Валентин Морозов: Говорят, что я добрый режиссер

Дзержинское время

19 февраля в Дзержинском театре драмы состоится премьера спектакля по пьесе Уильяма Шекспира «Двенадцатая ночь». Эта постановка станет своеобразным дебютом актера Валентина Морозова в качестве режиссера-постановщика спектакля для взрослых. До этого момента Валентин Михайлович был известен в нашем городе постановками сказок и детских спектаклей.

Валентин Михайлович, изначально вашей мечтой была актерская профессия или сразу были виды на самостоятельную режиссерскую работу?

– Нет, я с детства мечтал стать артистом. Это было предрешено, я думаю, еще в детском садике. Поэтому всегда занимался музыкой, чтением, в драматические кружки ходил.  Но когда закончил школу и решил поступать в московские театральные вузы, оказалось, что не соответствую существовавшему эталону абитуриента такого учебного заведения. Будущие актеры тогда должны были быть непременно высокими, красивыми, обладающими зычным голосом. А я и ростом не вышел, да и вообще в свои 18 выглядел лет на 15. Словом, я за один день «пролетел» с экзаменами во всех столичных вузах.

После этого пришлось поработать год на стройке каменщиком, но свою мечту я не оставил. И на следующий год решил поступить в Орловский институт культуры на режиссерско-актерское отделение. Окончив его, я принял главное решение –  буду работать только в театре. Возможность такая представилась сразу, меня приняли в труппу Орловского ТЮЗа. Потом была служба в армии, работа в нескольких других театрах и, наконец, я попал в Дзержинский театр драмы, где работаю уже больше 20 лет как актер, но пробую себя и в качестве постановщика.

За режиссерскую работу берется не каждый актер. Как вы думаете, почему и в какой момент артист вдруг решает, что хочет и, главное, может поставить спектакль самостоятельно?

– Я думаю, актер приходит в режиссуру, когда ему не хватает в творчестве чего-то нового, когда он немного перерос себя. Ну и потом, актерская профессия зависимая, а тут сам себе хозяин. Однако и ответственности намного больше. Актер отвечает только за себя и свою роль, режиссер отвечает за всех.

Моим первым опытом в режиссуре стали самостоятельные актерские работы для театральных гостиных. Вместе с Валентиной Губкиной мы сделали спектакль по Михаилу Зощенко. А потом начались сказки, одна из них идет на сцене до сих пор, вот уже двенадцать лет – это «Забавные приключения на лесной полянке», последняя по дате премьеры – «Дюймовочка». А вот моим первым взрослым спектаклем станет «Двенадцатая ночь».

Есть режиссеры, которые требуют от актеров полного подчинения, другие, наоборот, предоставляют актерам полную свободу, подталкивают к импровизации. С этой точки зрения вы какой режиссер?

– Во мне есть и то, и то. Ведь, прежде чем поставить спектакль, актеров надо заинтересовать, увлечь своей энергетикой. В моей голове спектакль может быть уже готовым, но каждый актер на сцене – это человек со своим мировоззрением,  характером. Поскольку он становится выразителем моих мыслей, мне обязательно нужно найти с ним контакт. И поначалу я, конечно, добрый. Обязательно смотрю все, что актеры предлагают сами. Но в какой-то момент я постепенно начинаю брать бразды правления в свои руки, не силой, конечно, а исключительно убеждением. Только когда актер верит режиссеру, складывается ансамбль, и тогда спектакль смотрится на одном дыхании.

Но, в общем-то, все говорят, что я очень добрый режиссер.

Вам проще работать с молодыми актерами или с актерами своего уровня, имеющими за плечами большой опыт?

– Со всеми бывают свои трудности. Опытные актеры – это прекрасно, но иногда они скатываются на штампы, отработанные годами, и их практически невозможно сдвинуть с привычного амплуа. У молодых упрямство другого качества: сознание собственной гениальности, которое приводит к недоверию режиссеру и желанию все сделать самому. Конечно, уверенность для актера – это неплохо, но чрезмерная самонадеянность часто вредит.

Знаете, есть такое выражение: «Актеры могут быть и ветром в твоих парусах, и якорем твоего корабля». В нашем театре много таких людей, «ветреных» в хорошем смысле, которые полны романтикой, любовью к своей профессии, готовых на любые авантюры, с которыми очень приятно работать.

Вернемся к предстоящей премьере. Почему была выбрана именно «Двенадцатая ночь» Шекспира?

– Мы, актеры, всегда любим поозорничать. В «Двенадцатой ночи» материала для этого очень много. Пьеса настолько яркая, светлая, праздничная. Она дает огромный простор для фантазии, для импровизации. По нашей задумке спектакль так и должен строиться – без строгих заготовок, с возможностью поймать кураж и немного пошалить на сцене.

У нашей постановки будет много особенностей. Не хочу пока открывать все секреты, расскажу только, что в ней задействованы практически вся мужская часть труппы, а также другие сотрудники театра, например, директор Юрий Кислинский, главный режиссер Андрей Подскребкин, наш звукорежиссер Алексей Колесников и даже работники реквизиторского цеха.

В спектакле будут звучать живые мелодии, и тут наши актеры тоже откроются с новой стороны. Кстати, очень красивую музыку специально для этого спектакля написала Ульяна Ладо. Также мы работаем с хореографом Евгением Алехиным.

В целом же мы придерживаемся классической интерпретации шекспировской пьесы, даже пытаемся приблизиться к театру «Глобус», в котором работал Шекспир. А там была особая атмосфера, когда зрители выражали свою реакцию на происходящее на сцене непосредственно и могли, например, даже наброситься на отрицательного персонажа или закидать его яблоками. Мы стараемся максимально приблизиться к зрителям и максимально построить с ним общение.

Кстати, зрителям какого возраста спектакль будет особенно интересен?

– Спектакль однозначно не детский. Старшеклассники, я думаю, еще смогут его понять, а вот младшие классы – уже нет. Спектакль о любви, вся пьеса – это романтическая шутка, которая, я думаю, понравится молодежи и взрослым зрителям.

Записала Марина Ипатова