Буквально пару-тройку лет назад наши глаза округлялись по поводу стоимости обновления фасадов или крыш многоквартирных домов в миллион рублей. А сегодня сметы этих удовольствий, каждого в отдельности, распухли до пяти и даже десяти миллионов рублей. Галопирующие бюджеты капремонта как-то не очень соответствуют инфляции. Но, видимо, фонд капремонта – какое-то отдельное государство, живущее по законам собственной экономики с основным принципом «чем больше, тем лучше». Это относится и к взносам собственников за капремонт, которые в области и так одни из самых высоких в России, но увеличиваются каждый год. Но всегда ли больше – значит лучше, и для кого?

 

И так сойдет?


Нет, наверное, ни одного дома в Дзержинске, где бы капремонт проводился без эксцессов. В редакцию «ДВ» ежегодно обращаются  жители чуть ли не каждой многоэтажки, попавшей в программу капремонта. Собственники, в основном, жалуются на последствия работы подрядчиков. Ведь без них, как правило, современная ремонтно-монтажная индустрия почему-то не обходится.
 
Даже когда объект еще не сдан в эксплуатацию, начинают течь трубы, заливает потолок, рушатся стены, появляется плесень и много других неприятностей, о которых горожане и знать не знали до пришествия капремонта. Ну и, конечно, людей не может не раздражать длительность проведения работ, которые при, казалось бы, благополучном старте весной все равно уходят в зиму. А при морозе за окном о каком качестве той же штукатурки и покраски фасада может идти речь? Насколько такого ремонта может хватить?

Далеко за примером ходить не нужно. Во дворе редакции ремонтируется дом № 85 по проспекту Ленина. В шестиподъездной четырехэтажке 1953 года постройки штукатурят фасад за 6 млн 229 тысяч рублей и меняют отопительную систему за 5 млн 731 тысячу рублей. Не знаю, как продвигаются дела с заменой коммуникаций.
 
Но фасад штукатурили все лето с перманентными перерывами. Да так и не доделали. Вторая половина дома – со стороны двора – до сих пор остается не покрашенной. Да и первую половину красили, когда было уже холодно. Может, оттого обновленный фасад уже пошел пятнами. По крайней мере, из наших окон неоднородность покраски видна невооруженным взглядом. А может, краска для наружных работ не так легла вовсе не из-за холодной погоды, а оттого, что не соблюдалась технология работ и материалы не соответствовали определенным стандартам? Ну, скажем, стены перед покраской обрабатывались какой-нибудь дешевой грунтовкой без антисептика, предназначенной не для внешних, а для внутренних работ? Или не грунтовались вовсе, что также не исключено.
 
А шпатлевка? Где уверенность, что подрядчик использовал ее именно той марки, что была заявлена в проектно-сметной документации? «Да что вы такое говорите, они вряд ли себе такое позволят, их же строго контролируют!» – возразят нам. Кто контролеры – хорошо известно. Это Фонд капремонта МКД и технический заказчик работ МКУ «Городское жилье». Но насколько это строгие контролеры? Судя по качеству ремонтно-монтажных работ на отдельных объектах, а также повсеместному нарушению установленных сроков, создается впечатление, что это не контролеры, а партнеры недобросовестных подрядчиков.
 

Первый в числе последних


Работы по капремонту затянулись не только на Ленина, 85, но и на многих других объектах. Каждый день, проезжая на работу, приходится лицезреть вскрытую кровлю «сталинок» по обе стороны проспекта Дзержин-ского. В домах № 1 и 4 сначала отремонтировали фасады, а с холодами приступили к ремонту кровли. В соседнем доме на том же проспекте Дзержинского делают фасад и утепляют кровлю. Речь о доме № 5. Это, между прочим, самый первый многоквартирный жилой дом в Дзержинске с еще деревянными межэтажными перекрытиями. Его жители пригласили нас посмотреть на происходящее. 

И мы ужасались, начиная со двора. На улице утрамбованы все газоны, как и трава в палисадниках. Повсюду строительный мусор. Настежь раскрыты входы в подвалы, в отдельных подъездах снесены тамбурные площадки, из-за чего в подъездах гуляет ветер, холодно и в квартирах первых этажей. Бригады все еще возятся с приямками. Жителям дома невдомек, зачем вообще разломали старые. Они ведь были вполне себе крепкими, что показал их демонтаж. Под окнами первых этажей рылись целые котлованы, чтобы в корне извлечь старую кирпичную кладку и цементно-бетонное основание. Новая кладка приямков просто ужасна – располовинчатые местами кирпичи положены наперекосяк. В преддверии снегопадов приямки остаются еще неоштукатуренными. Надо ли было ломать старые, когда можно было ограничиться банальной штукатуркой? Впрочем, можно догадаться, для чего в капремонт вошли эти работы. 

