августа
Войти через соц. сети:
Культура
ЖКХ
Спорт
Происшествия

Новости партнеров

Канатная история

Дорогой читатель!
Хочешь быть в курсе всех последних событий
твоего любимого города? Тогда подписывайся на "Дзержинское Время" МЫ ДОСТУПНЫ НЕ ТОЛЬКО НА ПОЧТЕ

Выбери любимую социальную сеть:
контакте Facebook twitterYouTube

и будь в курсе последних событий города Дзержинска!
 До революции

Первого ноября старейшему предприятию Дзержинска исполняется 145 лет. Изначально оно называлось «Растяпинская фабрика буксиров, канатов и всвозможных бечев», в советские годы это было «Дзержинское производственное объединение пеньково-джутовых крученых изделий», ныне - Открытое акционерное общество «Канат».

 

Давным-давно в Растяпино


Всю свою долгую историю канатная фабрика располагается в начале улицы Попова. Основал ее нижегородский купец Александр Алексеевич Смирнов. Сам он был из крестьян села Оленино Богородского уезда и значился купцом первой гильдии. Занимался торговлей, скупал веревочные изделия у мелких кустарей. Имел свой каменный 3-этажный дом на Успенском съезде Нижнего Новгорода, два буксирных парохода - «Две сестры» и «Александр Смирнов».

В конце 19 века на Волге шло бурное развитие судоходства. Под Нижним Новгородом стояли десятки, сотни, а может быть, даже тысячи барж. И на каждую из них нужны были веревки и канаты. В то время их делали вручную. Брали пеньку, волокна конопли и пряли. Затем эту пряжу просмаливали и из нее получался канат. Но нужны были толстые канаты, с большой разрывной нагрузкой, вручную такие не сделаешь. Тогда и смекнул купец Смирнов, что на производстве этих изделий можно хорошо приумножить свои капиталы.

Летом 1875 года он взял в аренду земельный участок у крестьянского общества села Черное. Участок был большой - 290 на 30 саженей, по нашим меркам это примерно 600 метров на 60. За пользование землей предусматривалась плата по двести шестьдесят рублей серебром в год. После этого закипела работа по строительству фабрики. Под производство были построены дощатый сарай, длиной примерно 500 метров, и кирпичный склад.
Оборудование для новой фабрики Смирнов закупил в Великобритании, паровую машину - в Германии. После доставки их установили на «дорогу». «Дорога» - это промышленная линия, длиной более 300 метров, на которой и проходил производственный цикл. 1 ноября 1875 года была получена первая продукция. Паровая машина проработала до конца 20-х годов прошлого века. Именно тогда на фабрику пришло электричество, и ее заменили на электродвигатели.

Продукция фабрики «Торговый дом Смирнов и сыновья» была высокого качества, поэтому она пользовалась большим спросом. Во все уголки нашей страны из Растяпина поставлялись канаты, веревки, буксиры, подчалки, паруса, брезенты, войлок, палубные маты, спасательные круги. Все это приносило владельцу фабрики немалый доход.

Снабжение фабрики пеньковой пряжей осуществлялось прядильными отделениями в селах Сасово Тамбовской губернии и Карачево Орловской губернии. Главная контора, склады и магазин фирмы Смирнова находились в Нижнем Новгороде в Нагорном переулке (сейчас - Нижне-Волжская набережная). Здесь принимались заказы на поставку канатов от пароходных обществ, лесозаготовительных организаций, частных пароходовладельцев, а также от военно-морского адмиралтейства.

Октябрьская национализация


В октябре 1917 года в России произошла революция. После нее почти все частные предприятия были национализированы. В феврале 1919 года эта участь постигла и канатную фабрику. В управлении производством и контроле над финансами стали участвовать рабочие. Первым директором советского времени стал Дмитрий Васильевич Копылов.

Механизация фабрики прошла в 1925 - 1928 годах. Тогда был построен благоустроенный прядильный цех, где установили одну гребнепрядильную машину - 48 веретен, 13 прядильных автоматов - 26 веретен. Возвели складские помещения, фабрика была электрифицирована. С этого периода все кустарные, ручные процессы уходят в прошлое, условия труда значительно улучшаются. 

В результате этих перемен производительность труда выросла в 4 раза, а объем производства - в 2 раза. Канатная фабрика наращивала объемы выпускаемой продукции.

 

В суровые военные годы
 


В первые годы войны большая часть канатных фабрик была оккупирована или разрушена. Дзержинская канатная фабрика осталась единственным в Советском Союзе крупным и механизированным предприятием, выпускающим канатные изделия и веревки. Продукция хоть и мирная, но на фронте, а особенно на флоте, очень необходимая.

Из Архангельска в Дзержинск была эвакуирована местная канатная фабрика. Благодаря этому в тяжелое военное время на нашей канатке удалось обновить оборудование и расширить производство. Появилась новая прядильная линия и еще одна горизонтально-чесальная машина. 

