения на сцене, разрабатывать мизансцены. Главным режиссером двух последних спектаклей выступила наша одиннадцатиклассница Юлия Рыбакина. Поэтому впору говорить о сотрудничестве».
Премьера «Полоумного Журдена» на сцене школы № 22 успела состояться до начала карантина. Легкость, с которой ребята разыграли известную комедию, удивила. Некоторое стеснение на первых минутах спектакля с лихвой окупилось последующей искренностью и темпераментностью основных героев. Неожиданно ироничный, далеко не глупый Журден (Дмитрий Рощин), который все-таки оказался обманут, вызывал сочувствие и даже симпатии зала. Мадам Журден в исполнении Вари Петровой была очень характерной и яркой. Ковьель (Максим Столбов), как и положено слуге-плуту, заводил искрометной энергетикой и зал, и партнеров по сцене. Благородный Клеонт (Владислав Манаев) «цеплял» тембром голоса и изысканными манерами.
Удался и дуэт госпожи Николь и субретки Люсиль в исполнении Елизаветы Сорокиной и Алены Липатовой. В спектакль удачно вписалась вальяжная парочка маркиза Доранта (Денис Гуськов) и маркизы Доримены (Алина Вилкова). Украшением постановки стал музыкальный номер двух очаровательных пастушек (Анастасии Жуковой и Владиславы Беляковой). Даже небольшие шероховатости, которые, увы, неизбежны при любительских постановках, радушные зрители юным артистам простили, щедро наградив их аплодисментами за труды. Ребята были счастливы, постановка для многих из них стала личной победой.
Никто и не ожидал, что спектакль получит столь высокую оценку еще и на всероссийском, и на международном уровне. Дело в том, что школьный театр многими ребятами и педагогами воспринимается как любимое дело, некая творческая отдушина, где они могут реализовать свои таланты. Творческое объединение «ЛИЯ» никогда не выставляло спектакли на конкурсы и фестивали. Но наступивший карантин внес свои коррективы. Полная передислокация школ в интернет навела на мысль отослать запись спектакля на суд московского и международного жюри. И сразу такой успех! Наталия Константиновна отмечает, что ребята очень воодушевлены высокой оценкой и намерены продолжать участие в школьном театре. Сама художественный руководитель более сдержанна в оценках.
Сцена из спектакля «Ночь перед Рождеством»
«Нужно понимать, что мы не ставим перед собой задачи вырастить профессиональных актеров, хотя многие ребята мечтают именно о театральной карьере, – говорит учитель. – Театр – это лишь одна из форм, которая помогает развивать чувства, эмоциональную культуру. Делает их увереннее в жизни, повышает самооценку. Как человек бесконечно влюбленный в литературу, я могу сказать, что школьный театр помогает ребятам лучше понимать произведения, они начинают больше читать, внимательнее относиться к тексту, кто-то пробует свои силы в прозе или стихосложении».
«У меня с детства было особое отношение к театру, – дополняет своего классного руководителя Алена Липатова. – Мне нравилось погружаться в действие, и я всегда хотела оказаться на сцене среди актеров. Поэтому, когда Наталия Константиновна рассказала о своей идее поставить с нами спектакль, я с радостью поддержала ее предложение.
Меня вдохновляют любовь и трепет, с каким подходит Наталия Константиновна к постановке спектакля и ее неиссякаемое желание творить, несмотря на возникающие трудности. Уверена, что каждый, кто хоть раз за свою школьную жизнь принял участие в спектакле, навсегда запомнит это и спустя годы будет вспоминать этот момент с теплотой в сердце и улыбкой на лице».
«Школьный театр – это то, что в том числе составляет пульс моей родной школы, – признается Арина Саливон, сыгравшая в спектакле учительницу музыки. – Только работая над постановками с учителями и товарищами можно прочувствовать, как живо и интересно можно совмещать учебу и творчество. Я пришла в театр, потому что всегда ощущала любовь к сцене и выступлениям – последовала за своим классным руководителем Наталией Константиновной Ундаловой. Есть такие люди, которые увлекают, вдохновляют, и за ними действительно хочется идти.
Я рада быть частью нашей команды, иметь возможность делить моменты искреннего счастья с ребятами и делиться своими эмоциями со зрителем. Это самые незабываемые моменты в жизни».
Евгения Макарова