В этом году дзержинскому аэроклубу им. Н.П. Каманина исполняется 85 лет. Юные краеведы из школы № 35 подготовили материал к этой важной исторической дате.

 
«Пропал без вести» – извещения с такой фразой в годы войны получали многие. Их были миллионы, и судьба пропавших защитников Родины долгое время оставалась неизвестной. В большинстве случаев она остается неизвестной и сегодня. Мы с ребятами уже несколько лет ведем поиск бывших курсантов дзержинского аэроклуба имени Каманина. Хорошо, что сейчас появились новые технологические возможности для поиска нужных документов. Иногда ищешь и, кажется, что все – никаких сведений о курсанте. А потом, после долгих поисков, находишь одну ниточку, потянув за которую, можно хоть как-то распутать историю интересующей личности.

Дело в том, что любой человек, а в особенности военный, оставляет после себя «бумажный» след. И, когда видишь фамилию курсанта в донесении базы «Мемориал», а если посчастливится, еще и фотографию на сайте «Память народа» находишь, то чувства переполняют от этого маленького выполненного долга перед павшими. Вглядываешься в лицо молодого мальчика на фотографии и отчетливо представляешь, сколько пришлось ему вынести на своих плечах. И кажется, что если узнаешь хоть что-то об его близких, о том, как звали его маму, жену, на какой улице в Дзержинске он жил, где учился, наш найденный курсант становится родным и как будто уже не таким одиноким в своей безвестной могиле.

…В суровые годы Великой Отечественной войны выпускники нашего аэроклуба героически сражались в небе Родины, проявляя высокое летное мастерство, мужество и отвагу, совершали беспримерные подвиги. Аэроклуб выпустил более 300 учлетов, 8 из которых стали Героями Советского Союза.

Свою замечательную историю легендарный аэроклуб ведет с далеких 30-х. Год 1931-й. IX съезд ВЛКСМ принял решение о шефстве комсомола над воздушным флотом. «Комсомольцы – на самолет!» – с таким боевым лозунгом съезд обратился к каждой комсомольской ячейке и каждому комсомольцу.
 
И этот призыв молодежь восприняла горячо, всем сердцем. По решению партии в 30-е годы начали создавать летные и технические школы.

В Дзержинске тоже появился свой аэроклуб. В 1935 году была набрана первая группа учлетов. Строили его всем миром, работники крупных предприятий города жертвовали «на усиление мощи авиации» однодневный заработок. Так, в газете «Дзержинец» за февраль 1935 года была напечатана небольшая заметка, в которой директор алебастро-гипсового завода Агафонов писал: «Учитывая важность организации аэроклуба в Дзержинске, алебастро-гипсовый завод вступает в юридические члены аэроклуба и вносит членский пай в сумме 600 рублей и вызывает на данное мероприятие: силикатный завод № 2, канатную фабрику, хлебозавод № 4, «Красный Окарь», «Дзержинскстрой». Самый большой вклад в становление дзержинской авиации внесли завод им. Свердлова и ЧХЗ им. М.И. Калинина.

17 июня 1935 года в «Дзержинце» крупным шрифтом напечатано объявление с приглашением принять участие «в массовом гулянье, которое состоится 18 июня в 12.00 на Бабушкинском поле. Гулянье проводит Горком ВЛКСМ совместно с Горсоветом Осоавиахима, Дворцами культуры ЧХЗ и завода им. Свердлова. В программе: прыжки с парашютом с самолета, катание на самолете ударников заводов».

В 1936 году аэроклуб выпускал первый отряд своих питомцев – парней и девчат, которые без отрыва от производства овладели авиационной техникой и получили звание пилотов. Сначала будущие летчики проходили в аэроклубе теоретический курс, затем – полеты на У-2. Первый самостоятельный полет обычно осуществлялся после 25 – 30 часов налета с инструктором. В последующем учлет летал 20 часов самостоятельно, выполняя простые задания.
 
Также во время учебы будущие летчики должны были совершить один-два прыжка с парашютом.

