Как уже сообщалось в нашей газете, в этом году дзержинскому аэроклубу им. Н.П. Каманина исполняется 85 лет. Юные краеведы из школы № 35 подготовили очередной материал к этой важной исторической дате.
Стремились в пилоты
В 1931 году состоялся IX съезд ВЛКСМ, провозгласивший главный лозунг «Комсомолец – на самолет!». Этот призыв был с энтузиазмом подхвачен молодежью. С каждым годом самолетный парк страны пополнялся новыми крылатыми машинами. В аэроклубы пришли тысячи юношей и девушек.
В Дзержинске тоже появился свой аэроклуб. Желающих учиться в нем было много, но отбор проходили не все.
В газете «Дзержинец» в День авиации 18 августа 1936 года вышла статья «Как сделаться летчиком?», в которой старший инструктор аэроклуба Борис Трухин писал: «Школьники-пионеры, молодые рабочие и работницы, колхозники – вся наша боевая и жизнерадостная молодежь, все они хотят летать, хотят овладеть сложным искусством пилота. Каждая новая победа советской авиации, каждый подвиг героев воздуха вызывает новую волну энтузиазма. Блестящий перелет Героев Советского Союза Чкалова, Белякова и Байдукова, достижения наших планеристов и парашютистов влекут к себе с неотразимой силой, как все героическое и смелое. Каждый желающий стать летчиком должен знать, что для осуществления этой задачи нужно работать над собой, нужно учиться. Вся молодежь должна вступить в члены аэроклуба и овладеть сложной техникой».
Молодежь Дзержинска откликнулась на призыв: дзержинский аэроклуб имени Н.П. Каманина выпустил более 300 учлетов, 8 из которых стали Героями Советского Союза, прославивших свой аэроклуб на всю страну: Николай Балакирев, Евстафий Сухарев, Александр Молев, Павел Матвеев, Геннадий Галанов, Валентин Ситнов, Михаил Просвирнов, Александр Матвеев. Девятым стал командир аэроклуба Николай Конышев.
Летчики на фронте проявляли высокое летное мастерство, мужество и отвагу, совершали беспримерные подвиги. Среди них был Плаксин Михаил Андреевич, окончивший аэроклуб в 1936 году.
Семью Миши Плаксина в городе знали, уважали. Совсем не случайно в газете «Дзержинец» в 1937 – 1939 годах появлялись статьи, в которых рассказывалось о родных Миши и о нем.
Истоки. «Семья стрелочника Плаксина»
Будущего летчика назвали в честь деда Плаксина Михаила Алексеевича. Дед родился в 1869 году. Еще до революции он устроился работать стрелочником на железную дорогу. Скудного жалования едва хватало, чтобы прокормить детей, а их у Михаила Алексеевича было девять. Чтобы купить ребятам обувь и одежду, приходилось после ночной смены не отдыхать, а подрабатывать. Детство ребят Михаила Алексеевича длилось недолго. Окончив четыре-пять классов «министерской» школы, старший сын – четырнадцатилетний Андрей пошел работать на «канатку». Вслед за ним устроились на канатную фабрику и другие сыновья: Григорий, Иван, Александр. Зарабатывали они немного – по двадцать копеек в день, но все-таки на хлеб себе добывали. Уходили затемно, приходили поздно вечером. Так шел год за годом, и каждый новый походил на старый.
В 1939 году Михаилу Алексеевичу исполнилось 70 лет, 45 с половиной из них он честно и безупречно проработал на железной дороге. Все дети его к этому времени выросли, имели своих детей. Да каких детей!
У Григория – четыре сына, один – инженер, остальные учатся.
У сына Андрея тоже четверо. Старший недавно из армии вернулся, второй – летчик, третий – студент, дочь заканчивает «десятилетку». Четырнадцать внуков и внучек у Михаила Алексеевича. Недавно в гости приезжал внук Миша – летчик. Много интересного рассказал он деду о советской авиации, о советских летчиках и о своих полетах. Дед, преданный советской власти, сказал тогда очень важные слова: «Пусть растет и крепнет год от года наша страна. И если враг нападет на наши границы, то я скажу сыновьям и внукам: идите, защищайте свою Родину, свой народ, свою радостную счастливую жизнь».
Становление. «Без отличной учебы Чкаловым быть нельзя…»
Плаксин Михаил Андреевич родился 24 февраля 1918 года.
В семье росло три сына, один из них работал электромонтером, другой учился в Москве в институте, а Миша в 1936 году был направлен на учебу в летную школу города Харькова. В газете «Дзержинец» за 6 сентября 1936 года была помещена статья под заголовком «И жизнь, и наша молодость – тебе, моя страна», в которой выпускник дзержинской школы имени М. Горького Михаил Плаксин рассказывает о своей жизни в летном училище. «Вот уже несколько месяцев я нахожусь в летной школе. Много нового, интересного встретил я здесь.