Ответ один – для увеличения сметной стоимости. Чтобы вы знали, цена фасада этой трехэтажки с 74 квартирами одна из самых высоких в Дзержинске – 10 млн 697 тысяч рублей. В два раза меньше смета на ремонт кровли – 5 млн 360 тысяч рублей. Правда, тут надо понимать, что речь идет не о полноценном ремонте кровли, а всего лишь об ее утеплении. Железо, как рассказали нам жители, в доме перестилали шесть лет назад. Интересно, почему тот кровельный капремонт тогда обошелся без утепления?

Больше всего от нынешнего капремонта собственники ждали замены инженерных коммуникаций. Состояние труб в доме, по словам наших собеседников, плачевное. На них в подвале без слез не взглянешь, все в конденсате. В доме часто возникают проблемы с канализацией. Аварийной службе хорошо знаком этот адрес. Лучше бы вначале сменили трубы, а потом занялись бы фасадом, говорят в адрес властей наши собеседники.

Самый старый многоквартирный дом Дзержинска до сих пор на «военном положении». А ведь с ремонтом на этот дом рабочие зашли еще в начале июня. Трудяги менялись как перчатки. Ремонт шел с перманентными перерывами. Бригада рабочих могла сорваться и куда-то пропасть на неделю-две. Ремонт, соответственно, останавливался. Так и дотянули до холодов. И стройматериалов было не жалко. Как рассказали нам жители, подрядчик завез однажды гору утеплителя, скинул во двор, оставил мокнуть. Испортился, его увезли. Наверное, на свалку, а может, и пустили на какой-то другой объект…
 

А в смете по-другому


Жители домов, где проводится капремонт, собственными глазами видят, как подрядчики пускают их деньги по ветру. Но, называя вещи своими именами, вначале нужно хорошенько поработать над сбором доказательств. И прежде всего самим собственникам, потому что они, по сути, и есть главные интересанты процесса. И чтобы капремонт удался, необходим тщательный контроль со стороны собственников на каждом его этапе. Именно так и решили действовать на проспекте Ленина, 41/18. Там загодя провели общее собрание, на котором избрали уполномоченного на подписание актов выполненных работ по капремонту, а затем направили свое решение в фонд кап-ремонта и «Городское жилье».

В трехэтажном доме с 25 квартирами 1953 года постройки в текущем году ремонтируют кровлю за 5 млн 236 тысяч рублей и фасад за 4 млн 108 тысяч рублей. Подрядчик на доме вроде бы серьезный – ООО «Строительные технологии» из Нижнего Новгорода. В областном центре у компании многочисленные контракты на сотни миллионов рублей, а в заказчиках не менее крупные структуры, такие как, например, АО «Теплоэнерго». Не знаю, как в Нижнем, но в Дзержинске, на Ленина, 41, подрядчик работает не слишком добросовестно. Информацию о недоработках и откровенном жульничестве собственники регулярно направляют в МКУ «Городское жилье». Правда, технический заказчик капремонта в Дзержинске почему-то упорно игнорирует все жалобы.

А факты свидетельствуют о том, что подрядчик много не делает из того, что положено в проектно-сметной документации (ПСД). Нарушения при проведении капремонта собственники фиксировали вместе со своей управляющей компанией «Альтернатива есть». Еще в конце июня УК отдельным письмом информировала «Городское жилье» о несоответствии штукатурного слоя фасада со стороны двора заявленному в проектной документации. На фасад нанесли 10 мм штукатурки вместо 20 мм. Кроме этого, на момент обращения оставались не отремонтированы два балкона со стороны двора. Подрядчик также не использовал сетку при нанесении новой штукатурки на наружных откосах. Наконец, УК заявила о несоблюдении сроков начала кровельных работ.

В начале июля в негодование пришли и сами собственники. 5 июля работники «Строительных технологий» демонтировали четыре архитектурных элемента на фасаде вкупе с арматурой, их удерживающей. Элементы, со слов рабочих, были якобы аварийными. Однако демонтаж изваяний занял несколько часов напряженной работы. Много времени и сил понадобилось рабочим, чтобы сбить с фасада лепнину, что само по себе заставило жителей дома усомниться в аварийности архитектурных элементов. Зачем сносили лепнину, сделанную на века советскими строителями? Наверное, чтобы нынешние смогли заработать.