В 1943 году все работающие на фабрике в рекордно короткий срок переоборудовали складские помещения под производственный цех. В нем была смонтирована система прядильного оборудования.

В связи с оккупацией основных районов, поставляющих пеньковолокно, был освоен выпуск хлопчатобумажных и льняных канатов, а также комбинированных - из сизальского волокна и хлопчатобумажной пряжи. По сравнению с довоенными годами выпуск продукции был увеличен в полтора раза. Сложностей в работе в военные годы добавлял и кадровый голод. Он был связан с тем, что очень многие работники фабрики ушли на фронт. Наравне с теми, кто остался, к станкам встали подростки 12 - 14 лет. Трудились, не жалея себя, как минимум по 12 часов в день. Порой они валились с ног от усталости, но трудовой пост не покидали. С фронта вернулись не все - 27 сотрудников Дзержинской канатной фабрики погибли на полях сражений Великой Отечественной войны.

За самоотверженный труд в 1943 году коллектив был награжден Красным Знаменем Наркомата текстильной промышленности и Центрального комитета профсоюза. А директор канатной фабрики Константин Дмитриевич Исаев за организацию производственного процесса и обеспечение выполнения плановых заданий был награжден орденом «Знак Почета».
 
В советские годы

Время расцвета


Послевоенные годы хотя и не были такими напряженными, как военные, но стали не менее ответственными и успешными для коллектива. Предприятие в очередной раз модернизировалось. Старые машины и аппараты менялись на более производительные. Именно в эти годы был налажен выпуск смоленых сердечников для стальных тросов, применяемых в металлургии. Ежегодно увеличивался выпуск продукции, повышалась производительность труда, росла численность персонала. К примеру, у Смирнова, на заре становления предприятия, работали около 150 человек, в советские годы - 400.

В 60-е годы страна практически оправилась от последствий Великой Отечественной войны. Дзержинск развивался, а вместе с ним и канатная фабрика. Все тихоходное приготовительно-прядильное оборудование заменено на быстроходное. В эксплуатацию была пущена еще одна «дорога». Проделана большая работа по улучшению жилищно-бытовых условий рабочих. На предприятие провели водопровод и канализацию, построили новый клуб на 150 мест. Вместо деревянного - кирпичный канатный цех.

До конца 80-х годов Дзержинская канатная фабрика вместе с Горбатовской канатно-веревочной входила в объединение ДПОПДКИ - Дзержинское производственное объединение пенько-джутовых крученых изделий. На это время приходится расцвет советской эпохи в истории предприятия. В 1986 году были произведены рекордные 7200 тонн различных канатов для речного флота, нефтегазодобывающих и буровых предприятий, а также сердечников для стальных канатов. Но наступили 90-е.

Кризис 90-х


Непростой период сказался на работе канатной фабрики. Хотя все начиналось хорошо. В 1992 году предприятие одним из первых в городе и текстильной промышленности страны было приватизировано и преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Канат». Но затем страну охватил экономический кризис. По всей России промышленные предприятия останавливали производства, их продукция никому была не нужна.

У «Каната» в то время было два пути - обанкротиться и закрыться или начать выпускать востребованную продукцию, искать новые рынки сбыта. Решено было выбрать второе. Предприятие взяло курс на расширение ассортимента выпускаемой продукции. Наряду с традиционными пеньковыми, сизалевыми и льняными канатами с конца 90-х здесь начинается выпуск современных полиамидных и полипропиленовых канатов.
 
АО «Канат», 2000-е годы

День сегодняшний


Сегодня ОАО «Канат» является одним из крупнейших российских производителей в области технического текстиля. С начала 2000-х здесь начали делать плетеные шнуры и веревки. Для обеспечения максимального уровня надежности своих изделий «Канат» ежегодно производит закупку оборудования европейских производителей плетельных и крутильных машин. «Дороги» постепенно вытесняются более производительными стационарными машинами.

Руководит предприятием Алексей Федорович Глебов. Вся его трудовая биография связана с Дзержинской канатной фабрикой. Закончил Вязниковский льняной техникум. 
 
Глебов А.Ф., директор
 
А со 2 апреля 1978 года Алексей Федорович работает на «Канате» на разных должностях. И вот совсем недавно он возглавил предприятие, история которого началась 145 лет назад.

На предприятии работает около 170 человек. Одной из главнейших задач канатчиков Дзержинска на ближайшие годы по-прежнему является обновление оборудования и выпуск продукции из новых перспективных видов сырья. Все это позволит предприятию оставаться в числе ведущих российских производителей на рынке крученых и плетеных изделий.

Сергей Иванов
Реклама

83230.10.2020

Нам интересно Ваше мнение:

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы иметь возможность участвовать в дискуссиях на нашем сайте.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коротко
Новости партнеров
События
Интервью
Теплый дом
Город
Политика
Экономика
Общество
Эконом-инфо