Один из таких педагогов – учитель начальных классов школы № 27 – Наталья Владимировна Захарычева. В этом году она приняла свой восьмой «первый класс».
 
Родом из СССР
 
«Ирония судьбы заключается в том, что в свой первый класс я пошла именно в 27-ю школу, – рассказывает Наталья Владимировна. – Мои родители переехали в Дзержинск по направлению на химические предприятия из Горького. Я и мой брат по рождению – горьковчане и в семей- ном архиве даже сохранились памятные медальки, которые нам выдали при получении свидетельств о рождении: «Граждане СССР, родившиеся в г. Горьком». Но жить и работать нам пришлось в Дзержинске, который навсегда стал самым любимым и родным городом».
 
Наталья Владимировна с улыбкой вспоминает годы своего детства. Дзержинск, еще совсем юный, наполовину занесенный песками, стремительно рос и развивался. Молодежные кварталы в западных микрорайонах наполнялись с завидной быстротой, кругом было полно детворы и дух энтузиазма, льющийся с экранов телевизоров, радиоприемников, передавался и взрослым, которые охотно от- кликались на призыв общими силами выйти на благоустройство двора, территории школы или садика. Не отставали от взрослых и дети. В памяти со- хранились хоровые концерты, с которыми воспитанники 27-й ездили по подшефным предприятиям. Затем были соревнования октябрятских отрядов-звездочек, «Зарницы», чуть позднее – пионерские сборы и почетный караул у Вечного огня. Не быть в гуще событий было просто невозможно.
 
Когда в эксплуатацию сдали школу-новостройку № 38, пятиклассница Наташа сменила образовательное учреждение. К этому времени она уже пре- исполнилась огромным уважением, граничащим с детским восторгом, по отношению к учительской профессии. Во- первых, в семье были две тетушки, которые работали учителями. А во-вторых, в соседях у Наташи жила известная учительница начальных классов Антонина Александровна Силантьева. «Я частенько приходила к ней в гости и наблюдала за тем, как она работает, – вспоминает Наталья Владимировна. – Уже тогда я понимала, что учитель – это образец, на который равняются все остальные и который, как я думала, знает все на свете». Спустя годы не меньшее влияние на будущего педагога оказала Заслуженный учитель России, преподаватель химии Наталья Петровна Новикова. «Это был именно классный – во всех смыслах слова – руководитель, – с нескрываемым чувством благодарности говорит Наталья Владимировна. – Таких учителей сейчас поискать. Она вела нас, вникала во все дела и заботы, сплачивала, и, конечно, оказала огромное влияние на судьбы большинства моих одноклассников. В том числе и мою. Можно сказать, что с ее благословения я решилась поступать в педагогический».
 
К родителям – с мамой
 
Коллеги и друзья Натальи Владимировны иногда шутят, что если бы в Дзержинске было театральное училище, то она блистала бы на театральных подмостках, а не в классе – настолько яркими и интересными были ее выступления в школьных спектаклях, вечерах поэзии, КВН и прочих творческих мероприятиях, которыми так богата юность. Но театрального училища в Дзержинске нет, а вот педагогическое открылось в 1984 году. Через год в него поступала выпускница школы № 38.
 
Героиня нашего рассказа совсем не переживает по поводу несостоявшейся актерской карьеры: театральные таланты, умение перевоплотиться, ярко и интересно преподнести любой материал на уроках нужны не меньше, чем в Большом театре, а иногда и больше – от мастерства учителя зависит будущий успех каждого ребенка.
 
«В школе у меня не было одного любимого предмета, – отмечает Наталья Владимировна. – Именно поэтому я веду их все. Учитель начальных классов – это специалист широкого профиля: он и математик, и литератор, и преподаватель русского языка, и воспитатель, и психолог, и наставник для родителей – такого количества ролей не сыскать ни в одном спектакле». И в 1987 году все эти роли юному педагогу пришлось примерить на себя. В новом микро- районе открывали школу-новостройку № 11, в которую определили вчерашних выпускников педагогического училища.
 
«В июле мне исполнилось 19 лет, а 15 августа я узнала, что должна взять второй класс, который собрали из разных школ города, – с улыбкой рассказывает педагог с уже 33-летним стажем работы. – Это была новая школа, которая срочно-обморочно достраивалась в последние две недели перед учебным годом. Я помню, как мы в последних числах августа разгружали машины со школьной мебелью, расставляли шкафы и парты в классах. Огромную работу тогда сделали родители, которые провели субботники, убрались на территории школы, посадили деревья, разбили клумбы».
 
Конечно, начинать было страшно. На первое собрание, где собрались умудренные жизнью родители, молоденькая учительница пришла с мамой, кото- рая ради моральной поддержки осталась сидеть в коридоре. «Перед самым началом, – вспоминает педагог, – видимо, почувствовав мое волнение, ко мне подошла одна мамочка, которая вела в начальную школу уже пятого своего ребенка, и сказала: «Наталья Владимировна, не вы должны волноваться, а мы». Эти слова я запомнила на всю жизнь, и они впоследствии нередко выручали меня. Учитель – это человек, идущий впереди, ему доверяют, надеются на его профессионализм, поэтому он не может быть неподготовленным, сомневающимся. Он всегда должен четко знать: как и что делать, чему он хочет научить детей и каким путем этого можно добиться. Конечно, для этого нужно непрерывно, на протяжении всей жизни, учиться, совершенствоваться, но это уже другая сторона медали. К тому же мне всегда везло на родителей, которые довольно быстро понимали, что при объединении усилий хорошего результата удается добиться намного быстрее».
 