Среди первых курсантов был рабочий завода им. Калинина. В сентябре 1936 года в газете «Дзержинец» вышла статья, в которой Евгений Марков пишет: «Мне 20 лет. Я комсомолец, мастер смены 75 цеха, того самого цеха, на строительстве и монтаже которого работал мой отец. Смена моя – молодежная стахановская. Работаем тоже по-комсомольски. Даем заводу продукцию самого высшего качества. А еще я очень люблю летное дело. И моя основная производственная работа не мешает мне посещать вечерами авиашколу. Учусь с большим интересом и теории воздухоплавания, и управлению машиной. Практические учебные полеты показали, что я неплохо владею авиационной техникой. Могу свободно, самостоятельно управлять машиной. Я продолжаю учиться в школе пилотов. Моя заветная цель – быть лучшим водителем воздушных машин. Летать выше всех».

Его мечта осуществилась: после окончания аэроклуба в 1936 году он был зачислен в Херсонскую авиашколу.

В 1938 году Евгений вернулся в Дзержинск, чтобы работать в родном аэроклубе летчиком-инструктором. Как перспективного специалиста его посылают на курсы усовершенствования начсостава в центральный аэроклуб им. Чкалова. По окончании курсов Евгений Марков был назначен на должность командира отряда при аэроклубе. В статье «Воспитатели учлетов» в газете «Дзержинец», которая вышла накануне Дня авиации, отмечалось: «С утра и до темна командир отряда проводит время со своими воспитанниками на летном поле. Любимому делу он отдает себя целиком. Ответственна и полезна работа командира отряда: это он вместе с инструкторами ежедневно, не считаясь ни со временем, ни с погодой, готовит будущих защитников Родины, кадры для грозных советских бомбардировщиков и истребителей. За время работы тов. Маркова командиром отряда на летном поле не было ни одной серьезной неприятности. Командир отряда, молодой коммунист Марков не раз за честную и добросовестную работу получал благодарность от начальства.
«Я горжусь тем, – говорит тов. Марков, – что готовлю кадры для сталинской авиации. Наши учлеты, пересев с гражданских самолетов на военные, вместе с другими сотнями славных советских летчиков сокрушат любого врага на его же территории».

За время своей работы в аэроклубе Евгений Марков подготовил не один десяток учлетов. Так, только в одном 1938 году он подготовил 19 молодых пилотов. Во время выступлений пилотов аэроклуба в День авиации Евгений Марков всегда принимал участие в показательных полетах. В конце 1940 года Евгений был призван в армию. К этому времени он имел 400 часов налета на самолете У-2.

С 21 августа 1941 года младший лейтенант пилот 253 истребительного авиационного полка Евгений Сергеевич Марков принимал участие в боях против немецких захватчиков. За период боевых действий совершил 70 боевых вылетов на ЛААГ-3. Участвовал в 6 воздушных боях с истребителями противника. В групповом воздушном бою над Перекопом было сбито 3 самолета противника Ме-109. 

В результате воздушного боя самолет Маркова был подбит, но несмотря на это сумел спланировать на свою территорию.

Выполняя приказ по уничтожению окруженной 16 немецкой армии в районе Демянска, 27 февраля 1942 г. дважды участвовал в группе истребителей при штурмовом налете на аэродром противника Глебовщина, в результате которых было уничтожено 5 самолетов Ю-52.

28 февраля 1942 года в неравном воздушном бою четырех ЛАГГ-3 против семи Ме-115 Евгений Марков геройски дрался, защищая честь Родины, и погиб смертью храбрых.

За мужество, отвагу, проявленные в борьбе с немецкими оккупантами, Евгений Сергеевич Марков посмертно был награжден Орденом Красного Знамени.
Дома в Дзержинске его ждала жена… Домой по адресу: ул. Октябрьская, 24-7 пришло извещение о том, что младший лейтенант пилот 253 ИАП Марков погиб на Северо-Западном фронте, самолет и личный состав сгорел, место гибели не было известно.

В апреле 1988 года поисковиками отряда «Красная гвоздика» был обнаружен самолет в деревне Диговща Крестецкого района Новгородской области. По найденному медальону определили, что это был самолет Маркова. Останки летчика были перезахоронены в братской могиле в деревне Кневицы Демянского района Новгородской области.

Вечная память и вечная слава Герою! Гордимся своими земляками!»

По материалам музея школы № 35