Я очень доволен, что комсомольская организация нашего города оказала мне такое доверие, послав меня на учебу в военно-воздушную школу. Это доверие я оправдываю здесь своей отличной учебой и добросовестной работой в комсомоле. В первые дни нового учебного года я шлю особый привет коллективу учащихся и преподавателей школы им. Горького, меня вырастившему, меня воспитавшему.
В этом году мы, четверо учащихся этой школы, пошли в ВВС Рабоче-крестьянской Красной армии.
И я твердо уверен, что мы не одни. Мы не одни, нас тысячи, миллионы, таких, как мы, преданных великим идеям и делам коммунизма. И если надо будет, мы отдадим тебе, тов. Сталин, и нашей партии не только все свои силы и знания, отдадим свою молодость, а если нужно, то и жизнь. Ни один молодой рабочий зарубежных стран не пользуется правом учебы на командира воздушных кораблей. Там это право дано лишь богатым. Учитесь же лучше, ребята! Все будьте отличниками. Ведь вы мечтаете быть Чкаловыми, а без отличной учебы Чкаловым быть нельзя… С приветом, ваш товарищ по учебе Михаил Плаксин».
Письма домой
После окончания летной школы он приезжал ненадолго проведать родных в Дзержинск. Вскоре молодой лейтенант Плаксин получил назначение в город Батайск в военную школу пилотов, где остался работать инструктором. Он не забывал писать письма домой своей маме, которая берегла целую стопку писем, написанных мелким четким почерком. Часто перечитывала их. В одном из писем Михаил писал: «Здравствуй, дорогая мама! Как-то в одном из писем ты спрашивала меня, может, мне в этой далекой незнакомой стороне бывает скучно. Нет, здесь отлично живется. В эти дни у нас особенно много дела. Мы готовимся к воздушному параду. В голубом небе наши молодые пилоты показывают искусство высшего пилотажа и воздушного боя. Если бы ты видела какой могучей лавиной несутся наши стальные птицы… В нужную минуту мы сумеем крепко постоять за Родину. Всю эту могучую технику мы обрушим на голову врага».
Антонина Васильевна говорила: «Он у меня молодец. Знает, что все-таки придется столкнуться с лиходеями, и готов к бою. Но у меня есть еще два сына. Один работал электромонтером, другой учится в Москве в институте. В случае какой беды они тоже постоят за Родину, за свое счастье».
«Мы сумеем крепко постоять за Родину»
Время постоять за Родину пришло 22 июня 1941 года.
В октябре 1941 года Батайская авиашкола имени А. Серова вынуждена была перебазироваться в Азербайджанскую ССР, в город Евлах, чтобы обеспечить своевременную подготовку летчиков для фронта. Пилоты этой школы охраняли небо Грозного и Махачкалы. Гвардии капитан Плаксин командир эскадрильи 975 истребительного авиационного полка 236 истребительной авиадивизии показал себя смелым, решительным и стойким летчиком, отлично владеющим техникой пилотирования, воздушной стрельбой и бомбометанием.
В январе 1943 года он был представлен к правительственной награде – ордену Красного Знамени. В наградном листе отмечали, что Плаксин совершил 81 вылет, из них на штурмовку войск противника вылетал 29 раз, на разведку – 6, на прикрытие морского транспорта и военно-морской базы города
Туапсе – 38, на перехват воздушного противника – 8. Лично участвовал в двух воздушных боях.
5 сентября 1942 года, будучи ведущим группы в составе 4 самолетов, штурмовал скопление повозок и пехоты на перевале Крухор.
В результате атаки повозки и пехота противника были уничтожены.
21 сентября 1942 года вел группу штурмовиков на огневые точки дзотов противника на перевале Санчаро. Уничтожил два минометных гнезда и дзот.
11 января 1943 года штурмовал авиацию противника на аэродроме в Краснодаре. Было уничтожено 4 самолета противника и еще 8 повреждено.
24 февраля сослуживцы поздравляли его с 25-летием, а на следующий день, 25 февраля 1943 года, в воздушном бою самолет Плаксина был подбит, летчик получил серьезные ранения. В этот же день в госпитале Плаксин Михаил Андреевич умер. Отважный командир эскадрильи похоронен в городе Геленджике Краснодарского края. Михаилу Плаксину на момент гибели, как уже отмечалось, было всего 25 лет… «Умер в госпитале, был ранен при выполнении боевого задания» – эта строчка в донесении только и осталась от верного своему долгу защитника нашей Родины. Но то, что удалось сделать Михаилу Плаксину за столь короткое время, хватит не на одну, а на несколько героических жизней.
В Батайске у него осталась жена Зудилина Вера Михайловна.
А дома в Дзержинске ждала сына домой его мама Антонина Васильевна.
По материалам музея школы № 35