На урок – с игрушкой
 
За прошедшие годы многое изменилось и произошло. За плечами осталась работа комсорга 11-й школы, учеба в Горьковском педагогическом институте, сложные 90-е, когда многие коллеги ушли из профессии навсегда. Да и сама 11-я школа была реорганизована, и сегодня в ее здании занимаются учащиеся начальных классов школы № 23. В связи с этими пере- менами Наталье Захарычевой пришлось сменить место работы. Сегодня она педагог школы № 27, той самой, с которой много лет назад начался путь маленькой Наташи в страну знаний.
 
В этом году Наталья Владимировна Захарычева вновь приняла первоклассников. И, как прежде, 30 пар настороженных, любопытных и шустрых глаз устремляются на своего учителя, который приоткрывает им не- известные тайны, учит читать, писать, наблюдать за природой и понимать ее явления. А еще – дружить, держать слово, быть аккуратным в одежде и работе, смелым в честных и добрых поступках. Не случайно многие первого учителя называют второй мамой. Уж очень много сил, души и терпения нужно вложить в несмышленыша-первоклассника, чтобы к концу четырехлетнего обучения он смог превратиться в «солидного» пятиклассника.
 
«Я считаю, что успеха может добиться каждый ребенок, – утверждает Наталья Владимиров- на. – Никаких больших секретов здесь нет. Просто учителю нужно научиться принимать каждого ребенка как своего – со всеми его недостатками, чудинками, особенностями. Вполне вероятно, что именно за такими особенностями и скрывается огромный потенциал, который раскроется чуть позже. Да, бывает, что иногда, чтобы добиться результата, приходится очень много трудиться, и ребенок раскрывается на третий, четвертый год обучения, а то и в среднем звене или в старших классах. Но это не значит, что нужно прекратить работу и опустить руки. Что бы ни происходило, нам нужно постоянно поддерживать малыша в его движении вперед. Для этого ему всего лишь нужно создать условия – оградить от всех бед и проблем, организовать режим дня, убрать отвлекающие предметы, всевозможные гаджеты, которые не позволяют сконцентрироваться на учебной деятельности. Кстати, я уже дав- но прошу родителей, чтобы, собирая ребенка в школу, они не забывали класть ему в портфель самую любимую игрушку. Благодаря интернету современные дети почти разучились играть в реальные игры, рассказывать сказки, читать книги. И на переменах мы учимся играть, общаться, налаживать социальные связи, примерять на себя различные роли. Дети очень любят играть, просто не знают как. Это тоже важный этап становления и развития личности. Не менее важный, чем математика и русский язык. Не все будут великими композиторами или знаменитыми учеными, но каждый должен стать хорошим человеком. Вот почему в начальной школе мело- чей нет. Все имеет значение, и все чему-нибудь да учит».
 
Наталья Владимировна не скрывает, что продолжает поддерживать отношения с бывшими выпускниками. Они не просто помнят своего первого учителя, но нередко приходят в гости, рассказывают о своих делах, зовут на вечера встреч. Не без гордости педагог говорит о том, что четверо ее выпускников пошли по стопам учителя, выбрав педагогическую профессию. На вопрос о профессиональном выгорании, усталости Наталья Владимировна неожиданно отвечает четверостишием: «Что значит школа для меня? Я всем отвечу однозначно: «Жизнь школьная – моя судьба. Моя судьба… и не иначе!». Я благодарна школе за те минуты, когда удалось пробудить лучшие чувства в детях, за те мгновения, когда победа ребенка стала моей победой, его радость – моей радостью, и за любовь детей, которая вернулась ко мне в их благодарных глазах.
 
Мне всегда нравилось и по- прежнему нравится работать в школе. Другого я просто не мыслю. Потому что работать с детьми – это огромное счастье. Именно дети умеют бескорыстно любить и своей любовью окрылять, вдохновлять и вселять уверенность. Я чувствую и знаю, что нужна им, а они нужны мне. Общение с детьми – как бальзам для души, напиток бодрости и вечной молодости… Что тут можно еще добавить?».
 
Действительно, добавить почти нечего. Кроме того, что счастливого в работе человека находит и признание коллег. Вот уже который год Наталья Владимировна возглавляет профсоюзную организацию школы, она неоднократно отмечена благодарственными письмами и почетными грамотами, в том числе министерства образования Нижегородской области. Но, как ни странно, одним из самых дорогих Наталья Захарычева считает народное звание «Самый замечательный педагог 2017 года». Эту акцию три года назад проводил городской парк культуры и отдыха, предложивший проголосовать ученикам и родителям за своего самого любимого учителя. Сначала кандидатура Натальи Владимировны набрала больше всего голосов в интернет-голосовании, а затем почти столько же детей и родителей пришли в парк, чтобы на очном этапе поддержать своего учителя. Не это ли самое настоящее признание, та благодарность, ради которой стоит трудиться, не жалея сил, здоровья, душевного тепла?
 
Евгения Макарова