Эконом-вариант


Дальнейшая переписка собственников с техническим заказчиком продолжалась вокруг детализированного графика производства работ на доме. Тот, что в первый раз предоставил подрядчик, не соответствовал условиям заключенного договора. Рабочие заступили на объект в середине мая, а к концу июня наблюдалось заметное отставание. Кроме того, график, который в первый раз получили собственники, был без подписи директора «Городского жилья». Не числилось там и плановых дат столь важных при капремонте мероприятий, как предъявления скрытых работ и проведения отдельных промежуточных испытаний. График изобиловал разделами, отсутствующими в ПСД. В их числе был демонтаж и устройство новых окон и входных групп, ремонт цоколя, на которые отпускался 31 день, а также ремонт отмостки за 44 дня. В то же время в графике не было одного важного раздела, присутствующего в ПСД, – ремонта вентшахт. Собственники также просили, чтобы МКУ проконтролировало, чтобы подрядчик восстановил демонтированные архитектурные элементы с использованием арматуры для крепежа.

В конце июля жители сделали для себя новые открытия в ремонте дома. На чердаке они увидели синие канистры с маркировкой «Сенеж». Строители, как утверждается в письмах с Ленина, 41, добавляли в пластиковые бочки колер-пасты «Текс», а затем обрабатывали этой жидкостью стропила. Между тем в сметах предусмотрена обработка стропил совершенно другим – огнебиозащитным – составом «Neomid 450-1» с расходом по первой группе огнезащитной эффективности не менее 250 г/м2 без каких бы то ни было добавок в виде колеров, нарушающих химсостав. Такая рокировка обрабатывающих составов от пожаров и плесени, скорее всего, со стороны подрядчика была вызвана желанием сэкономить – «Сенеж» гораздо дешевле «Неомида».

Сэкономил подрядчик, по всей видимости, не только на одних антисептиках. В очередной раз проводя ревизию работ, собственники обнаружили на чердаке рулоны гидро- и пароизоляции «Wellroof R90». Часть из них к моменту осмотра уже пошла в работу. В ПСД вместо «Wellroof» предусмотрена установка гидрозащитной пленки «Изоспан С», как несложно догадаться, она дороже. Вместе с этим жители дома обнаружили на чердаке рулоны рубероида РПП, которые шли для гидроизоляции под мауэрлат. Это часть системы скатной кровли, крайняя нижняя опора для стропил. Так вот, в ПСД значилась совершенно другая гидроизоляция – «Техноэласт ЭПП». Для понимания, рубероид в десять раз дешевле техноэласта. Также проверяющие зафиксировали нарушение технологии крепления мауэрлата к кирпичной кладке. Вместо шага 500 мм, он крепился анкерами с шагом в 1000 мм. 

А еще обитателей Ленина, 41 потрясло большое количество поврежденных держателей отопительной системы. Рабочие взбирались по ним для выхода на крышу. Какие отчаянные парни, не переживающие за состояние труб. А вдруг они, лишившись креплений, потекли бы? К слову, сломанные опоры чердачных коммуникаций и стали причиной пролива одной из квартир в доме № 13 по проспекту Дзержинского, который также попал в программу капремонта-2020. В августе и на Ленина, 41 случился пролив двух квартир. «Строительные технологии» сразу пообещали исправить все водяные последствия. Однако в одной квартире компания не доделала финальные штрихи в натяжном потолке, а в другой, где вообще после пролива обрушился потолок, так и не приступила к ремонту. В «Городское жилье» также по этому поводу отправлялись письма с просьбой обязать подрядчика отремонтировать пролитые квартиры в полном объеме и в разумные сроки.

Одно из последних воззваний к руководству МКУ с Ленина, 41 было связано с захламленностью подъездов, в которых подрядчик устроил склад стройматериалов с горами мешков из-под штукатурки и бочек из-под «Сенежа». И это не придирки со стороны жителей дома, которые полгода живут на стройке, а прямое нарушение Правил технической эксплуатации жилищного фонда и противопожарных требований к эвакуационным путям и выходам.
Описывать все, что было в письмах собственников, можно еще очень долго. Тем паче, что на доме вскрываются все новые и новые факты, требующие отдельного внимания. Так, например, жильцы дома обнаружили несоответствие параметров кровельного железа. Толщина того, которым уже наполовину покрыли крышу, составляет 0,6 мм, а в ПСД указано 0,7 мм.
 
О многих других похождениях подрядчика на Ленина, 41 активно рассказывают соцсети. Так, недавно в местных пабликах писали о том, как рабочие испоганили арку на въезде в дом. Ремонтники, не мудрствуя лукаво, снесли декоративные прямоугольные обрамления колонн, и, не восстанавливая их, наложили штукатурку. На других фотографиях видно, как подрядчик использует монтажную пену в слуховых окнах, расположенных на кровле. «Все работы выполняются с помощью самых передовых технологий и материалов», – шутят в соцсетях дзержинцы.

После выхода этого материала мы, равно как и собственники на Ленина, 41, надеемся на какую-то реакцию и обратную связь от «Городского жилья».

Продолжение следует…
Вадим Щуренков